Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2009-02-21 08:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Нравы муравьев
Бригадир
Бродячие муравьи-эцитоны Eciton burchelli - серьезные хищники, уничтожающие в тропических лесах множество беспозвоночных животных.












Для охоты и переноски добычи муравьи формируют «бригады». Такие «бригады» имеют более или менее постоянный состав, вместе нападают на крупную добычу и вместе тащат ее к остальным муравьям. Перенос груза «бригадой» очень эффективен: если поделить вес добычи на число муравьев, то окажется, что один муравей не способен дотащить свою часть, а вся «бригада» вместе с ношей справляется.
В «бригаде» можно выявить «бригадира», который руководит действиями остальных муравьев. Он подает сигнал к нападению, быстрее других ориентируется в ситуации и осуществляет контроль над переноской тяжелой добычи. У разных видов муравьев часто выделяются "активные фуражиры", весьма отличающиеся от "пассивных носильщиков", которые способны лишь ходить маршрутом, который им показали, и делать довольно однообразные операции. Но в этом случае появляется более или менее постоянная структура из фуражиров - эта самая бригада.Причем на охоту ходят все "активные", так что бригадир - это самый способный из группы функционально схожих фуражиров, можно полагать. что его роль связана с индивидуальным опытом, а не только детерминирована.









Очень симпатичные рабочие


Я недавно говорил о том, что рабочие Diacamma способны откладывать яйца, но запутался в их отношениях с самцами - кто ж оплодотворяет-то. Выяснилось вот что.
У большинства муравьев рабочие особи - девственные самки. Они никогда не спариваются с самцами, не откладывают яиц, поглощены работами по дому и охотой. Однако у индийского муравья Diacamma цариц не нашли. Потом стали поступать удивительные сообщения, что заставали рабочих этого муравья, спаривающихся с самцами. Наконец, после того, как муравья удалось держать в лаборатории, загадка была решена.



Цариц у муравья действительно нет, рабочие-фуражиры, уходящие на сбор корма вне гнезда, откладывать яйца, как и у всех других муравьев, не способны, а вот внутригнездовые рабочие этого муравья спариваются с самцами и откладывают яйца, которые сами и выращивают. Эти внутригнездовые рабочие все вместе выполняют функцию, которую у других муравьев выполняют царицы.



На японских Diacamma выяснили. что лишать молодых рабочих плодущих сил - "кастрировать" их, делая из потенциальных самок - рабочих, могут другие рабочие, откусывая зачатки крыльев.

http://bio.kuleuven.be/ento/pdfs/peeters_billen_naturw_1992_dominance_mechanisms_diacamma.pdf

Механизм прост - на зачатках крыльев есть железы, они выделяют секрет, сексуальный аттрактант. Стоит у молодого рабочего. по сути - у самки, выкусить эти зачатки крыльев - как она на всю жизнь становится для самцов совсем не интересная. И более того - меняется поведение обкусанных рабочих. Пока они с крыльями, железами и самки - они агрессивны и готовы конкурировать с другими самками. А без желез становятся весьма терпеливыми и более с самками не конкурируют.

Diacamma - не единственные 'queenless" муравьи.

В Бразилии живут динозавровые муравьи Dinoponera, у них тоже рабочие могут плодиться.

Подобные случаи описаны и у ос http://bio.kuleuven.be/ento/pdfs_media/milius_sciencenews_2005.pdf
Там бывают даже более интересные истории - самки у некого вида бывают двух разных размеров, крупных самок рабочие легко опознают, оттаскивают в специальную камеру-тюрьму и закрывают вход, так что царица уйти не может. ее кормят и оттаскивают яйца. и так она до смерти и живет взаперти на благо колонии. А другие самки - мелкие, размером с рабочих, и могут улетать из семьи. Их рабочие иногда убивают.

Кусание детей
Амблиопоны - мурвьи маленькие, но свирепые. Питаются беспозвоночными, легко справляются с хищными многоножками.














Потом, в гнезде, на притащенную многоножку наваливается целая орава - и взрослые муравьи, и их личинки.


Царицы примитивного муравья Amblyopone silvestrii регулярно питаются, прокусывая покровы личинок последнего возраста и кушая выступающую из раны гемолимфу.


На месте покусов образуются шрамы, заметные и у куколок. Царицы питаются так только в зрелых колониях (в которых более 10 рабочих), в молодых гнездах царицы ходят на охоту и детей не едят. Рабочим кусать личинок не позволяет царица, сберегая их для себя. Если царицу удалить, среди рабочих формируется иерархия с характерными позами доминирования и подчинения, и стоящие на вершине иерархии «главные» рабочие начинают сами откладывать яйца и кусать личинок.


