Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-03-22 08:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Золото бунта" А. Иванова
Был соблазнен хвалебными отзывами (классик 21-го века…). Благодаря любезности leonid_b смог прочитать. Увы, роман не понравился.

Роман не рядовой, и потому все разговоры о сопутствующих обстоятельствах (молодой автор…, первые опыты…, восходящая звезда…, потенциал…) полагаю совершенно неуместными.

Плоть книги – реалии: 18 век, Урал, Чусовая, пугачевщина, кержаки, никониане… Остафий Переход, молодой сплавщик, пробирается между людьми и порогами, пытаясь разрешить загадку смерти отца. На читателя с первых страниц напирает масса незнакомых слов – старые диалектные названия, относящиеся к ремеслу сплавщика. Тут же портрет Чусовой – главного героя на этом уровне. По плоти книга напоминает стиль а ля рюс, многие романы конца 1950-60-х гг. Но – только по плоти. Но напоминает.

Душа книги – сизая, как нутряная кровь. Главный герой – на переходе, из отрока в мужчину. Первые женщины, первые убийства, первые потери. Регистр понятен. Симптом: у персонажей чаще описываются тела, чем лица. С большим чувством сделана картина первой ночи героя с его любимой: она – гулящая, несчастная и любящая, и потому весь накал чувств не может быть выражен иначе, как в сцене любления её стволом заряженного ружья. На этом уровне главный герой – ярость.

У книги есть разум. Это – детективный сюжет, стягивающий бесформенные (в данном случае) плоть и душу. Сделан мастерски – с первых страниц герой начинает разгадывать тайну гибели отца, и заканчивается роман сразу по достижению разгадки. Сюжет столь плотный и дельный, что выдерживает даже громады отступлений – вставных рассказов, обильных описаний. Герой «разумного» сюжета – убийство.

Автор пытался вдохнуть в книгу дух. Судьба, путь жизни, прочитываемый в описании утесов на Чусовой; рассуждения о вере и душе, о пугачевском бунте. Сделать удалось не больше, чем добавить бесов: из всех этих попыток одухотворить в роман «вставились» только вогульские бесы-боги, пожирающие души, украденные у блудящих с вогульской проституткой мужиков. По объему большое место занимают и рассуждения о праведной судьбе отца главного героя, но – не вытягивают.

Язык книги служит её плоти, выше не поднимается. Уже "душевный" уровень языком не поддерживается, выше – и вовсе пусто.

Собственно, это всё. Догадываюсь, что роман может многим понравиться (и уже понравился). Мне, однако, мало этнографии, детективного сюжета, запаленной ярости и брошенных там и тут клубничин. Книга построена снизу, от плоти, а не сверху – от идеи, и потому расползается. Наделить книгу духом автору не удалось, а остальное не имеет самостоятельной ценности. Но – повторю еще раз – это оценка всерьез. Не выбор романчика для метро на фоне окружающей дряни, а – по настоящему. Автор это заслужил.


(Добавить комментарий)

Re
[info]granite_golem@lj
2006-03-22 04:23 (ссылка)
Видимо, похожее можно сказать и о "Сердце Пармы": очень плотный сюжет, но душевности мало. Возможно, автор хотел показать именно уровень тогдашней жизни: люди в массе своей жили больше телом.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Re
[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 04:47 (ссылка)
Ничего не могу сказать о том, что хотел сказать автор... Мне бы то. что я прочитал - выговорить. Чем жили люди в 18 веке - это не очень наблюдаемо. Телом? Я бы всё-таки оставил это на совести автора, если так. Это он так видит, а не люди так жили.

