Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-02-18 10:13:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Багоус Bagous tempestivus
Кроме долгоносиков, обитающих на деревьях, кустах и травах на земле, бывают и водные долгоносики - например, багоус. Живут эти долгоносики в воде и питаются водной растительностью рдестами. Впрочем, они не очень избирательны и согласны есть в воде самые разные виды растений. Плавают они достаточно плохо, но зато ловко ползают по подводным стеблям и листьям. Спаривание у них также происходит под водой, под водой развиваются и личинки. При этом у багоусов нет никаких особых приспособлений к водному образу жизни (жабр, например), не любители они и мотаться к поверхности воды и обратно за воздухом. Они нашли более остроумный способ.


Жуки и личинки прокусывают под водой стебли растений и добираются до воздухоносных пучков. Таким образом, они дышат через воздушные пути самих растений; пузырьки воздуха из стебля «прилипают» к брюшку жука, воздух заходит под надкрылья и жук спокойно дышит, тут же и питаясь. Живут багоусы в тихих небольших водоемах - лужах и прудах, зимует на берегу взрослый жук. Летают эти жуки для расселения - или спасаясь от высыхания родной лужи.

Маленький слоник Tanispherus lemna тоже развивается в воде, на ряске. По мере развития его личинка переходит с одного растеньица ряски на другое. Водяной слоник Amalus haemorrhous живет в подводных стеблях, он покрыт слоем несмачиваемых волосков и даже не намокает в воде, напротив, может по ней ходить на своих водооталкивающих лапках.

Противоположность водным долгоносикам представляют пустынные: таких много в Средней Азии, а у нас в Предкавказье обитает Leparius coronatus. Этот жук похож на чернотелку http://ivanov-petrov.livejournal.com/511759.html (если не считать увесистого «носа») - он черный, с толстыми покровами и сросшимися надкрыльями (чтобы не терять влагу).

В качестве тропической диковинки можно указать хищного (!) долгоносика Ludovix fasciatus. Жук этот живет в Южной Америке и питается, поедая кубышки саранчовых. Впрочем, тут не обязательно путешествовать в Южную Америку. Существует близкое к долгоносикам семейство Anthribidae (для долгоносиков это очень маленькая семейка - каких-то 1000 видов). Внешне они больше всего похожи на усачей http://ivanov-petrov.livejournal.com/548270.html. Под Москвой встречается Anthribus nebulosus, жук хищный, который на радость садоводам и лесоводам питается щитовкой http://ivanov-petrov.livejournal.com/273306.html, как и Brachytarsus fasciatus.




Тропическое семейство долготелов Brenthidae также родственно долгоносикам, при этом несколько видов встречаются у нас в Приморье (например, Pseudorychodes insignis). Внешне они напоминают, скорее, палочников: жуки фантастически длинные и тонкие, они хищничают в ходах короедов. Некоторые тропические виды долготелов живут сообществами, наподобие сахарных жуков, «переговариваются» между собой и выкармливают личинок обработанной грибами древесиной.





(Добавить комментарий)


[info]antimantikora@lj
2007-02-18 06:17 (ссылка)
урааа! с утрааа!!
жуки!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-18 06:40 (ссылка)
антрибиды прекрасны, а брентиды удивительны. Видели в приморье этих длинных ребят? ух, какие...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]antimantikora@lj
2007-02-18 13:51 (ссылка)
Да, в памяти тела сохранилось какое-то смутное ощущение: покалывание пальцев вцепившейся колючкой. А вот о водных куркулях я тогда не получил ни малейшего представление, хотя из заводей не вылезал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-18 14:32 (ссылка)
Багоусы довольно редки, да уметь ловить надо... разве что на свет...

(Ответить) (Уровень выше)

геополитическое
[info]flying_bear@lj
2007-02-18 11:31 (ссылка)
> жук хищный, который на радость садоводам и лесоводам питается щитовкой

Что питается - конечно, сукин сын, но зато это наш сукин сын. Кем надо, тем и питается.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: геополитическое
[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-18 14:17 (ссылка)
Да враги наших врагов... В экологии все политические максимы становятся совершенно наивной, с голубыми глазами реальностью никакой метафорики, понимаешь. Я бы на месте экологов написал свод правил взаимодействия видов в виде пособия по геополитике - фундированного глубокими естественнонаучными знаниями и т.п. Грант, однако.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: геополитическое
[info]flying_bear@lj
2007-02-18 14:25 (ссылка)
Да, в этом и дело. Геополитика есть строго экологический подход к человечеству. Когда различие между людьми и жуками становится несущестенным.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zerde@lj
2007-02-18 11:56 (ссылка)
Вот спасибо. Хоть одного определять не буду, Anthribus оказывается :-) . Огромное...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-18 14:21 (ссылка)
вот так попадание... Ну. отлично. что совпало.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shkrobius@lj
2007-02-18 15:36 (ссылка)
Thanks for B. tempestivus - I've never heard about such way of breathing; it's absolutely amazing. Are there galls in the water plants, too?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-18 16:18 (ссылка)
вот про галлы не знаю. может быть, но не уверен

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aka_b_m@lj
2007-02-18 17:49 (ссылка)
> Водяной слоник Amalus haemorrhous живет в подводных стеблях

- А нельзя ли пояснить, что значит "живёт"? Наружу не выходит, или, если выходит, как дырки туда-сюда делает?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-18 18:10 (ссылка)
ну, кушает там... Размножаться-расселяться надо. так что выходит - но в основном внутри стеблей

(Ответить) (Уровень выше)


[info]unokai@lj
2007-02-19 17:23 (ссылка)
длинный жук на пальце явно весьма утонченное создание:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-19 17:27 (ссылка)
У! Брентиды - это потрясающе. в тропиках они крупные довольно - вообще сумасшедший дом. но и наши... Смотреть, как он ползает - как поворачивается... Это ж надо такому вырасти.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aka_b_m@lj
2007-02-19 22:29 (ссылка)
А почему у него усики так близко к концу головотрубки? Это не создаёт когнитивный диссонанс не мешает ему дырки носом делать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-20 01:23 (ссылка)
в деталях не знаю, а в общем - он нюхает и осязает, что там перед ртом - усы должны доставать. Видимо, этот гаврик не делает отверстий глубже чем... в общем, до упора.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]unokai@lj
2007-02-20 04:52 (ссылка)
такие красавцы заслуживают отдельного поста:)

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2010-01-17 08:50 (ссылка)
Думаю, статья не проиграет, если кое-что подправить для начала:
1 - Tanysphyrus lemnae
2 - Amalus haemorrhous вполне нормально и на суше живёт на птичьей гречишке (Polygonum aviculare)
3 - Liparus coronatus. Скорее мезофил, живёт на нек-рых видах горичника (Peucedanum) и на юге Ср. полосы.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-01-18 15:07 (ссылка)
Благодарю Вас за указание на ошибки

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2010-01-17 09:39 (ссылка)
Насчёт "неизбирательности" багоусов - я бы сказал, скорее, наоборот. К растениям, как правило, они очень привередливы. Обычно моно- либо олигофаги.

(Ответить)