Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-01-20 09:48:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Нравственно-политические отчеты
Россия под надзором. Отчеты III отделения 1827-1869. 2006. Сост. М.В. Сидорова, Е.И. Щербакова.
С конца 1830-х годов отчеты делает Дубельт, и они теперь называются нравственно-политическими. От бенкендорфовских дубельтовские отличаются тем, что передаются уже не только мнения - "что говорят", но делаются советы по различным областям государственного управления. Правда, с конца сороковых эти предложения исчезают, и отчеты сообщают уже только о внутренней и внешней политике.

Несколько отрывков

Мнение о деньгах 3-го отделения:
1838
"Все единогласно жалуются на недостаток в ассигнациях, который столь велик, что внутри государства в губерниях... их вовсе нет в обращении. По сему недостатку, чувствительно затрудняющему денежные обороты, общее мнение, не одной только толпы народной, но и купечества признает необходимым выпуск новых ассигнаций; но министр финансов, основываясь на своей системе, никак не склоняется на таковое общее требование. Его обвиняют. что он, придерживаясь финансовой теории иностранных государств, не хочет или не умеет постигнуть, что ассигнации наши не имеют никакого сходства с ассигнациями английскими и французскими. Там ценность их основана на кредите; их почитают не иначе как векселями; у нас же они просто деньги, всякий их признает таковыми, и они только тогда могут упасть в цене своей, когда количество их превзойдет существенную в них надобность для оборотов торговли..."

о внешней политике
1839
"Истинное положение России, извлеченное из общего мнения в отношении внешнем, есть то, что она не имеет искренних союзников и что все либералы в окрестных государствах стараются возбуждать против России народную ненависть"

о становых
1841
"В недавнем времени статс-секретарь Карнеев, проезжая многие губернии... подал мысль, что для удостоверения, могут ли быть они (становые приставы) полезны, стоит только вытребовать их из двух или трех уездов в столицу и взглянуть на них!"

о юстиции
1841
"Теперь Сенат совершенно в другом виде, нежели бы за двадцать пять лет пред сим, - и ежели серетари могут взять деньги, то редко, тайно и, по крайней мере, с некотороую благопристойностью. правда, что для правосудия в провинциях еще не много сделано, но, по крайней мере, есть надежда, что если правое дело дойдет до министра, то в его канцелярии... можно найти справедливость"

о борьбе идеологий
1845 г.
"Некоторые думают, что правительство наше должно бы иметь за границей на своей стороне несколько писателей и жерналов для опровержения вымыслов иностранцев. Но журнальная война и возражения ни к чему не ведут: они только возбудят внимание и породят бесконечные распри, в которых затмевается сама истина. Несравнимо лучше следовать принятому нами правилу - возражать молчанием и презрением, тем более что зло уничтожается собственным своим излишеством..."



(Добавить комментарий)


[info]philtrius@lj
2008-01-20 04:02 (ссылка)
Зло, увы, не уничтожается ни собственнымъ своимъ излишествомъ, ни борьбою съ нимъ. Первый способъ лучше хотя бы тѣмъ, что экономнѣе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 04:09 (ссылка)
Красивый афоризм о лучшем из худшего...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]philtrius@lj
2008-01-20 04:07 (ссылка)
UPD. Кстати, занятно, что въ 1835 году въ университетахъ исчезли нравственно-политическiя отдѣленiя, замѣненныя юридическими факультетами.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 04:10 (ссылка)
Спасибо, в самом деле забавно, историю нр.-полит.отделений не помню

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vladimirpotapov@lj
2008-01-20 04:11 (ссылка)
Каков слог: "совершенно в другом виде, нежели бы за двадцать пять лет пред сим", "возражать молчанием и презрением". Благородство так и лезет.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 04:17 (ссылка)
Вместо славных своим косноязычием... Это, меж тем, показатель, правда? Начальники Т-отделения имеют высокие понятия о чести... И, кажется, даже полагают. что их работа не вступает с ними в конфликт. Какие времена...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]philtrius@lj
2008-01-20 04:23 (ссылка)
«Сiя пагубная роскошь полупознанiй, сей порывъ въ мечтательныя крайности, коего начало есть порча нравовъ, а конецъ — погибель». Созданный Сперанскимъ русскiй бюрократическiй языкъ — вещь очень высокаго уровня. Къ сожалѣнiю, порча началась задолго до революцiи — когда отовсюду полезли полуграмотные разночинцы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vladimirpotapov@lj
2008-01-20 04:43 (ссылка)
Уверен, что и сейчас полагают. Но вот этот легкий оттенок маниловщины исчез, желчность какая-то появилась, щедринство... С начальством мечтательного типа ей Богу безопаснее себя чувствуешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 04:52 (ссылка)
Э-э... Мечтательный тип... он... Такое, понимаешь, наворотит... По причине - щедринство такого не придумает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimirpotapov@lj
2008-01-20 04:54 (ссылка)
Ну, на Вас не угодишь! (Начальство, обидевшись, уходит).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sorex@lj
2008-01-20 04:27 (ссылка)
Почему-то всё это напоминает мне "Записки сумасшедшего".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 04:50 (ссылка)
А чем? Выспренним тоном? Непониманием, над какой пропастью все это говорится?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sorex@lj
2008-01-20 04:54 (ссылка)
И тем, и этим. Полагаю, не только мне. Экономические воззрения так и вовсе прелесть!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]o_proskurin@lj
2008-01-20 05:05 (ссылка)
"у нас же они просто деньги, всякий их признает таковыми..."

