Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2005-02-09 00:38:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение:апельсины и пепси-кола
Музыка:Ю-ту, новая и не очень удачная пластинка

Первая
Ходили с Новичковым смотреть Биеннале. Сначала в Музей Ленина, потом в Музей Архитектуры. По сугробам, через морозный снег. Через снежный воздух.

Конечно, музей Ленина идеально подходит для показа contemporary art. И дело даже не в букграунде, обыгываемом в одном из залов, где показывают (в режиме реального времени) фильм Ромма "Жывой Ленин", а в воздушкЕ, которого много. Как раз для инсталляций, для скорбного бесчувствия, которое фиксируют современные художники. Сама экспозиция мне не понравилась. Дело даже не в том, что ты сравниваешь с тем, что видел. В Москве, понятное дело, все иначе и по особому. Просто сами работы невнятные и пустые. Их даже излишне социальными не назовёшь. Всё-таки современный мессидж должен быть простым и считываться. А если он считывается, то конструкт не должен довлеть. А если классный конструкт и с мессиджем всё нормально (пародия на мобиль Калдера, подвешенная под потолок) то не хватает нормального исполнения.

Всяк понимает интернациональный контекст по своему. Слишком много (при том, что артефактов не так много - по одному на зал) условно понятого "мейнстрима" без руля и ветрил, нет ни нерва, ни драйва. Сделано абы было (инсталляция про воскрешение поэзии, фильм про Техас, прочая хуепутала). На этом фоне есть только "Синие носы" - реально мощные работы в коробках. Просто, доходчиво и со вкусом. Тут всё соединено - национальная иднтичность, остроумие, простота изложения, узнаваемость, драйв. И тд, и тп. Если бы не эти картонные боксы с видео в музей Ленина можно было бы не ходить. Не за чем/кем. В газетах читал про "небывалый уровнь показа и качества". Может, я балованный, может видел больше чем Молок и Ко (хотя вряд ли), но в смысле качества и разнообразия нашу интернациональную экспозицию забьет любой провинциальный центр современного искусства из Хельсинки или Барселоны. В этом смысле, здание с видами из окна (гостиница Москва, Большой театр) оказалось сама себе объектом.

В этом, кстати, и сила и слабость современного искусства, которое демократично, которое снимает оппозицию между реальностью и сочинённостью, между артефактами и жызненными проявлениями жызни. Когда художники высаживают траву между трамвайных рельсов - это методологически правильно и круто. Но когда за окнами бушует такой динамичный мегаполис... искусство проигрывает. Ты выходишь из музея Ленина в разгорячённую морозцем и водкой толпу, идёшь мимо разрушенной гостиницы "Москва" и по Манежной площади (Церетели реально велик), всё это воздействует на тебя много больше и не нужно быть Борхесом, чтобы понять, что реальность очередной раз обыграла искусство.

Сила contemporary art проявляется в концентрированном виде. Only. Сады Жиардини в Венеции или Сохо, квартал Бобура или кварталы современных галерей в Берлине или Амстердаме - все это создает живой и поддерживающий друг друга контекст. В Москве этого не вышло, так как экспозиции рассеяны по разным точкам, они инкапсулируются, превращаясь в изолированные друг от друга энергетические сгустки. Я много раз приезжал на московский кинофестиваль или на театральную "Золотую маску" корреспондентом челябинских газет и ловил тоже самое ощущение: ты выходишь с просмотра и растворяешься в равнодушной толпе, которая знать не хочет про то событие, которое происходит у неё буквально под боком. Ты ныряешь в подворотню метро и кинофестиваль, каким бы крутым он не был, исчезает мгновенно, стирается из памяти как сновидение. В чём сила "Арт-Клязмы"? В удачном соединении времени и места: всё на одном пятачке и изолированно от всего остального мира. Хочешь, не хочешь, а вставляет. А тут - что бы ни привезли, какие бы шедервы не показывали - всё будет мимо. Искусство (тем более) нужно локазиловать и пытаться концентрировать. Только тогда, количеством, оно мозги и прочищает. Может прочистить.

Впрочем, существуют и исключения. В полуразрушенном флигеле Музея Архитектуры показывают инсталляцию Болтански с замороженными в морозилке пальто. Они просто развешены на разных уровнях, рядом просто висят лампочки. И все. Но ты смотришь это феерическое действо (sic) и понимаешь, что ничего красивее, изящнее и точнее ты давно уже не видел. Болтански выступил как гений места, идеально решив полуразрушенное здание (звуки города, холод, руины), идеально приспособив его под свои нужны. Вышел артефакт мирового (не побоимся этого слова) уровня, когда сразу понятно, кто есть кто. Болтански реально велик. И даже не потому, что малыми, минимальными средствами достигает такого эффекта. А потому что слишком много сошлось в этом непридуманном качестве. Великие художники отличаются именно качеством сгущения смыслов в одном, отдельно взятом пространстве. Когда слишком много сходится - и мысли о смерти и еврейство (если ты еврей) и общая экзистенциальная проблематика и социальная, если очень уж хочется, тоже. Новичков так расчувствовался на этих палатях, с которых нужно смотреть, что сказал: Димон, давай покурим. И мы покурили. Молча. В знак восхощения и небывало сильного эстетического впечатления, которое давно уже и не чаяли поймать в Мск.

