Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-10-24 18:46:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Социальное время: свобода и скорость (A)
Делу время, потехе час
Социальное время можно рассматривать как минимум в трех аспектах: в мгновенном срезе, рассматривая время «современного индивида», время индивида на протяжении всей его жизни – и время целого общества.

Свободное время индивида в обществе

Кто не имеет двух третей своего дня для себя, тот – раб, будь он в остальном кем угодно: государственным деятелем, купцом, чиновником, ученым
Ф. Ницше

Говоря о времени отдельного индивида, обычно интересуются, сколько у него на что уходит – то есть изучают бюджеты времени у тех или иных групп населения. Тут можно думать об оптимизации, скажем – время для работы, время для отдыха, или о нехватке времени и свободном времени… Социологи стараются регулярно мониторить "бюджеты времени". Иногда выясняются неожиданные вещи. В журнале "Российское экспертное обозрение" 1/06 приведен очередной бюджет.

Ну, например, мужчины работают в 2004 г. меньше, чем в 60-е, 80-е и 90-е. Женщины - чуть больше, чем в 90-е, но меньше, чем в 80-е. У тех и других уменьшилось количество свободного времени. Мужчины стали больше времени тратить на домашние заботы и уход за детьми, женщины - чуть меньше. А куда же девается время? Работают меньше, свободного тоже меньше. И куда? Оказывается, у мужчин - несколько выросла доля времени, затрачиваемого на учебу и повышение квалификации, ну вот еще на домашние обязанности. Но в целом «свободное время» перетекло не в учебу. Особенно у женщин (и поменьше у мужчин) доля прирост времени произошел по графе "сон и уход за собой". Люди стали дольше спать и больше тратить время на свой внешний вид, на покушать... Это - не только по сравнению с 90-ми, но и с 80 и 60-ми гг. Вот чем характеризуются двухтысячные…

Кстати, чрезвычайно забавная история с этим свободным временем. Рассказать всё, что наработано по этому поводу, нет никакой возможности, но уже история этого слова красноречиво указывает на основные проблемы.

В замечательной статье В.М. Живова «Заметки о времени и досуге» говорится: было время, когда время не считали, а потом начали считать – причем сначала в Европе. В России тогда еще время не шибко считали, но Петр I этим озаботился (как и многим другим): он ввел календарь и объединил до того различные часы дня и ночи в единые сутки. С тех самых пор (с 1706 г.) живет это различение времён: рабочие часы считаются до 18.00, а гулять можно с шести часов вечера. Цифра и буква поделили время; деловой/официальный и разговорный языки поделили петровское и допетровское время меж собой.

Далее В.М. Живов проводит такую мысль: регламентация времени сделана как усилие абсолютного государства к всеобщей регламентации жизни подданных. Даже и монахом можно стать, только когда уж ни к чему не годен (регламент 1722 г.: только в преклонном возрасте, когда освободишься от любых обязательств в отношении государства и любого другого начальника). Тут и чуть не впервые часы службы введены… Хотя кто их отсиживал, если разобраться…

Но это – присказка. Самое интересное – это как в русский язык входило дотоле неведомое понятие свободного времени. В Европе оно возникло вместе с буржуазией. Для дворянства досуг – понятие непонятное: бал, охота и прием послов – это все однопорядковые занятия. А вот буржуазия различила: есть работа и рабочее время, и есть досуг. Дальше начинается формирование общества, в котором свободное время становится ценностью, - и есть социальные группы, им обладающие, есть социальные практики, его заполняющие…
А вот в России… Буржуазии-то нету. И время спускают сверху: через чиновников, от государства. Поначалу рабочие часы не соблюдают, дисциплина времени входит трудно… Но входит. Появляются какие-никакие реалии, а если есть реалия, то к ней полагается слово. В XVIII веке переводят это самое иностранное слово как… междуделие. Там в английском стоит accomplishments, а в русском – вместо занятий личных и отнюдь неслужебных – стоит этакий неологизм. Англичане – они привыкшие отличать дело на работе и домашнее дело. А как непривычному-то понять, что самоважнейшее домашнее дело – относится к такому, можно сказать, праздничному смыслу, как «свободное время» - это ведь время отдыха получается. Так что в русском языке смысл так и вьётся в пальцах, хорьком кусается – ну вот и неологизм.