(Ответить) (Уровень выше)

заинтересовался, но в положительном смысле скорее
[info]fandaal@lj
2006-03-22 04:34 (ссылка)
а не мог ли бы мне скинуть на мыло ?
fandaal собака rambler.ru

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: заинтересовался, но в положительном смысле скорее
[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 04:48 (ссылка)
Что скинуть?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: заинтересовался, но в положительном смысле скорее
(Анонимно)
2006-03-22 06:48 (ссылка)
текст, если он у вас в электронном виде

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: заинтересовался, но в положительном смысле скорее
[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 06:57 (ссылка)
нет. я книгу на бумаге читал

(Ответить) (Уровень выше)


[info]antoin@lj
2006-03-22 05:21 (ссылка)
"сцене любления её стволом заряженного ружья"

даааа?! офигеть

Я кстати первый раз об Иванове услышал в Совете по фантастике, когда он получил первое место в номинации Дебют с Сердцем Пармы (у меня там же четвёртое было :)). А уже потом увидел всё остальное в магазинах :)

А автор-то не молодой далеко, кстати

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leonid_b@lj
2006-03-22 05:30 (ссылка)
Тридцать семь лет... Конечно, не первая молодость - но и до старости далеко.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

очень просто
[info]antoin@lj
2006-03-22 05:33 (ссылка)
"Ветеран рассказывает о комэске из соседнего полка:
-Он уже пожилой был - лет 28, абы не 30.
Я: пожилой???
-Конечно. Нам-то было от 19 до 21-22, 28-30 летние стариками казались."
via erwin_langman

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_radik@lj
2006-03-22 07:45 (ссылка)
Ай, не тот роман Вы выбрали для знакомства с Алексеем Ивановым!
Я как прочитал на обложке о чем он, так сразу понял: не буду читать, ерунда сто-пудов.

А я вот читаю "Географ глобус пропил", еще не дочитал, так что скоро напишу подробнее, но удовольствие огромное.
Я не готов (пока) рассуждать о душе и духе в этом романе, может и не буду готов, для меня наверно другие категории на первом плане. Одна из них - радость от чтения, желание ей поделиться - и это присутствует. Другая - живые люди. Люди живые. Сопереживание настоящее.
И еще тонкая категория - изменение самого читающего, сдвиг, производимый в нем автором. Это редко бывает (в моем возрасте, т.е. между 35 и 40 ) ярким и очевидным результатом, но если есть хоть какой-то, это уже редкость, как правило - никакого...
Но об этом подожду писать, пока не дочитаю.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 08:04 (ссылка)
Спасибо. Пропьем... То есть прочитаем и глобус. Он круглый - может, и до меня докатится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shumilka@lj
2006-03-22 08:29 (ссылка)
ОЙ-ОЙ! прочитайте, пожалуйста. хочется знать ваше мнение... Лично мне географ нравится...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 08:55 (ссылка)
Горе в том, что я по книжным, почитай, не хожу, как-то всё времени нет... Книги сами приходят - ну. часто используя для общения со мной доброту окружающих. Ну. может, и Географ сочет нужным дойти до меня.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2006-03-22 09:04 (ссылка)
Ой, а в альдебаране, по-моему, есть в электронном виде

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 14:06 (ссылка)
спасибо. я нашел

(Ответить) (Уровень выше)


[info]goldoff@lj
2006-03-22 12:58 (ссылка)
Глобус действительно лучшая книга у Иванова из того, что доступно широкому читателю. Про себя видно писал, когда он(вернее, общество) искренне считало его неудачником, а он(вернее, лирический герой) искренне не понимал, почему он неудачник и есть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 14:19 (ссылка)
http://ivanov-petrov.livejournal.com/345724.html

