Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-11-11 22:28:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Наука будущего
Петр Леонидович Капица, Речь на Международном симпозиуме по планированию науки. 1959
|||"В дни моей молодости часто говорили о <чистой науке>, науке для науки. Теперь об этом нет и речи. Hayка сейчас стала рассматриваться как необходимая составная часть общественного строя, и не только как полезная, но и как неотъемлемая его часть. Государство все больше уделяет внимание науке как важнейшему элементу государственной жизни; теперь научные учреждения ставятся наравне с другими ответвлениями общественного устройства, например народным образованием, транспортом, армией. Этого не было 50 лет тому назад; тогда в организации науки господствовали случайные факторы, а ее развитие основывалось на частной инициативе.

...Профессор Бернал в своем выступлении сказал, что администраторы здесь играют решающую роль и они необходимы для организационной работы над крупными научными проблемами. Я не согласен с профессором Берналом — не в том, что такие организаторы для коллективной работы в науке необходимы ,- это правильно, но, по-моему, ими должны быть не администраторы, а непосредственно сами ученые.

...Мне кажется, что теперь мы должны начинать специально воспитывать и готовить людей — организаторов больших научных проблем и, чтобы сделать эту должность привлекательной, относиться к таким людям с большим уважением, а не относить их просто к некоторой разновидности бюрократов-администраторов.

...Итак, я предполагаю, что одна из задач будущего — это воспитание и развитие нового типа ученого-организатора, деятельность и значение которого я только что описал. Этот тип ученых-руководителей в настоящее время находится в начальной стадии своего развития, но в будущей науке больших масштабов будет играть решающую роль.

...В настоящее время даже в самых развитых государствах этот объем составляет только три-четыре процента всего бюджета. Но с каждым годом эта доля неукоснительно растет как в социалистических, так и в капиталистических странах.

...В одной из своих статей академик Н. Н. Семенов писал, что в будущем тем или иным путем половина человечества будет участвовать в созидательном научном труде. Таким образом, одна половина населения государства будет выполнять общественные функции, другая же будет работать в институтах, конструкторских бюро, на опытных заводах, там, где не может иметь место механизация и автоматизация, но необходим индивидуальный подход к решению каждой поставленной новой проблемы.

...Положим, что ученым в конечном счете удастся найти метод производства искусственно направленных мутаций, который изменит вид человека. Тогда возникнет интересный и весьма дискуссионный вопрос — вопрос об изменении вида у человека. Это открывает возможность менять и структуру общества аналогично тому, как описано у Олдоса Хаксли в смелой фантастической утопии «Brave New World». История культуры учит нас, что фантастическое со временем становится реальным."
http://www.vitart.ru/kapitsa/7-3-The_future_of_science.html

---------------
Идеально точно прошелся по всем мозолям будущего. И роль администраторов-менеджеров в науке, и искусственный человек, сделанный мутациями, и вообще. 1959 - пятьдесят лет назад. Отлично видел человек будущее - другое дело, что, может статься, иначе его оценивал. Это вообще забавная штука - может быть, по сути многие люди, очень враждующие, меж собой практически согласны, у них все расхождения только в оценках. А по модулю - идентичны, как однояйцевые близнецы.


(Добавить комментарий)


[info]kouzdra@lj
2010-11-11 17:17 (ссылка)
А brave new world уже утопия :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-11-11 17:20 (ссылка)
А Капица видел в этой вот книге проект будущего, причем - оптимистический.
С ума сойти.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2010-11-11 17:27 (ссылка)
А Хаксли сам отмечал в 50-е, что "мечты сбываются" и то, что ему казалось злой довольно сатирой начинает восприниматься как желательный сценарий. Капица как раз вполне в тренде :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]antihydrogen@lj
2010-11-11 18:02 (ссылка)
Не казалось это ему злой сатирой. Хаксли сам был ярым энтузиастом евгеники и считал наступление дивного нового мира неизбежным и желательным, так что Капица просто правильно понимал посыл автора

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2010-11-11 21:44 (ссылка)
Евгеника тогда вообще была популярна (но в BNW не евгеника, а как раз наоборот), что же до желательности BNW - разве что в смысле, что "если сравнивать с 1984...". Так он характеризует его как "кошмар" (хотя и вероятный)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]enot_iz_t_a_zoo@lj
2010-11-11 17:36 (ссылка)
оптимистический потому, что он - альфа!
кто бы сомневался, хе-хе

