Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-07-22 14:47:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Новая протистология вышла
Хаусман, Хюльсман, Радек. Протистология. 2010
первое издание в 1985 - так что уже старая. Но перевод - с последнего издания 2003 г. Авторы старались включать последние данные, но это все же учебник, так что чего-то супернового тут нет.

Книга с довольно слабым текстом - но наши редакторы постарались и исправили множественные ляпы. У авторов - этакая немецкая наивность систематиков, сломленных новой молекулярной кладистикой. Жалким голосом лепечут что-то о происхождении всех простейших от единственного организма - мол, монофилия... Короче, интеллектуально это не очень сильная книга. Славна она иллюстрациями - немцы набрали чудесные фото, так что книгу еще на английском покупали задорого, лишь бы порассматривать картинки. А теперь вся эта штука - на русском.

В протистологии я понимаю очень мало, за успехами не слежу и потому радости, доставляемые мне книжкой, безумно устарели. Например, было занятно отслеживать логику, согласно которой протисты - это редуцированные организмы, там множественные линии редукции всего, и митохондрий, и пластид, и жгутиков. Окончательно ясно, откуда взялся жгутик. Это производное центриолей. Cначaла, значит, был аппарат деления ядра, потом из этого вот веретена сплелся жгутик. Расшифровка филогении, которая у протист очень тяжелая - множественные параллелизмы... Казусы. Например, там тройной захват пластид. Симбиогенетическая теория говорит: пластиды появились, когда каких-то зеленых водорослей захватили иные клетки, встроили в себя и водоросль стала симбиотически жить в чужой клетке, а потом постепенно водорослевы органеллы исчезли, остаток - пластида. А там есть линии, где видно: этот симбиотический организм с водорослью внутри захватывается следующим организмом, и опять редуцируется, и пластида тут - остаток уже двух вложенных друг в друга... и так еще раз, и есть такие простейшие, у которых следы тройного захвата.

Gephyrocapsa oceanica


Pleurochrysis carterae


Emiliania huxleyi



Actinophrys


Physarum nutans


Codonella cratera


Phacus cf. longicauda

Euglena sanguinea
Hypermastigida


synura


Anthophysa vegetans


Dinoflagellates













Ciliophora


Tintinnopsis


Tintinnopsis


Didinium eating Paramecium


didinium nasutum


Arcella gibbosa


Amoeba proteus


Rhipidodendron splendidum


Colpodea Bursaria truncatell


Oligohymenophorea: Sessilida: Vorticellidae: Carchesium


Haplosporidium nelsoni


Calcidiscus leptoporus


Comatricha (Amoebozoa: Myxogastria)


Planktonic foraminifera: Hantkenina alabamensis


foraminifera


Foraminifera


Foraminifera


Globigerina bulloides


Foraminifera

Между прочим, полкниги - морфология, где рассказывается о таких загадочных органах, как роптрии, дискоболоцисты и эжектосомы. Чего стоят только механизмы проникновения в клетку. Одни (вампиреллиды) просверливают дыру в покровах хозяина, выливая на него ферменты специальные. другие используют простую добрую механическую энергию, с силой выбрасывая какой-нибудь субклеточный молот или сверло и пробивая гарпуном покровы. Иные комбинируют, делают дырочку и выливают туда ферменты, которые строят паразитофорную вакуоль, то есть особенную полость со стенкой, которую хозяин не отторгает, в которую потом заползет паразит и в ней отправится в глубины клетки хозяина - а на поверхности дыра сомкнется и как не было ничего. Вот оомицеты, Haptoglossa. Образуют зооспоры, те оседают, инцистируются, а из цисты выходит клетка-пушка с наклоненным стволом, длиной 15 мкм, пушка связана с цистерной и прикреплена к субстрату. Мимо плывет коловратка или ползет нематода - у пушки есть сигнальные способы, она подмечает их и выстреливает - гарпуновидный наконечник пробивает стенку тела многоклеточного хозяина... К гарпуну крепятся вакуоли, которые впрыскивают в хозяина зародыш, споридий, который дальше себе паразитирует в той коловратке или нематоде.

axonema добавляет к вопросу о колесе в живой природе








А Stentor может за миллисекунды сжаться до трети длины. Правда, восстанваливает прежнюю потом секунд 10.


