Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-02-16 16:20:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Замена пушки огнеметом


Почему у многих муравьев редуцируется жало? Самые обычные наши лесные муравьи, формики, бразгаются кислотой, а жала не имеют. Между тем исходно у всех этих жалящих перепончатокрылых жало, конечно, есть.

Ответ оказался очень технологичным. Муравьи приспособлены к жизни ходока, подстилочные и почвенные добытчики. Важно уметь ходить - экономично и неустанно. Принципиально - облегчить брюхо. Если идет пчела - брюхо волочит по земле. У муравьев брюшко становится небольшим, компактным, его держат на весу. Есть работы по биомеханике ходьбы - походка муравья экономичнее, чем у шагающей пчелы или осы.

А жало - это вес. Там не только стилет самого жала - целый аппарат, ядовитая железа, обкладка, мышцы и пр. Редуцируя это дело, получают облегченное брюхо - и большую мобильность, поворотливость, эффективность бега. Вместо жала оружием становится выбрызгивание кислоты.

Правда, подтверждений, что жало настолько-то тяжелее и что в самом деле именно из-за этого растет эффективность ходьбы - не знаю. Но логика такая.

А бегают муравьи очень прилично. Ребята, которые живут в пустяных, развивают скорость 70 см/с. Устраивают регулярные походы на многие сотни метров. Некоторые муравьи охотятся на летающих насекомых - могут в рывке догнать взлетающую муху.

Та самая формика




жала-то нету...


боевая поза: брюхо наизготовку


Механика против химии: мелкие Podomyrma gratiosa (в черном) атакуют химическим оружием здоровенного Crematogaster - заливают его кислотой




Leptomyrmex победил Odontomachus'а


Myrmecia pilosula защищает гнгездо - во какие челюсти




Большая война Tetramorium caespitum. По весне иной муравейник решает присоединить соседние угодья...




Linepithema humile (слева, в рыжей форме) атакуют Solenopsis invicta (в центре)








Aphaenogaster cockerelli против Acromyrmex versicolor




Pogonomyrmex maricopa против Aphaenogaster albisetosa


Большая война: мелкие Dorymyrmex bicolor атакуют гнездо крупных Pogonomyrmex californicus (в рыжей форме)






Pogonomyrmex barbatus из разных гнезд



(Добавить комментарий)


[info]amikhailov@lj
2008-02-16 10:47 (ссылка)
Увлекательно

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-16 10:55 (ссылка)
еще бы

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bowin@lj
2008-02-16 12:54 (ссылка)
а самое увлекательное - что, скорее всего, этот род переживет людской

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-16 13:01 (ссылка)
ну. как себя вести будем...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nadkathegreat@lj
2008-02-16 11:27 (ссылка)
а зачем Dorymyrmex bicolor атакуют гнездо крупных Pogonomyrmex californicus? будут сами там жить? пограбят? или просто из расовой ненависти?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-16 13:02 (ссылка)
не, просто расовой ненависти они не придумали. ничего личного - просто охота. пожрать там всяких мяконьких личиночек...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zamatsuri@lj
2008-02-16 11:44 (ссылка)
Удивительно. А пустынные муравьи в самом деле развивают скорость до СЕМИДЕСЯТИ метров В СЕКУНДУ? Это не опечатка?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]zamatsuri@lj
2008-02-16 11:56 (ссылка)
То есть, конечно же, __САНТИМЕТРОВ__ в секунду)))) В своем глазу бревна не разглядел :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-16 13:02 (ссылка)
да, см. Но это быстро... мчатся хуже коней

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zamatsuri@lj
2008-02-16 13:22 (ссылка)
Во-во. Это меня тоже удивило. У насекомых - и такая скорость. Поразительно. А как у них с выносливостью - они с такой скоростью могут выполнять обычную работу, или просто делать "порожний" забег?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-16 14:10 (ссылка)
это скорость, с которой они обегают свой участок в поисках пищи. коли тащут добычу в гнездо - скорость. ясное дело, поменьше. Но искать добычу - это работа, а не порожний забег

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oude_rus@lj
2008-02-16 15:49 (ссылка)
2.5 км/ч - это очень неслабо для такой длины шага.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oude_rus@lj
2008-02-16 16:09 (ссылка)
Я это дело гуглянул - оказывается, скорость может быть порядка 200 км/ч. Вот тут еще видео интересное: http://www.berkeley.edu/news/media/releases/2006/08/21_ant_video.shtml

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hvac@lj
2008-02-16 12:29 (ссылка)
Отличный материал и фотографии.Мне эти черненькие маленькие нравятся.Боевитые ребята.и слаженно действуют в составе подразделения.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-16 13:01 (ссылка)
да. взаимодействие у них отлично поставлено

(Ответить) (Уровень выше)