Совершенные Записки сумасшедшего!:)

Если бы министром финансов был не Канкрин, печальный конец, наверное, приблизился бы много раньше.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 05:15 (ссылка)
Да, мне тоже понравилось. Искреннейшая вера. что можно просто напечатать денег под то, что народ, несомненно, обожает Государя Императора.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ancient_skipper@lj
2008-01-20 06:22 (ссылка)
ну, американцы ведь напечатали свои под "обожание" :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 07:35 (ссылка)
Ну, значит, Дубельт был прав и предаосхитил жизнь после отмены золотого содержания

(Ответить) (Уровень выше)


[info]delaudonniere@lj
2008-01-20 06:28 (ссылка)
А что тут неправильного? Если ассигнаций недостаточно для торговли, почему бы не напечатать?

"у нас же они просто деньги, всякий их признает таковыми..."
- это кстати про современный доллар

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 07:36 (ссылка)
Я слышал, в те дикие времена ассигнации меняли на золото

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]delaudonniere@lj
2008-01-20 09:31 (ссылка)
Не нужно золото ему когда простой продукт имеет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]filin@lj
2008-01-20 14:11 (ссылка)
Разорваки: Вы слышали, триста тысяч рублей серебром! Это же миллион на ассигнации!
(с) Козьма Прутков, "Фантазия".


Притом что выпускались ассигнации, естественно, в 1:1 к серебру - а дошли ко временам Пруткова к 1:3.

Забавно, что система с одновременно обращающимися бумажными и металлическими деньгами в XIX веке тем не менее как-то работала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 14:32 (ссылка)
работала-работала... А вот о нашей системе лет через 200 будут говорить со смешливым ужасом - да как же оно работало? ведь очеидно. что не могла - а ведь изворачивались как-то люди...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]krajn@lj
2008-01-20 06:20 (ссылка)
Ну какая же пропасть в 40-х годах 19-го века?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 07:33 (ссылка)
Ну, видите ли, это ж не срок... Мне бы казалось, что просчитывать на три поколения - это просто нормально.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]elena_yakovleva@lj
2008-01-20 07:48 (ссылка)
В том, что зло уничтожается своим излишеством - что-то есть.
По крайней мере духовная природа зла неустойчива, это так

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 08:37 (ссылка)
Беда в том, что от уничтожения зла своим излишеством добра не прибавляется

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]elena_yakovleva@lj
2008-01-21 12:13 (ссылка)
Да,правда.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kaktus77@lj
2008-01-20 07:50 (ссылка)
Кстати, про ассигнации очень точно. А ведь до сих пор многие не понимают (и даже, окончившие "школы бизнеса"), что это просто деньги, а не векселя :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 08:38 (ссылка)
Да? Не имеют никакого сходства с английскими? Я это не понимаю. Вроде оборот был...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kaktus77@lj
2008-01-20 09:36 (ссылка)
Я про то, что Дубельт точно фиксирует проблему - "золото-стандартные" представления препятствуют росту экономики.
А англичане дольше всех держались за золото, и больше всех потеряли от этого :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 10:35 (ссылка)
Понятно. То есть Дубельт. возможно, был не прав на того времени, но в принципе ухватил реальную проблему

(Ответить) (Уровень выше)

Иногда деньги - это просто деньги
[info]pussbigeyes@lj
2008-01-20 08:14 (ссылка)
Дубельт - это Фридмен вчера. Или позавчера.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Иногда деньги - это просто деньги
[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 08:49 (ссылка)
Вот оно как... Австрийская-то школа, получается. вышла из шинели третьего о....

(Ответить) (Уровень выше)


[info]caveman_jackob@lj
2008-01-20 13:27 (ссылка)
"Некоторые думают, что правительство наше должно бы иметь за границей на своей стороне несколько писателей и жерналов для опровержения вымыслов иностранцев."

Видимо, навеяно музыкой де Кюстина. Не помню только, опровержение на нее было напечатано после этого доклада или до.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 14:29 (ссылка)
да, там были обоснования - и Кюстин. и прочие клеветники. Пишут всякую хрень... Но "молчанием и презрением" - это великолепно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]caveman_jackob@lj
2008-01-20 15:59 (ссылка)
Уточнил: официально санкционированные, в т.ч. Дубельтом, опровержения на Кюстина (Греча и Толстого) вышли раньше, в 43-44 гг. Значит, увидев их эффект, решили лучше предаться гордому "молчанию и презрению".

(Ответить) (Уровень выше)

Правила хорошего тона в коррупции
[info]caveman_jackob@lj
2008-01-20 13:30 (ссылка)
...ежели серетари могут взять деньги, то редко, тайно и, по крайней мере, с некотороую благопристойностью...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Правила хорошего тона в коррупции
[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 14:16 (ссылка)
Конечно. Хороший знак.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fe_b@lj
2008-01-20 13:46 (ссылка)
"Истинное положение России, извлеченное из общего мнения в отношении внешнем, есть то, что она не имеет искренних союзников и что все либералы в окрестных государствах стараются возбуждать против России народную ненависть"


Это социология.
Удивительная топология мира - окрестные гос-ва - это те, в которых есть либералы,
т.е. Англия, Франция и немецкоязычные. Соседей с востока или юга не предполагается.
Соответственно и враждебности оттуда не может быть.

Сейчас общественное мнение придерживается такой же геометрии/географии.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-01-20 14:30 (ссылка)
М-м... То есть сейчас общественное мнение не думает о восточных странах как о соседях? Ну, я бы сказал - Китай замечают... И не только Китай

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fe_b@lj
2008-01-20 15:16 (ссылка)
Это потому, что в Китае начинают появляться либералы.

Щас мир стал обширнее, но выражение "во всем мире" очень часто означает
"в странах золотого миллиарда".

(Ответить) (Уровень выше)