Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет gr_s ([info]gr_s)
@ 2005-05-02 03:15:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Шумер. Из жизни олигархов, или Найдется всё
Вначале выдержки из одного письма.


begin
Прибыв сюда, ты сказал так: "Я дам хорошие слитки ГимильСину".
Ты прибыл, сказал, но не сделал. Ты предложил нехорошие слитки моему гонцу и сказал: "Хотите брать - берите, не хотите брать - уходите". Как с кем это ты обращаешься со мною? Я писал тебе, чтобы ты принял мой кошель, но ты поступил со мной неуважительно. И не один раз заставил ты [моего гонца] возвращаться с пустыми руками в чужой стране. Кто из ходящих в Тельмун [о-ва Бахрейн в Персидском заливе] поступал так со мной? А ты поступил так, да еще препираешься по поводу серебра, которое ты получил из моего дома. А еще я за тебя отдал дворцу 18 талантов меди и Шумиабум отдал 18 талантов меди помимо того, что мы выдали документ за нашей печатью храму Шамаша. Что ты сделал с этой медью? Ты задержал мой кошель в чужой стране. Ты обязан вернуть мне его дома. Знай, что здесь, дома [в Уре] я не возьму у тебя нехорошей меди. На моем дворе я буду выбирать слитки и брать их, а за твое неуважение я буду иметь преимущество при выборе товара.
end
(см. Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., Наука, 1990, стр. 116)

Нанни - торговец, сосед Эйанацира. Шумиабум - начальник торговых агентов дворца. Эйнацир проживал на углу Старой улицы и Церковного переулка. Адрес его по Старой улице был бы "дом 1/7" (названия и номера домов даны археологами). Дом был большой, при нем - мастерская. Архив Эйанацира хорошо сохранился, сохранились и многие предметы, фигурурующие в архиве, письма к нему, купчие, закладные и т.п. Кроме того, в других домах сохранилось множество документов, в которых упоминается Эйанацир, его коллеги по бизнесу и друзья из администрации дворца.

Он закупал на Бахрейнах медь, привозил ее в Ур и обогащал в мастерской при доме. Медь закупалась для казны (дворец и храм), частных заказчиков и для себя. Из обогащенной меди он в мастерской с работниками делал на заказ изделия (котлы и другую посуду, расписки сохранились). Кроме того, часть заказчиков были сами литейщиками. Им он отдавал часть первичной меди. Казна забирала и обогащенную медь, и изделия. Все эти множества разных покупателей/заказчиков разнообразно пересекались.

Жена руководила другой мастерской, где [бедные родственницы? работницы? рабыни?] делали пряжу из шерсти. Эйанацирам принадлежали овцы и козы. Сохранилась опись стада по состоянию на месяц - конец или начало не ясно - se-gur-kud, 10-й год РимСина, "когда построили стену Шамаша", то есть, внимание! 1813 год до н.э.. Стадо в 73 голов овец и баранов (44 овцы, 24 барана, 5 ягнят) и 14 коз).

В опочивальне Эйанациров сохранились флаконы для косметики. Дьяконов трогательно называет их "каменные и глиняные сосудики". Косметика - кипарисовое масло, сурьма, - покупались (прайсы и расписки есть в архиве). Там же были шкатулки для украшений и сами украшения (бусы, заколки, серьги - из золота, серебра, заколки из камня и кости), предметы гигиены (щипчики для эпиляции, лопаточка для чистки ушей).

Предметы находили и в других домах, как и архивы. Но у Эйанациров самое большое пересечение того и другого.
Дом, к тому же, самый большой в городе. И плюс он еще один дом построил для брата или взрослого сына, с семьей. Участки прикупал в городе (на окраине, у стены и сразу за ней).

Эйанацир часто задерживал медь и поставлял ее не того качества. Бахрейн был международным рынком - Эйанацир вез туда серебро, ткани, сирийские благовония. Туда же везли слоновую кость из Индии. В Ур медь поступала из Омана (через Бахрейн) и из Ирана. Хурриты держали торговлю из Ирана и Афганистана, урские поставляли им фрахт ("этот путь стоит четыре аккадские ладьи" - из расписки), так как те возили ее на Бахрейн для дальней торговли. О дальности торговли можно судить по тому, что самая дальняя фактория этих мужиков из Ура найдена в Малайзии. Медь, которую привозил Эйанацир, была оманская, т.е. с большой примесью никеля. Часть меди Эйанацир обогащал на Бахрейнах, часть вез в Ур. Понятно, что на пересортице, имея свои мощности по обогащению, можно было неплохие крутить дела.

Из письма к Эйанациру:
"Арбитурам - Эйанацину. Медь нужна мне - я тебе выдал документ со своей печатью. Если не отдашь, я возьму у тебя работницу в залог. Так или иначе, отдай очищенную медь и (думаю "или" - gr_s) пошли ко мне человека".

Для казны Эйанацир возил оптовые количества. Есть сердитое письмо Шумиабума, де мол, отдай 30 кг, они за тобой числятся уже 2 года! Но, что интересно, - упоминаемые со своими должностями в других документах лица в расписках и прочей деловой переписке с Эйанациром фигуруют исключительно без таковых! И объемы их заказов
- вполне частного свойства ("Работа, которую ты сделал мне, - хорошая. Но ты продал медь, и пусть мне тоже откроется [возможность] продажи").

Есть жалобы клиентов Эйанацира на его слишком высокую активность в непрофильных бизнесах. Он перепродавал участки, в т.ч. садовые, давал деньги в долг и по крайней мере один раз произвел сделку с готовой одеждой, как понятно из документов - бывшей в употреблении. Клиенты жаловались, что это его отвлекает от литейной мастерской, и он долго не поставляет заказанные котлы.

Дьяконов, правда, оспаривает мнение, что этот ушлый урец приторговывал старьем. "50 одежд" по ценам, найденным в прайсах, стоили почти 1 кг серебра - на них можно было дом купить. Тем не менее, найденные инвентарные списки мешков, лемехов ("принадлежащих разным лицам"), косметики - на 0,5 кг серебра! - свидетельствуют о его немалой оборотистости.

После 30-го года РимСина (1793 года до н.э.) правительство эту деятельность прекратило. С ней прекратился и поток документов о хозяйственной деятельности частных лиц. Известно, что тогда же РимСин запретил оборот участков под сады и поля, а также кредит, продажу и залог работников. А там и Хаммурапи подоспел, присоединил ослабевшую Ларсу и Ур к своему царству, расширил государственные имения, перевел в категорию царских все храмовые земли и упразднил должности торговых агентов при храмах. Самозванец или настоящий внук РимСина после смерти Хаммурапи поднял было восстание, но оно было подавлено.

Как пишет Дьяконов об Уре "разгром, учиненный здесь в 1739 году, - естественная грань той подвижной картины, которую мы собираемся нарисовать", а я для вас пересказал - неполностью, конечно, но сохранив важные - для меня - моменты.

А, забыл. Ур экспортировал также кровати. Их тоже Эйанацир на Бахрейны, стало быть, ладьями возил.