В прошлый раз такой кайф от инсталляции я получал, когда привезли Кабакова и правильно его оформили. Тогда тоже всё соединилось. На Крымском Валу. А тут - выстрел в упор. Другая инсталляция Болтански про Одессу показалась менее удачной, слишком местечково-еврейской по теме. Хотя эти матерчатые полотна с глазами умерших уже людей, взятых с антикварных фотографий тоже волнуют, когда ты понимаешь, что их колеблют вентиляторы, нагоняющие горячий воздух. На Ровнер в деревянный куб мы не попали, слишком было поздно, но мне Ровнер хватило в Музее фотографии, тоже сильная работа. И, пока я не увидел Болатански, Ровнер шла в моем персональном рейтинге первым номером. Несмотря даже на то, что видео в ММФ проецировали не на камни, а на ровную стену.



(Добавить комментарий)


[info]mantissa@lj
2005-02-08 20:11 (ссылка)
ты все правильно пишешь, Бав
а Ровнер в чашках петри все же хороша необыкновенно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2005-02-08 20:58 (ссылка)
ну вот я еще раз туда пойду, потому что мне Ровнер понравилась еще в музее фотографии, хочется закрепить осчучение

(Ответить) (Уровень выше)

Офф
[info]sannikova@lj
2005-02-08 20:53 (ссылка)
Дим, я тут вспомнила вдруг: а ты Ильенкова вывешивал в/на (хоссподи, какой предлог-то?!) Топосе или нет еще?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]paslen@lj
2005-02-08 21:12 (ссылка)
вроде вывешивал и давно уже ето было

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]rita_marucci@lj
2005-02-08 22:53 (ссылка)
Кристиан Болтански - мой любимый художник. Я даже хотела про него рассказ написать, под названием "Холокостер" (игра слов, от Roller Coaster, что значит типа "американские горки"), но как-то так и не сумела. Может быть, в будущем.
Он у нас где-то тут преподает в Городе Лосей, то есть LA.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]paslen@lj
2005-02-08 23:07 (ссылка)
Рита, это очень круто. Я на него еще в Бобуре запал, но там ето было не очень эффектно (музеефицировано), а тут в живом контексте... Новичков сфоткал и если перешлет мне фоту, я тебе ее тоже пошлю. Как и прочие фоты из моей жызни ;-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]rita_marucci@lj
2005-02-08 23:10 (ссылка)
Ну вот, ты уже был в Париже, я как-то запамятовала!
А что там было в Бобуре? Я не помню. Я только шинель Бойса и запомнила там. Я же видела экспозицию Болтански в Еврейском музее. Есть такой у нас тут маленький зальчик в Сан-Франциско. Ну и альбомы его, конечно, смотрела и читала статьи/интервью. Его показывают обычно "кусочками", и поэтому без альбомов, мне кажется, не обойтись, чтобы воспринять его "целиком". О, за фото заранее благодарю!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]paslen@lj
2005-02-08 23:17 (ссылка)
а там была комната, просто забитая секонд хендом, что не протолкнешься. Другого Болтански я видел в Амстердаме. Еще одного в Венеции. Инсталляция в Москве выгодно отличается от них отсутствием "музея". Пальто выглядят как приведения или отлетевшие души. Супер. Так просто и так странно. И никакого перебора. И красиво до умопомрачения. А в Парижике я был много раз, эх, ты...А фоты я тебе уже послал, я именно их и имел ввиду в етом зашифрованном послании )))))))))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]rita_marucci@lj
2005-02-08 23:26 (ссылка)
Да мне тоже казалось, что ты из Парижа не вылезал! Но ты все талдычил, "хочу в Париж, хочу в Париж", вот я и не поняла, зачем туда снова... ведь уже был там! Я стараюсь каждый раз по новым местам, просто чтобы успеть все посмотреть. А вообще тебе многое удалось повидать - я тоже была в Амстердаме, Париже и Венеции, но россиянам-то, вроде, сложнее (?) А ты молодец! Я тебе маленькую записочку в ответ на фото кинула, еще вчера, ты получил? Я там тебе про шапку советовала, надеюсь, ты не обиделся. Пишу домашку сейчас к универу, напишу поподробней, ага, через 3 часа, просто не смогу раньше, а то домашка вовремя не уйдет к моему чичеру!
У Пелевина мне раньше нравились вещи - а вот "Оборотень" мне совсем не понравился. В смысле, нормальная вещь - но ничего такого особенного. Забавно зато про бунинского "Петуха на кресте" :-)
Но ты давно это подметил - что Виктора Олеговича что-то тревожат гомосексуальные темы...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Офф
[info]paslen@lj
2005-02-08 23:32 (ссылка)
Про шапку я знаю. Но ты не представляешь ситуации - шапки (точнее их разнообразие и что-то нестандартное или хоть как-то отличающееся от обшего потока) в России найти невозможно. Обувь есть тряпки сколько угодно, а вот найти под свою масляну бородушку шапку я смог только в Амстике, когда мне Таня выбрала белую ушанку, которую теперь мне носить не с чем. Свой старый хит с козырьком я потерял в машине в день знакомства с Аркой (после встречи с ребусами), а ведь я ее носил из-за етого безрачья со школы, Рита!!!!! Так что все again не так просто, как кажется. Парижик мне интересен не сам по себе, а сама понимаешь почему и как. Знак силы. Фигура речи. Любовный лепет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yooo@lj
2005-02-08 23:54 (ссылка)
реальность в очередной раз выиграла у ВЫМЫСЛА - так, наверное?
и это не Борхес, а Набоков.