Мы, конечно, не одиноки. В английском языке понятие это в 18 веке еще тоже не устоялось – за ним следует рой синонимичных выражений. Во французском - слово «досуг» с 17 века (ну, ясно, эти-то по такому поводу завсегда первые…). И в русском это самое «не могу сказать что» переводится по-разному: праздное время; скучное время; время, которое наипаче скучно бывает.

Скучное время…Почему? Разве досуг обязательно скучен? Когда и развлечься-то, казалось бы… Но слово диктует – что ж делать в междуделии-то? Как дела нету, скучать пора. И не захочешь – а надо. Ведь ежели делом себя занять – это уж не досуг, верно?
Слово «досуг» в русском языке появляется в середине 18-го века. С оттенком значения – «способность, возможность» (фр. loisir от лат. licere со значением possibilite). Отсюда и всякие родственные слова… скажем, досужество. «Стефан же Божиею благодатию и своим досужеством всех сих препираше» (Житие Стефана Пермского Епифания Премудрого). «Виде … пришествие двинских стрельцов в град и слыша… смельство и досуг их, - и зело устрашилися» (Иное сказание, повесть о Смутном времени). [Кому старых буков не хватает – вы извините, что я курю…]

Ну вот с середины 18-го века и пошел в русском языке «досуг» как время, свободное от дел. У Тредиаковского (само собой, в Тилемахиде: «Надобно мыслить о том в удобное время досуга…»), у Ломоносова… Тут начинается целое семейство слов: недосуги (препятствие); надосуге (когда есть время) и т.д. Параллельное хождение имеют выражения ‘праздное время’ и ’свободное время’.

Слово-то скалькировали (с leisure), а смысл не поддался. Социальная группа со свободным временем в России – это не буржуазия, а дворянство. И время ему дает собственник времени – государство. И потому досуг высвободился от смысла своего. Был он временем, отделенным от того времени, когда зарабатывают деньги, а стал… Имеется заданный государством порядок, служба и потребное к изъятию время. А досуг? То, что не изъято, что не отняло государство. Тут и чиновники подтянулись… Вот такой вопрос: возможен ли досуг на работе? Какая ж тут бессмыслица, когда самый он, смысл, тут и есть.

Досуг – это время, отбитое у государства.

Ну, буржуазная культура не успела у нас на ноги встать, сразу советская пришла – и слово заимствовала. Цельностянула вместе со смыслом. Служилым стало все население, и вот досуг – это теперь уж не для элитного праздного класса, а для всех и каждого – умыкнутое у службы время, время отпущенное, службе ненужное.

«Я на досуге подрабатываю переводами». Это по-английски не говорится. Свое свободное время я занимаю необходимыми мне делами. Как и прожить, если б служба не оставляла досуга…

Вот тут и вспоминается, что служба – она счетная, до 18.00, а потом – свободное время, с шести вечера, и кто его считал… «Лишь официально-юридическое время вполне подчиняется модернистской калькуляции, тогда как бытовое время остается в значительной степени добуржуазным, вольным и индивидуальным, и именно этим несчитанным временем определяется свобода a la russe”, - пишет Живов. Видите, как получается? Вроде бы арифметика, 24 часа минус рабочее время. Ан нет – это рабочее время счётное, а свободное время у нас счёту не подлежит.

Что тут скажешь? Мы своим досужеством всех препираше, и кто досуг наш увидит, - зело устрашится.

