Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bo_ba ([info]bo_ba)
@ 2004-02-24 15:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Идиот
Посмотрел 10 (десять!) серий Идиота (ДВД передали с оказией из Олбани через Апалачский хребет на ослах - принесли прямо в баню).

Два самых выпуклых наблюдения:


1. Странность Идиота заключается в его языке. Он говорит на языке отличном от "обычного" языка. В то же время его язык - это его подсознание, ибо он говорит на одном и том же языке и в салоне у Настасьи Филипповны, и, скажем, когда Рогожин пытается его убить. Более того, подсознание Идиота - это его единственный язык. Ведь он не получил никакого образования и вообще, не считая нескольких лет в Швейцарии, был всю жизнь идиотом. Весь свет, в то же время, образован и поэтому владеет по меньшей мере двумя языками. Свет, однако, редко проявляет свое подсознание - тем реже чем больше он заангажирован. Это различие очевидно в каждый момент существования Идиота в обществе и Достоевский гениален в том, как последовательно он его проявляет. Вообще, я позавидовал тому, как он сумел исключительно на этом лингвистическом контрасте построить целый роман.
Достоевский, однако, не последователен в сюжетных деталях. Например, он вкладывает в голову Идиота славянофильство, которое - результат русского образования, которое, в свою очередь, должно отсутствовать у Идиота по определению. Другой хороший вопрос, на который Достоевский дает плохой ответ - откуда у Идиота взялось его "другое" подсознание. Ведь как стало известно после Достоевского, подсознание - это язык, данный Другим. (Замечу, что ожидать от Достоевского теории, которая была создана после его смерти не есть безрассудство, ибо он эту способность демонстрировал, например, в Братьях Карамазовых. В притче о Великом Инквизиторе, он предложил теорию бегства от свободы, формализованную в 1942-м году Фроммом. Это само по себе не странно - и даже выступает основой в синхронной перспективе;-).
У Достоевского этот Другой - совершенная мистика. Живописный, но однообразный вид гор перед глазами Идиота, сидящего в кресле в санатории в Альпах, с трудом подходит на роль Другого. Какие-то лучи, "исходящие от позолоты церквей" на Идиота, возможно могут объяснить только славянофильство;-)
Отсутствие структурированного Другого, его мистичность, наводят на мысль, что им является сам автор. Ну да, так и есть, он же это уже делал, но не так нахально. Алеша (в БК), например, должен был пешком ходить к старцу, чтобы получить там свои откровения.


2. Приватная составляющая речи, которой говорят все герои Идиота, равна нулю. Тотальность вербализации и обобществления внутреннего монолога героев, по-видимому, нужно относить к литературным недостаткам романа. С другой стороны, я думаю, что эта абсолютность есть характеристика т. н. русской души, сохранившаяся до сих пор. По этому признаку можно отличить русского человека и сейчас где-нибудь в Швейцарии.


(Добавить комментарий)


[info]ladoga@lj
2004-02-24 09:48 (ссылка)
а второе?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]scriptum@lj
2004-02-24 09:49 (ссылка)
я еще на работе - допишу вечером ;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eutrapelia@lj
2004-02-27 05:31 (ссылка)
Я прочитываю Ваш первый тезис как:
Единственное отличие Идиота от всех остальных героев - неумение лгать.

Второе, возможно, результат некоторой литературной традиции и стиля автора.

Я писала об Идиоте несколько раз у себя в журнале, надо найти и перечитать...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]scriptum@lj
2004-02-27 05:54 (ссылка)
Это так, однако неумение лгать - чересчур минималистское понятие - меня же интересует его структура.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eutrapelia@lj
2004-02-27 06:00 (ссылка)
Минималистское - но к чему изобретать велосипед? Кн. Мышкина сформировался не в той среде, выживание в которой возможно только благодаря лжи. Посмотрите на Аглаю - вот образчик существа, прекрасно сочетающего полуправду с полуложью.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scriptum@lj
2004-02-27 06:14 (ссылка)
Я вам честно скажу, меня Идиот интересует с двух точек зрения:
1) как метод построения романа на "лингвистическом контрасте". В этом методе сюжет теряет самостоятельную роль.
2) Идиоты подобные Мышкину получаются и в среде, где "выживание возможно только благодаря лжи". Достоевский - сам такой идиот. Или Чацкий, например, да и любой, что там говорили нам в школе, герой нашего времени. Это потому, что подсознание - это публичная категория. В случае Идиота, подсознание было заработано мистическим или "идиотским" образом, но это чаще всего не так.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ache666@lj
2004-03-30 00:36 (ссылка)
Например, он вкладывает в голову Идиота славянофильство, которое - результат русского образования, которое, в свою очередь, должно отсутствовать у Идиота по определению.

Этот момент не убедителен. Как раз с точностью до наоборот, русское образование того времени склоняло к западничеству, а находясь долгое время на западе и зная о своих русских корнях, можно было тешить себя построениями в пользу славянофильства, не конкретных его структур, а вообще как такового, что и наблюдаем.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]scriptum@lj
2004-03-30 07:22 (ссылка)
Можно было ностальгировать за границей, но не разработать славянофильскую позицию до той степени, в которой она выражается, например, в эпизоде с разбитой вазой. Для этого либо нужно было достаточно долго находиться в русском контексте, либо регулярно читать жывой журнал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ache666@lj
2004-03-30 10:56 (ссылка)
Укажите, конкретно в чём вы видите разработанность славянофильской позиции в эпизоде с вазой? В предшествующем отрывке князь напоминает неофита под экстази. Ему приятнее завывать и интонировать, рвать эмоции, чем строить ажурные конструкции смыслов. Он явно пытается компенсировать недостаток разработанности пылом души. Скажем, "католичество - не христианство" в его устах - органичный наив неофита, который может лишь странным образом казаться синхроничным с аналогичной разработанной вещью. В этом, кстати, также любимый приём ФМД. Смотрим дальше - "социализм порождение католичества" - вроде бы есть некая разработанность, но нет, у князя просто последовательность, раз католичество в самом начале объявлено главным злом, остальные к нему плюсуются. Дальше что-то совершенно уже невнятное, всё вперемешку, атеизм, земля, дайте, откройте жаждущим и воспаленным, и, наконец, исполин как сосредоточие всего князева эмоционального сверхусилия. В целом он говорит не опасные вещи, но опасно похожие, создавая для окружающих ситуацию метания между оценочными альтернативами.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]scriptum@lj
2004-03-30 11:57 (ссылка)
Я говорю о контрасте между "обычным" Идиотом и Идиотом, каким он вдруг является у генеральши. Обычно он разыгрывает одноходовки, да еще на поле простых заповедей, а у Епанчиной, вдруг, мы видим двухходовки, которые разыгрываются на более сложном поле - на поле политики, истории и религии. Контраст очевиден, например, между этой сценой и другой главной сценой, где горят деньги. Я думаю, что попасть на это новое поле можно путем образования, какова бы ни была его абсолютная ценность. Буквальную ценность славянофильства Идиота, я думаю, сейчас обсуждать не очень продуктивно. Мне почему-то кажется, что и ФМД не очень-то интересовался когеррентным изложением славянофильста устами Идиота - только как элементом дискурса, не более; ему было достаточно, чтобы вещи были похожи на опасные вещи. Тем более меня эта когеррентность не интересует, на меня производит впечатление контраст, может быть даже созданный путем каких-то простых неофитных манипуляций.

(Ответить) (Уровень выше)