Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-08-04 07:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Как встречали немецкую философию
Есть загадка - классическая немецкая философия. Ничего сравнимого в окрестностях двух тысяч лет не найти - по плотности имен на единицу времени и пространства. Как это произошло? Нашел описание встречи студентами нового профессора...

"Аудитория Грисбаха - самая большая и, когда набьётся до отказа, может вместить от трехсот до четырехсот человек. Она была полна и на этот раз... Под громкий мерный стук, который здесь обозначает одобрение, поднялся я... Моя лекция произвела впечатление, в городе весь вечер говорили о ней, а студенты оказали мне такое внимание, которого новый профессор удостаивался впервые: была исполнена серенада, и мне три раза кричали "виват". ... Моя первая лекция касалась главным образом разницы между ученым хлеба ради и философом. ...На своей второй лекции я дал представление о всемирной истории"
Фридрих Шиллер - Готфриду Кернеру, Иена, 28 мая 1789 года

Очень ярко описана атмосфера. Одно дело знать, что тогда одновременно жили Кант, Фихте, Гете, Шиллер... Другое - читать, как самые обычные студенты и прочие жители Иены относились к лекциям "философа".


(Добавить комментарий)


[info]rezoner@lj
2006-08-04 00:53 (ссылка)
Особенно если представлять себе эту Иену, в которой и сейчас едва наберется 100 тысяч жителей - крохотный городок в горах Тюрингии, древний и сонный.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-08-04 01:43 (ссылка)
Да. А деталь про серенады для профессора меня чрезвычайно умилила.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ehllin@lj
2006-08-04 05:43 (ссылка)
Да, совсем по-другому, нежели сейчас :)
Кстати, интересно было бы в противовес услышать, а как чествуют и привечают сейчас.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-08-04 06:37 (ссылка)
Не знаю. У кого-то в журнале читал, как преподавателю после лекции хлопали. Кажется, это бывает. Но когда я учился - такого не помню.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kosilova@lj
2006-08-04 07:32 (ссылка)
это у меня было :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-08-04 07:42 (ссылка)
О запоздалые поздравления.

Я правильно понимаю - это случается нечасто? То есть надо сильно чтобы понравилось, это не обычная мера одобрения со стороны студнетов?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kosilova@lj
2006-08-05 05:04 (ссылка)
мы как раз это и обсуждали - обычная или не обычная. я писала, что в мгу этого раньше не было, а сейчас становится все более и более обычным. (На поверхностный взгляд - мера одобрения несколько девальвируется, а на более глубокий, мне кажется - разум становится представлением, игрой.)
Мне в ответ написали, что в немецких университетах это как раз обычно. Только там не хлопают, а постукивают по парте. И это тянется как именно с 19 века.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ehllin@lj
2006-08-04 09:39 (ссылка)
Да, в мою бытность студентом мне не приходилось такого видеть также. И чувствовать. Только позже появился человек, у которого я действительно училась важным для меня вещам. Ему я не аплодировала - обстановка более камерная была, но могла бы в другой обстановке.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]wingedhorse@lj
2006-08-04 14:50 (ссылка)
Да ну, для Германии это большой город:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]turbik@lj
2006-08-04 05:37 (ссылка)
Многим немцы хороши. А смеяться, как известно, не умеют. Их бы... подучить.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-08-04 06:36 (ссылка)
Всё уже есть. Когда профессору поют серенаду - большего не надо. Согласно тесту Тьюринга, если это смешно - то какая разница. что испытывают участики? Можно предполагать, что они веселились.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_kosilova@lj
2006-08-04 07:33 (ссылка)
еще я читала, что тогда профессора философы по воскресеньям читали проповеди, как священниками. и тоже, весь город приходил слушать. Фихте, например, проповедовал так: Я = Я!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-08-04 07:43 (ссылка)
Не могу себе представить, как можно было слушать Фихте. Я когда читаю, перечитываю каждый абзац раза по три, и все равно не всегда... а на слух - это надо быть этим... немцем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ex_kosilova@lj
2006-08-05 05:06 (ссылка)
говорят, он читал вполне зажигательно. он же в детстве мечтал пастором быть :)
правда, никто, говорили, не мог понять, что он от них хочет: "Осознайте свое чистое Я!" Все крутили головами и нигде этого Я не видели....

