Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-07-25 09:07:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Первый русский самолет
Самолет в России был в 1856 г. Вот что пишет в своих дневниках А.Н. Островский, а уж он врать не будет:
"Устье Тьмаки, в берегах которой видны следы каких-то водных сооружений, теперь запущенных, очень удобно для стройки и починки судов, надобно только приложить умение и капитал. Компания пароходства "Самолет" торгует это место у города и хочет устроить безопасную гавань для своих пароходов".
запись от апреля 1856 г.

И гораздо более того: не просто идеи, а в следующем же году и реализация: в 1857 г. в 131 нумере Московских ведомостей сказано, что 14 октября жители Твери праздновали освящение вновь устроенной обществом "Самолет" пароходной гавани.

А вы говорите - Можайский... А кто? Кто это сделал, как фамилия первого русского самолетостроителя? И в мире тоже - потому что ранее 1856 года никто в мире самолетов не строил. Как фамилия героя? Я, признаться, совсем не ждал...
""САМОЛЕТ", пароходное об-во пасс. перевозок, учреждено в 1853 В.А.Глазенапом и Адлерскроном, правление в Петербурге."
http://region.library.tver.ru/cgi-bin/fulltext_opac.cgi?show_article=1150

Не кто иной, как Глазенап. Кто таков? А вот: "Отставной капитан Российского флота Владимир Александрович фон Глазенап в 1852 году подал прошение - разрешить открыть дешёвое пароходное сообщение между Рыбинском, Тверью и Ярославлем. И в феврале следующего года разрешение получил. Основателями "Самолёта" были В. А. Глазенап и титулярный советник Максимилиан Густавович Бехагель фон Адлерскрон. Акционеры располагали основным капиталом в 250 тысяч рублей, разделённых на тысячу паев. Устав был высочайше утвержден 30 октября 1853 года."
http://retro.infoflot.ru/company/company_samolet.html
Так что - в 1853 году учрежден "Самолет". И сделали его Владимир Глазенап и Бехагель Адлерскрон.


(Добавить комментарий)


[info]a7sharp9@lj
2006-07-25 02:20 (ссылка)
Да и пароход, который кипит, дымится - не пароход вовсе.

Хотя самолет по имени паровоз встретится вряд ли, замкнуть кольцо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 02:33 (ссылка)
Все бывает... Но все-таки пароход по имени самолет я встретить в середине 19-го не ожидал.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chva@lj
2006-07-25 02:22 (ссылка)
Это всё чепуха. Самолётам гораздо больше лет. Например, самолёты использовал ещё Петр Первый!

Рассказ о том, как войска Петра I овладели крепостью Нотебург у истока Невы:

"...особый отряд... переправлен на правый берег и, овладев находившимися там укреплениями, прервал сообщения крепости с Ниеншанцем, Выборгом и Кексгольмом; флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера; на самолете устроена связь между обоими берегами Невы..."

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 02:34 (ссылка)
О как... А где же это такой рассказ приведен? Выдержка из собственноручных записей Петра? (щурясь) кажется, узнаю почерк...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2006-07-25 02:36 (ссылка)
Это я «Слово о словах» Успенского цитировал .-)

САМОЛЕТ ПРИ ПЕТРЕ I

Вы снимаете с полки 78-й том Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и открываете его на статье "Шлиссельбург".

В статье, напечатанной, к слову говоря, в 1903 году, то есть еще до того, как вышла из пеленок авиация, рассказывается, как войска Петра I овладели крепостью Нотебург у истока Невы:

"...особый отряд... переправлен на правый берег и, овладев находившимися там укреплениями, прервал сообщения крепости с Ниеншанцем, Выборгом и Кексгольмом; флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера; на самолете устроена связь между обоими берегами Невы..."

Слыхали ли вы когда-нибудь, чтобы во времена Петра I в армиях применялись самолеты, на которых можно было бы пересекать широкие реки?

Рев мотора под Санкт-Питер-Бурхом! Самолет в шведских войнах великого Петра! Да это прямо удивительное открытие! Посмеиваясь, вы говорите: "Тут что-то не так! Очевидно, речь идет не о наших воздушных машинах". А о чем же?

Приходится провести целое военно-историческое исследование, прежде чем мы добьемся истины. Да, двести лет назад самолетом называлось нечто, очень мало похожее на наши нынешние самолеты. Впрочем, если вы спросите у современного сапера, он сообщит вам, что слово это живо и доныне: и сейчас понтонеры на фронте, при переправах, применяют порою особые самоходные паромы, движущиеся силой речной струи. Эти своеобразные приспособления издавна называются самолетами.

На таком именно самолете поддерживал и Петр I связь между частями, находящимися по обе стороны могучей реки. Значит, слово "самолет" в нашем языке существовало за много времени до того, как первые пропеллеры загудели в небе. Только оно имело тогда совершенно иное значение.