(Добавить комментарий)


[info]illyn@lj
2009-02-21 02:50 (ссылка)
А как они всё-таки тащут? Делают “брёвна-волокушки”, рычаг, блоки, колёса, работают как работали люди-строители пирамид, что-то ещё?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-21 03:21 (ссылка)
Нет, без орудий. Просто группа муравьев вцепляется в груз и все вместе волокут в гнездо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]soyka62@lj
2009-02-21 03:44 (ссылка)
как же они выбирают, кому выкусывать зачатки, ведь до выкусывания они все одинаковые? просто,кто первый подвернётся?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-21 05:42 (ссылка)
как я понимаю, пока в семье хватает самок или - уж не помню - есть одна самка, выкусывают всем. когда самки нет - пускают рабочих расти самками. те потом дерутся, выжившая самка естьв семье - прочих можно кастрировать

(Ответить) (Уровень выше)

кусание детей
[info]elga74@lj
2009-02-21 04:28 (ссылка)
Интересно, какие механизмы обеспечивают относительную безопасность личинок? Царица же их не совсем загрызает, хотя, без сомнения, могла бы. Ей ее собственная программа не позволяет - или личинки не слишком вкусные?
И вот еще. Постоянное присутствие в гнезде раненых личинок - это же риск распространения инфекций. Ничего, справляются?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: кусание детей
[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-21 05:40 (ссылка)
точно не знаю. полагаю - да, собственная программа, она именно надкусывает. а не загрызает. Дело не во вкусе. Она должна сохранить себя чтобы процветала семиья - и часть личинок, чтобы вывести рабочих. Так что поддерживает баланс рисков.
Про инфекции ничего не знаю. по факту - наверняка справляются. раз выжили.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olaff67@lj
2009-02-21 04:45 (ссылка)
Перенос груза «бригадой» очень эффективен: если поделить вес добычи на число муравьев, то окажется, что один муравей не способен дотащить свою часть, а вся «бригада» вместе с ношей справляется.

О! Царь природы этим отличается. При увеличении количества рабочих особей от трех и выше усилия каждого по отдельности уменьшаются. Что с необходимостью влечет увеличение количества надсмотрщиков-менеджеров. Правда, та же закономерность действует и на них. Рабочий процесс спасут феромоны.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-21 05:43 (ссылка)
Я смутно помню эти работы. но - вроде бы там не все чисто. Гукляет ссылка про это увеличение эффективности. но чего-то вспоминаю как там считали - лажа была. Трудно сказать. что там увеличивается и так уж точно эффективность подсчитать. Но в целом - да. тянут тяжелые грузы, не без того, и в самом деле - вместе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]afranius@lj
2009-02-21 06:25 (ссылка)
Спасибо! Век живи -- век учись...

бывают даже более интересные истории - самки у некого вида бывают двух разных размеров, крупных самок рабочие легко опознают, оттаскивают в специальную камеру-тюрьму и закрывают вход, так что царица уйти не может. ее кормят и оттаскивают яйца. и так она до смерти и живет взаперти на благо колонии. А другие самки - мелкие, размером с рабочих, и могут улетать из семьи. Их рабочие иногда убивают.
-------------------
в молодых гнездах царицы ходят на охоту и детей не едят. Рабочим кусать личинок не позволяет царица, сберегая их для себя.
-------------------
Какие, блин, сюжеты для фэнтэзи...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-21 06:33 (ссылка)
думаю, если поискать - уже написано. смутно помню какую-то фантастику - там фигурировала героиня. вселенная в тело женщины из будущего. там по функциям - вес под 200 кг, она должна была рожать - все время в больнице, уход. и непрерывные роды. а были другие функционалы - кормилицы. няньки бесполые и пр. И та героиня из камеры-больницы сбежала. За ней гнались эти няньки... было, конечно.

А вот чтоб детей ели - не читал. Но. думаю, цензура. а так - написано

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]sdze@lj
2009-02-21 16:18 (ссылка)
ага, там ещё все мужчины вымерли и женское общество там так разделилось почему-то.

интересно, может-ли это значить, что постоянное сексуальное внимание части населения к практически каждой самке подавляет такую радикальную функциональную дифференциацию. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-21 16:24 (ссылка)
ну, мы все-таки не голые землекопы, у нас касты биологически не характерны

(Ответить) (Уровень выше)


[info]elga74@lj
2009-02-21 06:43 (ссылка)
Пелевин, "Жизнь насекомых". Омерзительное произведение.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]050778@lj
2009-02-21 07:04 (ссылка)
"если поделить вес добычи на число муравьев, то окажется, что один муравей не способен дотащить свою часть, а вся «бригада» вместе с ношей справляется."

а как же так получается?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-21 07:51 (ссылка)
подразумевается. что в группе идет взаимная стимуляция и они выкладываются сильнее, плюс сам эффект группы - ведь ясно, что двое могут поднять больше, чем сумма максимального поднятия для каждого.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bukky_boogwin@lj
2009-02-21 09:27 (ссылка)
Спасибо :)
А что на четвертой фотографии? Где-то (возможно, у Вас :) ) читал, что некоторые муравьи строят из себя "висячие мосты", по которым через препятствие перебирается основная часть особей... это часть такого моста?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-21 09:32 (ссылка)
на четвертой?.. Насколько я понимаю - эцитоны тащут в гнездо добычу. кажется куски таракана.

на второй - да, часть моста

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bukky_boogwin@lj
2009-02-21 09:51 (ссылка)
Thx... просто у меня две фотографии после первой не загружаются, я имел в виду - считая их.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dygger@lj
2009-02-21 18:40 (ссылка)
почти как у людей

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-02-22 12:10 (ссылка)
да. у нас не совсем как у них

(Ответить) (Уровень выше)