Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ham_tramwaynyi ([info]ham_tramwaynyi)
@ 2009-02-01 17:37:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:общество, психология

Чем опасны массовые религиозные действа
Это относится к любой религии, хотя заголовок материала на elementy.ru упоминает теракты-самоубийства, в которых пока что, кроме мусульман, никто не был замешан. Мой пост если и является наездом, то не на ислам, а на традиционное общество, какую бы институционализированную религию оно не избрало в качестве цементирующего фактора. При желании гипертрофированную ксенофобию и стремление убивать чужаков можно разжигать на базе любой религии — от язычества на варварском полюсе спектра верований (японский синтоизм до поражения в ВМВ) до протестантизма на цивилизованном (Ку-Клукс-Клан в США). Всё зависит от формы отправления религиозного культа.

Я приведу несколько отрывков из исследования и рекомендую тем, кому интересно, прочесть материал полностью. Болд мой — [info]steissd@lj.



«   »
Четыре исследования, проведенные среди представителей шести религиозных конфессий, показали, что люди, регулярно посещающие богослужения, в большей степени склонны к проявлениям религиозного фанатизма и ненависти к иноверцам, вплоть до одобрения террористов-самоубийц. Частота молитв, однако, не имеет такого эффекта. Эти результаты подтверждают идею о том, что совместные религиозные действа — но не религиозные верования как таковые — являются мощным фактором укрепления «парохиального альтруизма», то есть преданности «своим» в сочетании с ненавистью к «чужакам».


[...]


По-видимому, альтруизм у людей изначально был направлен только на членов «своей» группы и развивался в комплексе с парохиализмом — враждебностью к чужакам.


[...]


С точки зрения эволюционной психологии (да и обычного здравого смысла) представляется весьма правдоподобной идея о том, что религия, взяв на себя функцию «сплачивающего» фактора в человеческих коллективах, одновременно стала выполнять и «разъединяющую» функцию, обостряя ненависть к чужакам. Конечно, люди и без всякой религии проявляют незаурядные таланты в этом отношении — достаточно вспомнить битвы футбольных болельщиков или взаимоотношения мальчишек из разных дворов в недавнем историческом прошлом. Но только религия может придать уничтожению чужаков статус «священной войны» и обещать за него мученический венец и райское блаженство. Однако до сих пор весомых научных данных о прямой связи религиозности со склонностью к «экстремальным актам парохиального альтруизма» практически не было.


[...]


Авторы заключают, что связь между религией и поддержкой террористов-самоубийц абсолютно реальна, но при этом она, похоже, не имеет никакого отношения к религиозным верованиям как таковым. Ключевое значение здесь имеют не личные взгляды и убеждения, а совместные религиозные действа, адаптивная роль которых, возможно, с самого начала как раз и заключалась в укреплении парохиального альтруизма.


Может ли эволюционная психология объяснить феномен террористов-самоубийц?
© Александр Марков




Наверное, это и имел в виду Спаситель, когда сказал эти слова, зафиксированные евангелистом Матфеем:



«   »


Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.




Спаситель не хотел превращения молитвенной практики из общения человека с Творцом всего сущего в коллективные радения, в ходе которых в массах разжигаются отнюдь не богоугодные побуждения. Но традиционное общество, нуждающееся не в христианской любви, а в воинском духе, пренебрегло Его прямыми указаниями...