Несси - инфузориа Lacrymaria

никто так не изгибается, как инфузория лакримария







Хищный дидиниум запросто жрет инфузорий больше себя




История про универсальность генетического кода. Все знают, что в отличие от физики в биологии есть универсальные законы, конечно, но всегда с исключениями. Так вот, есть закон - универсальность генетического кода. у всех организмов определенные кодоны ДНК кодируют те же самые аминокислоты. Отсюда масса рассуждений о единстве жизни, монофилетичности и прочем, что легко придумывается. Но у некоторых инфузорий генетический код иной, чем у всех прочих живых существ. Два-три кодона у них кодируют не "стоп", как у всех, а аминокислоту глутамин. Более того, у некоторых инфузорий один тип кодировки, у других другой, и тоже отличающийся от "всех". Тут смысл в том, что универсальный на протяжении всех таксонов живых существ генетический код - имеет вариации, для инфузорий это - различия внутри родов.

Ну, конечно, рассказ об альтернативном сплайсинге и процессинге у инфузорий, где это хорошо изучено. Последовательность ДНК "не имеет смысла", и из нее разнообразно вырезают куски и разнообразно сшивают оставшееся, получается другая послелдовательность, она смысл имеет, ну и - из одной посл. ДНК разной редакцией получают два разных продукта, разные цепи РНК для разных белков. А факторов, влияющих на то, как именно пойдет редакция исходной последовательности - много, не все изучены и пр.

инвазия кишечной фауны
у жвачных в рубце - не обязательные инфузории, без них коровы живут себе спокойно. но. в Австралии и Малайзии жвачные едят кустарник Leucaena leucocephala. в нем - аминокислота мимозин, токсична. звери медленно росли, страдали вздутием живота и нарушениями беременности. тогда взяли инфузорий из рубца жвачных Индонезии и Гавайев, и заселили этих несчастных австралийских. И у тех жвачных все прошло, инфузории стали перерабатывать мимозин.

Фораминиферы в кораллах - сидят внутри клеток хозяина и снабжают коралл низкомолекулярной органикой - сахарами, аминокислотами и пр. и кислородом. за это получают углекислый газ. этакий автотрофный цикл внутри кораллового полипа. рифы-автотрофы... смысл в том, что в океане азота и фосфора мало, так что водорослям становится выгодно взаимодействовать с животными, которые выдают им эти азот и фосфор, а для животных это - метаболиты, отходы.

А в клетках динофлагеллат живет много одноклеточных водорослей, до 20 разных видов. причем динофлагеллаты их специально поглощают, не переваривают, контролируют. водоросли внутри клетки-хозяина теряют нрнекоторые органеллы и сидят себе в вакуолях, а хозяин управляет. может часть вакуолей, набитых водорослями, переварить, регулируя численность, а может ограничить поставку питательных веществ, неорганических соединений.

Биологический метод борьбы в исполнении простейших... морская звезда из северной части тихого океана двигается на юг, заселяет австралийские коралловые рифы и их губит, выедает. Задумали звезд этих заразить инфузорией. инфузория поедает сперматозоиды готовой к нересту морской звезды. Паразитарная кастрация, и звезд становится сильно меньше.

А у одной инфузории, Myrionecta, вообще чудо. у нее есть симбионты внутри клетки, это ладно - но она умеет хранить их разделенными на органеллы. то есть в теле инфузории ряд вакуолей, там находятся части криптомонады, скажем, в одной вакуоли - ядро, в других - другие части. разделять живое на части, и чтобы оно продолжало фунционировать... эта разделенная криптомонада фотосинтезирует и дает хозяину пищу.

Не говоря о том, что в инфузориях живут специфические бактерии, неизвестно чего там делающие, но вот репродукцию этих бактерий определяет ядро хозяина-инфузории. некоторые бактерии вроде даже необходимы, дают хозяину вещества, без которых ему не выжить, так что если инфузорию лишить этих внутриклеточных бактерий - гибнет

В общем случае - в каждой органелле эукариотной клетки есть места, где существуют специфические бактерии. плавают в цитоплазме и в ядре, в вакуолях и т.п., даже внутри митохондрий и пластид.