Но это лишь один из возможных подходов ко времени. Здесь взято время социального индивида, а не время всего общества. А что можно сказать о большом социальном времени? Часто говорят о влиянии технологий на время, на ускорение социальных процессов. Ускорение? А не посчитать ли нам скорость социального времени? Для этого смотреть надо не на время отдельного человека, а на время социальной системы. И это будет совсем другой разговор – другой стиль, другой жанр…

Свободное время индивида на протяжении жизни

Изучить расклад времени на протяжении всей жизни человека, посмотреть эту динамику в разное время и на разных поколениях – очень трудоемкая работа. Чтобы хоть как-то за неё ухватиться, надо расклассифицировать занятия человека, - чтобы уметь как-то отвечать. Чем он занят. Такое исследование предпринял А. Жаворонков ((«Российское общество. Потребление, коммуникация и принятие решений», М, 2006). Он выделил несколько подсистем в обществе и разделил ответы респондентов по группам: заботы, связанные с рождением детей, воспроизводством населения; деятельность для увеличения благосостояния, трудовая, информационная деятельность, общение, проведение свободного времени и т.п. В результате у него получился график активности людей в зависимости от возраста – сколько форм жизнедеятельности они используют в том или ином периоде жизни. (рис. 2.9 стр. 87 Жаворонков). Оказалось, что жизнь наша течет волнами, то вверх, то вниз (ну, это ясно, что к старости активность снижается (не слишком неожиданный результат…), но при этом резко увеличивается амплитуда волн… К старости люди гораздо резче меняют сферы деятельности, чем в зрелые годы – ну, в общем, да, выход на пенсию – это прямо как второе рождение.

С помощью таких измерений можно оценить, «сколько стоит» на рынке времени та или иная деятельность. Например, А. Жаворонков задался вопросом, сколько стоит ребенок – не в деньгах, а в числе форм деятельности. Оказалось, что для женщины ребенок – исключает 10 форм деятельности. Или, скажем. сопоставить формы межличностного общения и объем ценностей индивида. Оказалось, что чем больше объем ценностей, тем больше форм межличностного общения…(рис. 2.13 стр. 97 Жаворонков)

Таким же образом можно сопоставить активность людей в разное время. Вот, например, графики активности за 1981 и 1991 гг. Видно, что активность людей до 40-45 лет к 1991 году упала, а активность людей после 55 лет – значительно выросла. То есть молодые и зрелые люди в массе оказались не у дел, а пожилые люди и старики вынуждены были резко увеличить активность. (рис. 3.1 стр 117 Жаворонков). Что стали делать эти пожилые – можно видеть (рис. 3.5 стр. 126 Жаворонков): они пошли работать, потому что достаток населения сильно упал (рис. 3.6 стр. 127 Жаворонков).

Такие вопросы можно рассматривать при изучении расклада времени на протяжении жизни индивида. Но можно спросить – а означено ли понятие о времени для общества в целом, не для «усредненного индивида»?

(дальше что-нибудь будет дальше)


(Добавить комментарий)


[info]aaluck@lj
2008-10-24 12:45 (ссылка)
Для дворянства досуг – понятие непонятное: бал, охота и прием послов – это все однопорядковые занятия.
Правильно жили, сволочи! Сейчас так только ученые живут, и то сильно не все, да фрилансеры всяческие.
Но ничего, дворянство задало некоторый стандарт, с которым современные городские жители себя и свою жизнь сверяют. Причем, похоже, во всех странах.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-24 12:51 (ссылка)
Ученые - да... Это точно. Пиво, охота на маршрутку и принятие посылов - это всё однопорядковые занятия

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aaluck@lj
2008-10-24 13:00 (ссылка)
Программистов я скромно опустил. Свободного времени у них нет, как и рабочего.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egor_13@lj
2008-10-24 21:44 (ссылка)
Так у ученых, кстати, тоже.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aaluck@lj
2008-10-25 02:39 (ссылка)
Подозреваю, что это же касалось и средневековых дворян, да и не только дворян..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egor_13@lj
2008-10-25 09:08 (ссылка)
Да, кстати, современных крестьян это тоже касается. Я имею в виду тех, которые на службу не ходят, а или фермерствуют, или просто живут натуральным хозяйством, расположенным (что важно) прямо на задворках.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-25 09:10 (ссылка)
да, у крестьян жизнь на работу и досуг делится не без остатка