а вот что за синие носы в коробках?
(я понимаю, что лучше один раз увидеть. но увидеть у меня не получится - в нашей глухой провинции-уморы носы синие - разве что у прохожих)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2005-02-09 00:01 (ссылка)
Да, очепятка. Почему Набоков? У Борхеса тьма текстов на ету тему. Магистральный мотив, типа.
В обычные картонные коробки проецировали (?) видео: человечки на белом фоне. Знаете, как только что народившиеся собачата суету наводят. Коробок было что-то около десяти: в одной они по кругу трахают одну и ту же женщину, в другой по кругу боксируют, в третьей поворачивают голову вверх (к зрителям) и показывают им пальцы. В четвертой Ленин ворочается, не может уснуть. В пятой женщины-лузы по углам раздвигают ноги, а они забивают им шары, в пятой есть дырка (реальная прорезь в дне ящика), в которую они скидывают голую бабу, в шестой корчится голый человек у которого на причинном месте укреплена реальная мышеловка. То есть, смешно, доходчиво и, главное, без пафоса. А очепятку щас изменю, пасиб!!!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yooo@lj
2005-02-09 00:21 (ссылка)
не суть. Хотя я отчётливо помню это в авторстве Н., в Лекциях - но ведь реальность так и не научилась поспевать за вымыслом что Б., что Н.:-)

спасибо за описание "коробок". Завораживающая, должно быть, штуковина.

я когда-то ходила в магазин "Аквариум" на Чистых Прудах. Там в ящиках стеклянных - настоящие, живые существа спят, сидят в засаде, ухаживают, трахаются, едят друг друга, падают в какие-то дыры - тоже живые, потому что риф - он весь из животных, даже если на вид они больше похожи на растения. Стояла и часами смотрела. А ещё у них жили коты - на стеллажах, сверху, над всеми этими мирами в стеклянных ящиках. Одна мурена чуть не цапнула заигравшегося котёнка, когда он свесил лапу очень низко. Параллельные миры, которые знают друг о друге - но не способны к взаимопроникновению.

Чем-то напомнило.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2005-02-09 09:40 (ссылка)
Да, завораживает. Главное, что эти коробки симметрично так расставлены по всему коридору и образуют некую доминанту всей выставки на первом этаже. И таких доминант нет на втором и третьем.

(Ответить) (Уровень выше)

Дмитрий, простите меня...
[info]nerdos@lj
2005-02-09 05:36 (ссылка)
... Но ведь еще совсем еще недавно, творения того же Сезана и Ван Гога для их современников были не более чем "современным искусством", проигрывающим на фоне каких-нибудь Парижских современных видов с этой - однозначно портящей вид старого города уродливой Эйфелевой Башней. И картины их, на фоне урбанистических пейзажей за окном здорово "проигрывали", тому, если бы они выставлялись в полудеревенском Лилле, или же приморском Канне.

А возможно, Вы были тогда, в музее Ленина сыты?
"...картины становятся яснее, проникновеннее и прекраснее, когда сосет под ложечкой и живот подвело от голода. Пока я голодал, я научился гораздо лучше понимать Сезанна и по-настоящему
постиг, как он создавал свои пейзажи. Я часто спрашивал себя, не голодал ли и он, когда работал. Но решил, что он, наверно, просто забывал поесть..."
[ Э.Хемингуэй. "Праздник, который всегда с тобой." (http://lib.ru/INPROZ/HEMINGUEJ/paris.txt) ]
Вы в макдональдс на Пушкинской не заходили? Страшная он штука для современного искусства.
;)

(Ответить)


[info]_niura@lj
2005-02-12 11:59 (ссылка)
Дима, чашки петри сильнее замороженых пальто. актуальнее и глубже. сходи обязательно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2005-02-13 17:06 (ссылка)
спасибо за рекомендации\звонил тебе по поводу Бетховена, что не могу пойти, но ты трубку не снимала. А у меня в квартире електричество вырубилось. У соседей есть, а у меня нет. Ходил в диспечерскую, ремонт вызывал. Вот она какая у меня теперь жызнь

(Ответить) (Уровень выше)