[info]argent_smith@lj
2008-02-16 13:10 (ссылка)
А про мирмецид, которые оставили себе жало, где сказко? Фотки замечательные!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-16 13:12 (ссылка)
не придумал еще. мирмицины ну очень симпатичные... если честно. мне они больше, чем формики. по душе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nickolas_basile@lj
2008-02-16 15:03 (ссылка)
Хочу быть муравьём. Быстро бегать и плеваться кислотой. И если что - чтобы за меня был целый муравейник.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]050778@lj
2008-02-16 18:32 (ссылка)
+1!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deodan@lj
2008-02-16 18:46 (ссылка)
в последнее время у вас большой количество постов про муравьёв. как будто специально для меня. огромное вам спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-17 03:01 (ссылка)
очень рад

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vasya22@lj
2008-02-17 04:01 (ссылка)
А как же наездники? Они и бегают быстро, и жало у них, насколько я знаю, далеко не редуцировано...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-17 04:24 (ссылка)
у них яйцеклад, это не жало

я не помню сравнения бега тех и других, однако речь не о предельной скорости (полагаю, кстати. что и в этом муравьи наездников обгонят), а в экономичности. Муравей бежит долго... Наездник быстро перемещается на небольшое расстояние - и взлетает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vasya22@lj
2008-02-17 04:43 (ссылка)
Простите мне мой дилетантизм... Но разве многие наездники не парализуют жертву ядом перед откладыванием яиц?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-17 04:49 (ссылка)
Парализуют. Но по яйцекладу проходят яйца - и это определяет его строение. а жало - у перепонов - видоизмененный яйцеклад, уже не для откладки яий - через него это едлать невозможно - связан с железой, выделяющей секрет, специальное оружие для обороны. Иная функция, иное устройство. Может быть, это в каком-то случае и не важно - но просто разные вещи с разными названиями.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_rustik@lj
2008-02-21 14:51 (ссылка)
Спасибо огромное! очень интересный пост

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-21 17:45 (ссылка)
рад

(Ответить) (Уровень выше)


[info]artais@lj
2008-05-14 05:48 (ссылка)
interesno, chto rasmer tela ne vsegda soputsvuet "voennym uspeham", ili vse-taki est' zakonomernost'? po idee bolee krupnye muravyi dolzhni legko rvat' bolee melkih.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-05-14 06:44 (ссылка)
я не слышал о такой закономерности. Гораздо важнее "агрессивность" воинов и численность семьи. Но, может, и влияние размера можно отследить... Не знаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]artais@lj
2008-05-14 07:40 (ссылка)
opyat' zhe pishu prosheniya, chto pishu translitom.
voobshe hotel skazat' ogromnoe spasibo za massu chrezvychayno interesnyh zapisey, uzhe nedelyu chitayu potokom Vash zhurnal - ostanovista nevozmozhno, boyus', chto doidu do samogo nachala.

o resmere tela. vse-taki tolshina kutikuly i moshnost' muskulatury chelyustey igraet rol, soglasites'. plus, kak pravilo, rasmer takzhe dobavlyaet skorost' peremesheniya po zemle. i vse-taki u menya slozhilos' vpechatlenie, chto bolee melkie muravyi vpolne sposobni pobezhdat' znachitel'no bolee krupnyh. dlya menya eto zagadka.

ved dazhe v klassicheskih otnosheniya hishnik-zhertva poslednyaya chasto ispolsuet uvelichenie razmera tela kak evolyucionniy trend dlya vyhoda is pod pressa hishnika..

eto kak bi ne povod diskussi, no dlya menya takaya situaciya v celom s muravyami viglyadit nemnogo parodoksal'no.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-05-14 08:04 (ссылка)
очень признателен... конечно, приятно слышать

мощность челюстей с размером связана не очень. Смысл простой - при прочих равных... Которых всегда не бывает. Там для усиленного сведения челюстей возникают иногда добавочные порции мышц, меняется устройство головной капсулы - так что в результате мелкий может быть кусастее крупного. Да, мелкие в драке вполне конкурентоспособны - думаю, я Вам ответил, Вы просто не хотите верить. что такой очевидный фактор. как размер, не имеет решающего значения

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]artais@lj
2008-05-14 08:10 (ссылка)
vse, ya Vam poveril!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]heliar@lj
2012-07-22 13:59 (ссылка)
Вот мессоры вроде бегают неплохо, а жало у них есть.
Может быть, имеет значение как именно и против кого применяется жало или «пульверизатор»? То есть, вот есть какая-нибудь маленькая семья каких-нибудь понерин, если бы они разбрызгивали кислоту, то не было бы у них возможностей обороняться от кого-нибудь крупного. Опять же, у формик, живущих большими семьями нет необходимости сразу убивать жертву, они, насколько я понимаю, предпочитают наваливаться скопом на что-нибудь помедленнее. Или, может быть, обороняться от угрозы с воздуха (от дятлов каких-нибудь) удобнее, разбрызгивая кислоту…

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]heliar@lj
2012-07-22 15:50 (ссылка)
Кстати, а потеря жала вообще произошла только один раз или несколько раз независимо?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2012-07-24 00:51 (ссылка)
не знаю. кажется, несколько раз

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2012-07-24 00:51 (ссылка)
боюсь, аргументация через отдельные примеры хорошо бегующих вообще не годится. Это не те вещи, оторые доказываются или опровергаются примерами - речь не о законах.

(Ответить) (Уровень выше)