В разное время оно знало таких значений даже не одно, а несколько.

Возьмем ту же энциклопедию, но только на слово "Самолет". Оно находится в 56-м томе; том этот вышел в свет в 1900 году. "Самолет, - говорится там, - ручной ткацкий станок, с приспособлением для более удобной перекидки челнока".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 02:47 (ссылка)
Спасибо! Понтоны и ткацкие станки - совершенные самолеты. Это здорово.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]filin@lj
2006-07-25 07:07 (ссылка)
Угу, отличная штука: самоходный паром безо всяких двигателей. У него типа поворотный киль, и когда он повернут, течение реки само сносит паром к нужному берегу. Медленно, правда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-07-30 18:13 (ссылка)
я переправлялся на таком самолете в вологодской области - там не было никаких поворотных килей: катамаран, и у него просто отпускают нужную сторону первой, поплавки получаются под углом к течению, и оно его подхватывает

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_dr_estet52@lj
2006-07-25 03:18 (ссылка)
да, спасибо! :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_gde_sign@lj
2006-07-25 04:10 (ссылка)
у него же приводится фамилия какого-то дьяка 16 или 17 века Велосипедов :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2006-07-25 04:15 (ссылка)
Разве у него? Если и так, то не в этой книге точно. А вообще я эту историю в ЖЖ услышал... но кто её первым описал, не знаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_gde_sign@lj
2006-07-25 04:20 (ссылка)
У него. У меня есть толстый томик Успенского где-то начала 1960 издания, там в одной книге две работы: "Слово о словах" и "Ты и твоё имя". Вот там про Велосипедова. Версия такая, что этот человек имел фамилию Быстроногов, а выучившись греческому, скалькировал себе такой псевдоним.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chva@lj
2006-07-25 04:26 (ссылка)
Ага, эту я не читал. У меня томик тоже из двух произведений, но там «Слово о словах» и «Имя дома твоего» (по топонимике). А про велосипедова слышал, да :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zhenyach@lj
2006-07-25 02:52 (ссылка)
Если один основатель - Глазенап, почему второй - не Бутеноп?!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 02:54 (ссылка)
А вот это называется - подлось жизни. Все ждут и надеются, - ан нет. Адлерскрон

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_dr_estet52@lj
2006-07-25 03:21 (ссылка)
Кстати, о словах. Совсем недавно [info]hawk_blood@lj писал о маньяке.

Оказывается, маньяки - призраки неопределенного облика, могли, по поверьям, показываться работающим в поле женщинам – жницам и в день Кирика и Улиты, 28 июля. “Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяка видит”.

подробнее - http://dr-estet.livejournal.com/419810.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 06:57 (ссылка)
Актер-маньяк: масло масляное...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lemming_drover@lj
2006-07-25 03:28 (ссылка)
Так ить и Гиляровский о том "Самолете" писал, а он врал мало, хоть и газетчик.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 06:58 (ссылка)
Забыл иль не знал... Но всё равно хорошо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]petro_gulak@lj
2006-07-25 05:10 (ссылка)
А у Белинского "пароход" означает "паровоз" (Печорин как пароход, под колеса которого...)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 06:59 (ссылка)
под колеса которого... (холодея) Неужели... Анна? Нет. не может быть. Хотя Печорин... Он мог.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bars_of_cage@lj
2006-07-30 18:08 (ссылка)
а у Пушкина пироскаф обозначает пароход

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_zilber@lj
2006-07-25 06:32 (ссылка)
Марш вперед! Ура...Россия!
Лишь амбиция была б!
Брали форты не такие
Бутеноп и Глазенап!

Продолжай атаку смело,
Хоть тебе и пуля в лоб --
Посмотри, как лезут в дело
Глазенап и Бутеноп.

А как Иоанн Грозный говорил боярам "Я вас, бояре, насквозь вижу...", - об этом у Островского есть?

:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]a_zilber@lj
2006-07-25 06:33 (ссылка)
Гхм... Great minds think alike...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 07:01 (ссылка)
Нет, об этом не у Островского. Хотя если Вы предпримите изыскания по слову "рентген", будет очень хорошо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_zilber@lj
2006-07-25 07:07 (ссылка)
:)

(Off: У меня получилось связно объяснить про зрение и осязание?)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 07:13 (ссылка)
Теперь да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]neveryona@lj
2006-07-25 08:34 (ссылка)
спасибо вам за Самолет:) а мы-то ломали голову, что за такой в эпистолах конца XIX века "Самолетский пароход"...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-07-25 08:39 (ссылка)
Да, знаменитое дело. "На пароходе имеются: усовершенствованный на Сормовских заводах фильтр Тихомирова, парикмахерская (новость), помещение для фотографов-любителей, ванны и т. п."

(Ответить) (Уровень выше)