Немного о физиологии наркотической зависимости
Я не знаю, поможет ли эта работа
roizman@lj'у бороться с нарколыгами, барыгами и бегунками. Скорее всего, нет. Но зато новые знания о механизме, стоящем за наркоманией приближают тот момент, когда будет создан эффективный метод лечения этого общественно-опасного недуга. И тогда барыги рискуют остаться без клиентуры.
Мой пост подготовлен по материалам заметки в научном блоге, основанной на публикации этого исследования. И то, и другое — на английском языке, для получения доступа к материалу исследования требуется бесплатная регистрация на сайте.
Обыденное сознание склонно рассматривать наркоманию и другие обсессивные расстройства как результат недостаточной силы воли. На самом деле, в патогенезе зависимости главную роль играют склонность к импульсивному поведению и поиску новых впечатлений. Но что первично: эти черты личности склоняют человека к злоупотреблению психоактивными веществами, или же сам факт употребления вызывают подобного рода расстройства личности?
Некоторые исследователи полагают, что длительное употребление наркотиков повреждает префронтальные участки коры головного мозга, отвечающие за самоконтроль и социально-приемлемое поведение.
Новые исследования на животных показали, что всё обстоит несколько иначе. Врождённые различия в типе личности предрасполагают человека к развитию наркотической зависимости ещё до того, как он впервые столкнулся с наркотиками.
Джеффри Дэлли, Тревор Роббинс и их коллеги из Кембриджского университета провели исследование на 12 крысах, которые до начала эксперимента не имели контакта с кокаином. У них выработали условный рефлекс на включение света при прибытии пищи, чтобы получить еду, им надо было нажать на кнопку.
Некоторые из крыс в 2 раза чаще, чем другие жали на кнопку преждевременно, и Дэлли выделил их в "импульсивную группу". Сканирование мозга выявило различия в структуре мозга импульсивных и неимпульсивных крыс: в вентральной части полосатого тела, отвечающей за наслаждение и формирование зависимости у импульсивных наблюдалось меньшее число D2- и D3-допаминовых рецепторов.
Дэлли дал возможность крысам вводить самим себе кокаин через катетер, и импульсивные вводили себе более высокие дозы наркотика, чем неимпульсивные. На основании этого учёные пришли к выводу, что импульсивность, связанная со дефицитом D2- и D3-допаминовых рецепторов в вентральном отделе полосатого тела, указывает на врождённую склонность к развитию зависимости.
Другие исследования, проведённые на обезьянах, показали, что когда животное начинает регулярно принимать наркотики, число D2-допаминовых рецепторов в дорсальной части полосатого тела (на границе с его вентральной частью) снижается, и их дефицит сохраняется в течение нескольких лет и после прекращения приёма наркотиков.
Эти результаты показывают на молекулярном уровне процесс перехода импульсивной тяги к наркотикам в компульсивную, т.е., навязчивую. Предполагают, что упомянутые рецепторы играют аналогичную роль и в мозгу человека, и их число определяет наследственность.
Обнаружение соответствующих генов может помочь в разработке методов лечения зависимостей и удержания бросивших наркотики от рецидива. Есть основания полагать, что аналогичные механизмы действуют не только при формировании пристрастия к кокаину, но и играют роль в патогенезе никотиновой зависимости и даже патологического пристрастия к азартным играм.

Конечно, это несколько непедагогично заявлять во всеуслышание, что в развитии наркомании играют роль наследственные факторы. Но если эти исследования приведут к разработке эффективных методов борьбы с недугом, то и фиг бы с ней, с педагогичностью.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Гламур относится не только к Ксюше Собачек, но и к просто собакам. Все гостиницы для собак в обзоре на сайте на DOGS.RU