(Ответить) (Уровень выше)


[info]benni72@lj
2006-08-04 11:44 (ссылка)
Сейчас немецкие студенты после каждой лекции вместо аплодисментов стучат по столу. А в конце курса могут и пирогом угостить.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-08-04 11:50 (ссылка)
И все это - в хорошем смысле... Чудесные студенты. Тут kosilova писала очень хорошую мысль - хлопают только исполнителю, за содержание (вечное) не хвалят. Так - не хлопают проповеднику. В нормальной церкви... А хлопают тому, кто исполнил на свой манер нечто, хлопают мнению, а не правде. Вот на этом самом месте и... Да, соломки не подстелили

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wingedhorse@lj
2006-08-04 14:47 (ссылка)
В хорошем смысле - оно-то да, но вот с непривычки этому не всякий обрадуется. В России так стучат по столу, когда хотят сказать "ты туп, как дерево" - поэтому, когда я это стучание в первый раз услыхал, у меня был культурный шок. Но я-то хоть из зрительного зала услыхал, мне ничего. А вот тут как-то гостья из России проезжала - прочла доклад, все путем - а на нее улыбаются, да по столу стучат... Пока ей не объяснили, в чем дело, смотреть на человека жалко было:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]algebraic_brain@lj
2006-08-04 12:21 (ссылка)
У меня отвратительное впечатление от обучения в университете (а прошло уже много лет). Именно потому, что там ничего даже близкого не было. А я так надеялся, так верил в то, что это возможно! Все тупые сейчас, даже самые умные. Их ум, даже гениальный - все равно тупой.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-08-04 12:24 (ссылка)
Вопреки распространенному мнению, ум и тупость - не антонимы, а кузены. Часто ходят вместе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aka_b_m@lj
2006-08-04 21:46 (ссылка)
Недавно читал любопытную книжку о прусском "короле-фельдфебеле" Фридрихе-Вильгельме I (например, этот король носил с собой Buchstabe в первоначальном смысле этого слова, т.е. буковую палку, используя её для вразумления подданных и особенно госслужащих). Там есть, в частности, пассажи о немецкой философии, хотя и более раннего времени.
Уроженец Бреслау, Кристиан Вольф с 1706 г. занимал кафедру математики и философии в университете в Галле. Он стал первым профессором, читавшем лекции по математике на немецком языке. ... Его статьи и книги представляли собой собрание многословных рассуждений, написанных весьма громоздким языком и никому до конца не понятных. Но благодаря холодной рассудительности устных выступлений он стяжал такую философскую славу, которую до него имел только Лейбниц, а после него - Кант. Учение Вольфа завоевало все университеты, и студенты, опьянённые духом начинавшейся эпохи Просвещения, штурмовали залы, где философ читал лекции. Разумеется, месть его коллег - во главе с теологом Иоахимом Ланге и деканом Августом Германом Франке - не заставила себя долго ждать. В 1721 г. Вольф прочитал лекцию о высокой морали китайцев, поднося, естественно, тем самым зеркало к облику европейского общества. И коллеги обвинили его в неуважении христианской этики. ...8 ноября 1723 года он [король] продиктовал университету Галле предписание, запрещающее лекции Вольфа. Документ заканчивался словами: "Вы должны сообщить Вольфу, что в течение 48 часов после получения этого распоряжения он под угрозой виселицы должен покинуть город Галле и все земли Нашего королевства".
Помимо прочего, Вольф был представлен королю как ученик Лейбница, а того он знал лично в детстве (он вырос при ганноверском дворе) и с детства же не любил. Однако затем по отношению к Вольфу король сменил гнев на милость и с 1736 стал звать его обратно, но тот вернулся только после его смерти, при Фридрихе Великом. Тем не менее, Фридрих Вильгельм декретом от 7 марта 1739 г. потребовал от студентов-теологов королевства "основательно и своевременно изучать философию и логику, например, труды профессора Вольфа". И там есть ещё одна очень любопытная сценка философского диспута с участием короля, но перенесу цитату в следующий коммент.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]aka_b_m@lj
2006-08-04 21:47 (ссылка)