(Ответить) (Уровень выше)


[info]qaraabayna@lj
2010-11-15 00:38 (ссылка)
Челюсть висела с десяток секунд... Awe. Some.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bowin@lj
2010-11-13 16:24 (ссылка)
конечно утопия
и Фукуяма о том же писал

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rezoner@lj
2010-11-11 17:21 (ссылка)
Интересно, что эта книга Хаксли, на которую он ссылается, в то время считалась клеветой на социализм, и стояла в обойме клеймимых буржуазных фальшивок. А Капица, небось, и не знал. Интересно так же как он ее оценивал - как "смелую утопию".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-11-11 17:48 (ссылка)
Думаю - знал.
Смело упомянул. Но интересна даже не смелость советского академика - а то. что это вот мрачное пророчество о диктатуре - он счел нужным понять как обещание управления социумом

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rezoner@lj
2010-11-11 18:02 (ссылка)
Да, я именно это и отметил - странную оценку.

А что касается "знал-не знал", то он вполне мог ее прочитать до войны, в Англии, ну и остаться с таким впечатлением, а советскую критику не читать за недостатком времени.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anhinga_anhinga@lj
2010-11-11 20:30 (ссылка)
Разве там диктатура?

В этой анти-утопии не очень много "анти", там mixed message...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2010-11-11 21:45 (ссылка)
Диктатура.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anhinga_anhinga@lj
2010-11-11 22:10 (ссылка)
По-моему, просто общественное мнение не в меру когерентное.

Но разве там есть серьёзные репрессии против инакомысляцшх?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2010-11-11 22:46 (ссылка)
Диктатор там есть - и Его Фордейшество весьма красноречив. Репрессии тоже есть (и компания главных героев на них в конце концов и нарывается - их ссылают) - но весьма выборочные (в позднем СССР они тоже были весьма слабыми).

Но действительно общество выстроено так, что обычно в этом не возникает нужды.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anhinga_anhinga@lj
2010-11-12 01:34 (ссылка)
> и компания главных героев на них в конце концов и нарывается - их ссылают

ну да, ласково поговорив отправляют в командировку с миссией писать крамолу, но не смущать ей "малых сих"... довольно заманчивые репрессии...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2010-11-12 10:15 (ссылка)
Некоторые из них очень недовольны. Но в брежневском СССР они были такие же - после увещеваний в известных органах отпускали по домам с примерно такими же пожеланиями. Вот если увещевания не подействовали - ....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anhinga_anhinga@lj
2010-11-12 15:58 (ссылка)
В книжке, во всяком случае, нет никаких карательных огранов и никакого особого насилия. Что будет, если человек откажется ехать на остров, неизвестно, и т.д.

Поэтому я не воспринимаю ёё, как изображение "диктатуры". Она про другое...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kouzdra@lj
2010-11-12 16:14 (ссылка)
Почему же - когда один из героев начал буянить - был быстро и эффективно повязан при помощи гуманнейших спецсредств.

то будет, если человек откажется ехать на остров, неизвестно

Видимо - согласия не спросят. Про "умертвительные камеры", как прискорбную альтернативу островам впрочем упоминается - другое дело, что пока есть острова в таких брутальных методах нет нужды.

поэтому я не воспринимаю ёё, как изображение "диктатуры". Она про другое...

Это именно идеальная диктатура (сходная до степени смешения с идеальной демократией - см. дело о отравленных кактусах) - Хаксли умный был. Еще "Бразилия" хороша в том же роде.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cobetbi@lj
2010-11-11 18:17 (ссылка)
И самое интересное, почему его Сталин не расстрелял в гулаге. Ведь в гулаге гноили и расстреливали даже тех, кто просто случайно во сне шёпотом произнёс имя сталина без радостной интонации.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rezoner@lj
2010-11-11 18:37 (ссылка)
Потому что бомбу делал, если в двух словах.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anhinga_anhinga@lj
2010-11-11 20:32 (ссылка)
Как раз, вроде, отказался делать. За что был отовсюду уволен, но не тронут.

По крайней мере, так писали/рассказывали...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gouriev@lj
2010-11-11 18:43 (ссылка)
в гулаге гноили и расстреливали даже тех, кто вообще непричем,
а просто случайно на глаза попался. по теории вероятности,
кого-то случайно могли и проморгать.