Рейтинг блогов


(Добавить комментарий)


[info]shean@lj
2009-02-01 13:09 (ссылка)
не только про религии, но вот этот момент
"альтруизм у людей изначально был направлен только на членов «своей» группы и развивался в комплексе с парохиализмом — враждебностью к чужакам"

очень любопытно обосновывается вот в этой книге.
http://modernproblems.org.ru/capital/instinct

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2009-02-01 13:11 (ссылка)
Верно, но коллективные религиозные практики именно укрепляют такую направленность альтруизма.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]magpie73@lj
2009-02-01 16:16 (ссылка)
Ввделение "своих-чужих" одно из базовых свойств всех высших животных (с достаточно развитой НС), особенно социальных животных. А человек просто один из таких животных. ПРЯМОЙ связи с альтруизмом тут вовсе нет, успокойтесь. И вооще, в Лондоне, вон, автобусы пошли с объявление "Ьога нет! Не ссорьтесь";-))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shean@lj
2009-02-02 01:34 (ссылка)
извините, а я чем-то дала понять, что я волнуюсь?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vasily_sergeev@lj
2009-02-01 13:26 (ссылка)
Спасибо. Все верно, совместное отправление культов - это всегда игра мускулами, даже если речь идет о мирных демонстрациях 7 ноября или первого мая. Вопрос - с какого числа собравшихся это начинается? Разумеется, если "затворив дверь твою", помолиться Отцу - агрессия не проявляется. Но и "там гда двое соберутся во имя Мое, там и Я среди них". То есь и двое - агрессии нет. Подозреваю, что и Авраам, мирно беседуя с тремя ангелами, не имел в виду никакой агрессии. То есть существует пороговая численность собравшихся, когда совместное отправление культа становится угрожающим.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2009-02-01 13:29 (ссылка)
"Соберутся во имя Моё" — это не значит, что будут именно молиться. Может, пойдут оказывать помощь ближнему (атеистический вариант — тимуровское движение советских пионеров).

Что касается критического количества, то Бог его знает, каково оно. Классический парадокс кучи из древнегреческой философии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]irina_medvedeva@lj
2009-02-01 13:47 (ссылка)
""Соберутся во имя Моё" — это не значит, что будут именно молиться. Может, пойдут оказывать помощь ближнему (атеистический вариант — тимуровское движение советских пионеров)."

Как верно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shean@lj
2009-02-02 01:35 (ссылка)
+1!!!!!

(Ответить) (Уровень выше)

*ворчливо*
[info]thaere@lj
2009-02-01 14:13 (ссылка)
атеистических вариантов "молиться" в СССР тоже хватало...
и у Оруэлла.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: *ворчливо*
[info]steissd@lj
2009-02-01 14:29 (ссылка)
Точно. Всякие партийные ритуалы КПСС.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]horsefish@lj
2009-02-01 18:01 (ссылка)
Спасибо. Очень интересное наблюдение.

-люди, регулярно посещающие богослужения, в большей степени склонны к проявлениям религиозного фанатизма и ненависти к иноверцам
логично. если еще молиться хором, как это делают мои знакомые баптисты (никого не хочу обидеть), то религиозные чувства обостряются до предела. после богослужения хочется порвать на британский флаг того, косо посмотрит.

(Ответить)


[info]lenalexp@lj
2009-02-02 05:19 (ссылка)
Спаситель не хотел превращения молитвенной практики из общения человека с Творцом всего сущего в коллективные радения, в ходе которых в массах разжигаются отнюдь не богоугодные побуждения. Но традиционное общество, нуждающееся не в христианской любви, а в воинском духе, пренебрегло Его прямыми указаниями...

Вы не совсем верно понимаете ситуацию. Этот «спаситель» на самом деле не субъект действительности, а Старший Брат.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]steissd@lj
2009-02-02 13:59 (ссылка)
Спаситель (The Savior) — это Иисус Христос.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lenalexp@lj
2009-02-03 04:20 (ссылка)
Естественно, он и имелся в виду. См. http://lenalexp.livejournal.com/535.html

(Ответить) (Уровень выше)


[info]magpie73@lj
2009-02-02 15:45 (ссылка)
О-о-о! понимаешь ли, в христианстве можно столько интересных вещей откопать! - в любую сторону. и ВСЕ зависит от трактующего. Про субботу и чедовека тоже веьхорошо - как и ро обрядовость вообще - но... и Саграда Фамилия есть, и этот бегемот - храм Христа-Спасителя...

(Ответить)