10 ноября 1737 г. Фридрих Вильгельм, сопровождаемый Моргенштерном [шутом в чине вице-канцлера], въехал во Франкфурт-на-Одере. Почтенный городской магистрат и студенческая делегация приветствовали любимого монарха. На следующий день состоялось посещение городской ярмарки, а вечером студенты устроили королю бурную овацию. Фридрих Вильгельм постоял в их окружении, а когда будущие академики коваными сапогами принялись высекать искры из мостовой, он призвал их к обструкции против шпионов, доносчиков и университетских надзирателей, всего этого «непотребного сброда». И улицы вздрогнули от громогласного “Pereat!” («Да сгинут!»).
В восемь утра 12 ноября король вступил в актовый зал университета. За ним шел нарядившийся в дурацкие одежды вице-канцлер Моргенштерн. По поручению короля он подготовил доклад на тему «Благоразумие глупости». Тут же армейские унтер-офицеры ввели профессоров, отказавшихся в присутствии студентов дискутировать с королевским шутом. Король хлопнул в ладоши, и спектакль начался. Моргенштерн должен был привести витиеватые доказательства того, что учёные всегда были лишь «пустомелями и дураками»; профессора Флейшер и Ролофф имели задание опровергнуть с кафедры эти «тезисы». В течение часа король рыдал от смеха. Наконец, он вскочил с места, свистнул, заложив пальцы в рот, и принялся ритмично хлопать. Началась всеобщая вакханалия, от которой с профессорских голов чуть ли не падали парики.
Но тут король движением руки установил тишину. Он осмотрел аудиторию и вполне серьёзно произнёс: «Крупица природного ума весит больше центнера университетской премудрости!» В зале можно было услышать полёт мухи. Король подошёл к 36-летнему правоведу, профессору Иоганну Якобу Мозеру, только что издавшему первую книгу своего пятитомного труда «Германское государственное право», и спросил его, что тот думает о Кристиане Вольфе… . Мозер, чрезвычайно уязвлённый славой своего 58-летнего коллеги, гремевшей по всем кафедрам Германии, надменно заявил, что не знаком с трудами Вольфа. Король был ошеломлён этим ответом. Между ним и Мозером состоялся следующий диалог:
— Что? Вы не читали труды Вольфа?
— Когда я учился, Вольф ещё не был светилом. А позже у меня было слишком много других дел.
— Ну, если вам не хватает времени, не тратьте его на преподавание. … Какой предмет вы здесь ведёте?
— В основном jus publicum.
— Да? Jus publicum и философия – вещи полезные. Но пандекты были написаны людьми, только и хотевшими вытянуть из других деньги.
… Затем король обернулся к профессорам и студентам, образовавшим вокруг него плотное кольцо. Когда профессор Флейшер пожаловался на плохое посещение лекций по философии, король пообещал издать указ: студенты с неудовлетворительными отметками по философии не получат места на государственной службе. Присутствующие студенты оторопели, а король рассмеялся. Фридрих Вильгельм считал ханжество чуждым университету Франкфурта-на –Одере. Поглядывая на Мозера, он произнёс: «С богомолками я вообще не имею дел. Все они чистой воды лицемеры». Студенты провожали своего короля громовыми аплодисментами и безудержным «Виват!».

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-08-05 04:08 (ссылка)
Да, это очень известная история. Вольф был философом... эклектиком, в основном лейбницианцем. Создал в новое время одну из первых объемлющих систем философии. включавшую и Лейбница, и Декарта, и спинозу. Слава у него была немеряная, подковерная борьба - и его оклеветали перед королем, в результате чего он и был изгнан. Кажется, оклеветали так: королю сказали. что он придерживается учения о предустановленной гармонии, всеобщем детерминизме, и если доблестный гренадер его величества дезертирует с поля боя, то судить его, по мнению Вольфа, никак невозможно - так было предначертано. Король и разгневался. При сыне этого короля Вольф вернулся, но он уже пережил свою славу. Там было. кажется, томов 25 изложения вольфовой философии - на немецком, и столько же перевода на латынь. очень была объемистая система.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aka_b_m@lj
2006-08-05 07:43 (ссылка)
Да, эта история там как раз и приводится, я не стал повторять - мне было интереснее про популярность, студентов и короля :-)

(Ответить) (Уровень выше)