Да. Книга сделана. Она есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zu_yazan@lj
2006-03-22 09:16 (ссылка)
Мне вот как раз показалось совсем наоборот: что это самый слабый его роман. Он яркий, безусловно, но недокручен что ли, не хватает кристаллизации.
Сердце Пармы в этом плане самая ясная, цельная и душевная книга.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yasha@lj
2006-03-22 11:03 (ссылка)
Да, присоединяюсь. Книга замечательная, и действительно меняет немного точку сборки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 11:51 (ссылка)
Географ глобус слопал... Прочел. - Да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_radik@lj
2006-03-23 05:47 (ссылка)
Восхищаюсь Вашей скоростью чтения! А я - если вещь нравится - люблю растягивать удовольствие =:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-23 06:07 (ссылка)
Кто ж не любит... Тут две штуки. Одна - обычная: времени нет. Вторая - личная: очень не люблю читать с экрана. всячески этого избегаю. Вот тут сделал исключение - но что уж тут длить...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rualev@lj
2006-03-22 07:46 (ссылка)
От себя добавлю, что "Сердце пармы" весьма изобилует психологической недостоверностью, из-за чего герои воспринимаются как некая постмодернистская условность, хотя по рецензиям можно было ожидать более серьёзного уровня. Талант, несомненно, имеет место, но называть новым классиком было бы легкомысленно, преждевременно, а главное - вредно для самого автора.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 08:05 (ссылка)
Значит, и Парма... Ну, вот выше мне "Географа" рекомендуют. Посмотрим.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rualev@lj
2006-03-22 08:09 (ссылка)
Готов поверить, что современные персонажи у Иванова более достоверны... Посмотрим, да...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]avrukinesku@lj
2006-03-22 12:30 (ссылка)
Чудовищное барахло на псевдоисконном волапюке с непреднамеренным комическим эффектом чуть ли не в каждой фразе. Был потрясен, прочитав интервью с автором и обнаружив современного, относительно молодого и не лишенного юмора человека, а не поросшего древним мхом лешего из пермской глубинки, верховодящего местным отделением Союза Писателей.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 14:16 (ссылка)
Язык не всегда слушает того, кто на нем едет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]goldoff@lj
2006-03-22 12:55 (ссылка)
Хорошие книжки, чувствуется, что автор писал их долго и вдумчиво.
Язык у исторических книг немного искусственен, очень часто архаизм используется просто для того, чтобы использовать, не ложится он в смысл. А вот мысль - да, присутствует. Бог присутствует, душа присутствует, экзистенция присутствует. Подумать заставляют, по-моему.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-03-22 14:18 (ссылка)
У художественных книг обычно нет бога, вместо него - автор. Он, конечно, пытается отодвинуться, дать место... Но не всегда достаточно поворотлив.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

danilovetc
(Анонимно)
2006-05-25 10:49 (ссылка)
Читаю "Золото бунта", поддавшись на восторженные отклики. Прочитал первые две главы и хотел забросить т.к. приходилось буквально принуждать себя к чтению. Неинтересно! Книга неживая. Автор изучил гигантское количество разнообразнейшего материала и отобразил это в романе. Это похоже на труд кабинетного профессора. Текст эмоционально не насыщен, нет пылкости, страсти, чувств... Приходит на ум невольное сравнение с потрясающим романом В.Шишкова "Угрюм-река": вот тут есть всё,что меня буквально потрясало и держало в напряжении все 800 страниц! Проглотил и не заметил! "Угрюм-река" не написана, она буквально была прожита автором там, где происходит действие. В.Шишков был выдающимся исследователем Сибири и его книга - итог его жизни. Он работал над "Угрюм-рекой" 14 лет!
Конечно, А.Иванову подводить итоги рано и столько же лет написание "Золота бунта" у него не заняло. Но я ожидал быть покорённым героями, событиями, природой, историей,но ничего подобного не происходило. Текст холодный как металл. Устал читать и думал - заброшу. Но с 3 главы сюжет постепенно стал захватывать, вероятно сказалось детективное развитие сюжета (с 3-то главы!) И опять я ожидаю бурю страстей и опять этого нет. Но появился интерес к дальнейшему чтению. Дочитаю до конца. Думаю, меня ждёт разочарование.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: danilovetc
[info]ivanov_petrov@lj
2006-05-25 11:39 (ссылка)
Спасибо за Ваше мнение. Поскольку вокруг меня "все" продолжают лишь воздавать хвалы потрясающемй книге, и тихо меня укорять за несправедливость к огромному таланту автора, - приятно знать о разнообразии наличных мнений.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: danilovetc
(Анонимно)
2006-06-03 15:45 (ссылка)
Дочитал "Золото бунта". Дочитал не без труда, хотя финал мне понравился. Второй раз ни за что читать не буду. Устал. Стою на своём: роман получился каким-то фригидным при достаточно интересных описанных событиях. Но судьба главного героя, по-моему, не развязана. Возможно, автор не ставил перед собой иных, более значимых задач, кроме создания исторического детектива. Опять же, возвращаюсь к роману В.Шишкова "Угрюм-река": по прочтении несколько дней был под впечатлением, а прочитал его тоже недавно. "Золото бунта" А.Иванова - это как очень красивая и умная женщина, а в постели - бревно!

(Ответить) (Уровень выше)