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aaluck@lj
2008-10-25 13:34 (ссылка)
Прямо на задворках -- ключевые слова.
У дворян все в домах где они жили и происходило.
У ученых так, если ученый живет в кампусе. Пока учился в аспирантуре -- жил в ГЗ МГУ, так что по себе знаю. У програмеров о-о-чень существенен плавающий график и возможность работать дома хотя бы часть дней. Причем последнее -- важнее. Ну и географическая близость работы.
Но наиболее существенно -- кто планирует текущую деятельность: сам человек. иль начальство какое. Причем, если начальство планирует "стратегически", то это ничему не мешает. План на день сверху -- все, время разделилось!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]till_j@lj
2008-10-24 12:49 (ссылка)
Времени не существует, это такая же характеристика как и пространство. Каждый момент остаётся "навечно" в неком куске янтаря. Именно в этом смысле мы - вечны. Наши мысли, чувства, ощущения...никуда не исчезают.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-24 12:51 (ссылка)
Я слышал, что было такое время, когда время все же появилось.

(Ответить) (Уровень выше)

Пауль Флеминг век 17.
[info]hvost@lj
2008-10-24 12:59 (ссылка)
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ

Во времени живя, мы времени не знаем.
Тем самым мы себя самих не понимаем.
В какое время мы, однако, родились?
Какое время нам прикажет: "Удались!"
А как нам распознать, что наше время значит
И что за будущее наше время прячет?
Весьма различны времена по временам:
То нечто, то ничто - они подобны нам.
Изжив себя вконец, рождает время время.
Так продолжается и человечье племя.
Но время времени нам кажется длинней
Коротким временем нам отведенных дней.
Подчас о времени мы рассуждаем с вами.
Но время это - мы! Никто - иной. Мы сами!
Знай: время без времен когда-нибудь придет
И нас из времени насильно уведет,
И мы, самих себя сваливши с плеч, как бремя,
Предстанем перед тем, над кем не властно время.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Пауль Флеминг век 17.
[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-24 14:53 (ссылка)
верно рассуждал

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tata_m@lj
2008-10-24 16:24 (ссылка)
ох. это ж тема моей дипломной работы - про "досуг" в 18 веке
уже лет 15 как про это не вспоминала

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-24 16:33 (ссылка)
занятная тема

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nikaan@lj
2008-10-24 17:30 (ссылка)
По Домострою свободного времени не полагалось.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-25 03:02 (ссылка)
интересно, как определялось свободное время в домострое. Ясно ведь. что с точки зрения деления на работу и досуг то. тчо описано в домострое - не работа.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nikaan@lj
2008-10-25 03:46 (ссылка)
Да, образ жизни. Конечно, не работа - а, скорее, антоним безделья.
Тут ещё : досуг, отдых стал рифмоваться с бездельем, что, конечно, для средневекового человека немыслимо - от голода умрёшь. Либо занимаешься делом - работаешь, либо занимаешься делом - отдыхаешь (пьёшь).

Осознал, что мне не нравится в слове работа :) - то, что употребляется как антоним отдыху, но для меня отдых - это занятие чем-то интересным в том числе. Значит, что-то интересное - это не работа а (следовательно) безделье. Обидно заниматься бездельем.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-25 03:49 (ссылка)
да. это очень интересное разделение. казалось бы - невинное слово "отдых". а ведь одним существованием обозначает. что работа - паскудная скукота.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nikaan@lj
2008-10-25 04:07 (ссылка)
Вообще проблема - все слова значат что-то не то. Хоть верь в сионитский заговор, поработивший всех, заставляющий на него работать. Все значения перепутаны и являются носителями идеологий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-25 04:12 (ссылка)
(мягко) ...смыслов. Почему сразу - идеологий.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nikaan@lj
2008-10-25 05:26 (ссылка)
Пучок смыслов :)

(Ответить) (Уровень выше)