а Сталин в 59-м году уже крутился в гробу, возмущаясь борьбами
с культом его личности

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cobetbi@lj
2010-11-11 18:53 (ссылка)
>>в гулаге гноили и расстреливали даже тех, кто вообще непричем,
а просто случайно на глаза попался

В гулаге гноили и расстреливали даже тех, кто вообще никогда никому никуда не попадался.

>>а Сталин в 59-м году уже крутился в гробу

Мог бы всё равно дотянуться проклятый, я щитаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dm_kalashnikov@lj
2010-11-12 04:06 (ссылка)
"В гулаге гноили и расстреливали даже тех, кто вообще никогда никому никуда не попадался." — это пять!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gouriev@lj
2010-11-11 18:33 (ссылка)
странно. по тексту она вроде-бы - клевета на капитализм.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cobetbi@lj
2010-11-11 18:27 (ссылка)
Вот эта заметка (http://blanqi.livejournal.com/325272.html) у меня в френд-ленте пересекается с вашим постом.

Image
Исполнительный директор фонда "Сколково".

20.08.2008. «Бизнесмен Меир Мошиашвили, возвращавшийся из России, задержан в аэропорту Бен-Гурион, когда проходил по "зеленому коридору", имея при себе 106 алмазов, сообщает "Аруц шева". Таможенники обнаружили алмазы в кармане брюк, уложенных в чемодан бизнесмена, который назвался "консультантом по вопросам шоколада", который часто ездит за границу. Мошиашвили не является членом израильской алмазной биржи и поэтому не имеет права возить в страну алмазы на законных основаниях. Стоимость алмазов по заявлению контрабандиста – 300 тысяч долларов, то есть около миллиона шекелей. Он сказал, что купил камни за наличные и не может представить квитанций.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gouriev@lj
2010-11-11 18:40 (ссылка)
-Интересно, а леденцы у него есть ?
-Каждый его палец - леденец !
(с) Метерлинк

Каждый алмаз в кармане оного человека
символизирует блестящую научную идею,
разрабатываемую в подведемостенных
организациях. Дальше можно домысливать
по-разному, но по-всякому смешно выходит.
Например, каждый алмаз - это гонорар,
предназначенный для (или украденный у?)
автора блестящей идеи... Или средства
для тайной скупки идей... или...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cobetbi@lj
2010-11-11 18:50 (ссылка)
Да я не знаю что там происходит. Вроде бы даже и здорово было бы если б в сколкове что-то получилось. Но по телевизору рассказывают про то как чубайс презентовал новые инновационные непотеющие нано-носки с нано-частицами, нано-галстук непромокающий... В интернетах вот про главного научного авторитета сообщают. Хрен его знает что там такое вообще. Я считаю, главное, чтоб почаще в сколково приезжал святейший патриарх и воды святой не жалел. И если даже открытий будет немного, то хотя бы иконы будут мироточить больше, даруя нам благодать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gouriev@lj
2010-11-11 19:00 (ссылка)
согласен... но как-то несправеливо.
надо позволить и другим конфессиям вложиться,
и потом получать свои дивиденты. а то вдруг
один не справится?
говорят, в Сибири еще остались шаманы,
а в Африке, в Африке!..

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gouriev@lj
2010-11-11 18:47 (ссылка)
да, да, получилось!
половина населения - подопытные кролики для медиков и фармацевтов.
еще половина (возможно, та же самая) - для психологов и эта... рекламополиттехнологов.

а орагизаторы - это да, воспитались в фантастическом объеме.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-11-12 03:11 (ссылка)
мы живем в предсказанном будущем. Этим пользоваться надо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gouriev@lj
2010-11-15 00:16 (ссылка)
как же ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-11-15 02:51 (ссылка)
читать у прошлого, чего мы не замечаем в современности

(Ответить) (Уровень выше)


[info]klyw@lj
2010-11-12 02:15 (ссылка)
А у меня такое выступление промелькнуло http://www.youtube.com/watch?v=OcvDaD2tlCo (взгляд в прошедшее, ИМХО пересекается с вышесказанным, насчет системы организации)))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-11-12 03:10 (ссылка)
спасибо, не видел этого выступления

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dockazak2@lj
2010-11-16 17:49 (ссылка)
ой, как я удачно зашел :)

(Ответить)