В брюхе термитов, кажется, вообще фабрика - сидят батареи бактерий и спирохет, последовательно переваривают, закрепленные в определенных местах кишечника термита

У трихомонады Mixotricha на поверхности сидят спирохеты и бактерии, спирохеты ритмично колеблются, как ворсинки кишечного эпителия, причем соседние спирохеты взаимодействуют внутри хозяина и колеблются синхронно. В результате на поверхности клетки образуются реснички, они гребут и хозяин - трихомонада - движется, а веслами работают те спирохеты. У трихомонады есть собственные 4 жгутика, но с их помощью она почти не способна перемещаться - больно велика клетка, так вот а на спирохетах вполне плавает.


(Добавить комментарий)


[info]d_igor_po@lj
2010-07-22 08:02 (ссылка)
Т. е. животноводство появляется с появлением эукариотной клетки?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 08:08 (ссылка)
эээ... внутреннее животноводство. так сказать, разведение червей прямо в животе

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]d_igor_po@lj
2010-07-22 08:20 (ссылка)
Ну, вот же и гужевой транспорт представлен.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kondybas@lj
2010-07-22 08:10 (ссылка)
Митохондрии, если мне не изменяет маразм, были одомашнены еще до эукариотов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anatol_olegych@lj
2010-07-22 10:24 (ссылка)
razve? u kogo iz prokariot est' mitohondrii?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kondybas@lj
2010-07-22 08:05 (ссылка)
Глядя на фото понимаешь, что художникам, рисующим антураж для фантастических фильмов, надо выдергивать ноги, и этими ногами бить по голове :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 08:08 (ссылка)
угу. фантазия у них бедная и скучная. когда смотрю чтой-то фантастическое, с инопланетянами - всегда грустно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leonid_b@lj
2010-07-22 09:02 (ссылка)
Этого не может быть. А если это есть, то всё равно этого не может быть.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 09:16 (ссылка)
есть, есть... У живых всё есть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]un_chiste@lj
2010-07-22 09:14 (ссылка)
первый снимок очень красив. эшер не имел таких микроскопов

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 09:17 (ссылка)
ну еще бы. художникам надо заниматься протистологией, чтобы так-то зря бумагу не марать

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olejnik@lj
2010-07-22 09:15 (ссылка)
про картинки хотела написать, что художественная фантазия современников в большом долгу. но прочитала текст -- поняла что вся человеческая фантазия и воображение полностью беспомощные банкроты.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 09:18 (ссылка)
конечно. это ж целый настоящий мир, мы не в нарисованном живем. Но в нашем представлении основное место занимают придуманные нами сюжеты о людях и придуманные картинки из мира техники. Мало кто знает, из чего состоит этот большой мир

(Ответить) (Уровень выше)

Нечеловечески красиво..
[info]idvik@lj
2010-07-22 10:04 (ссылка)
Хариты были потрясены контактом. Сама идея преобразования окружающей природы для собственных нужд – в чем, по мнению человека, или барра, или локра, и заключалась цивилизация – была им абсолютно чужда.
Человек попадал туда, где холодно, – и надевал одежду. Харит отращивал теплоизолирующий слой или иным образом регулировал теплообмен в теле. Человек переходил от охоты к земледелию из-за недостатка пищи – харит сам становился зерном, перестраивая свое тело с тем, чтобы усваивать непосредственно энергию солнца.
Человек изобретал масс-спектрографы и пузырьковые камеры, чтобы узнать устройство мира, – харит наделял свои члены свойствами масс-спектрографа и распознавал изотопы.
И, конечно, коренная разница в разуме повлекла за собой коренную разницу в социальном устройстве.
Человек, создавая инструменты, создавал свое и забирал чужое. Став разумным, человек поделил все, что ему принадлежит, на себя самого и свою собственность.
Для харита понятие собственности было бессмысленным. Что он мог отнять у соплеменника? Редкие молекулы? Они были повсюду. Новый паттерн для самосборки? Но это было так же нелепо, как отнять музыку у композитора. Музыка для того и существует, чтобы ее слышали. Паттерны для того и изобретались, чтобы ими делиться.
Считалось, что когда-то хариты были двуполы, – это можно было предположить при виде других организмов планеты, – но, разумеется, деление на самцов и самок исчезло еще тысячи лет назад. Паттерны размножения были одним из самых ранних изобретений – открытий их цивилизации. Им не в чем было соперничать и нечего делить; когда хариту не хватало массы или паттернов, он мог восполнить это единственным образом – объединившись с другим харитом.
Ведь война – это когда отнимают чужую собственность и чужую жизнь. Чужой собственности, равно как и своей, у харитов не было, а понятие смерти с некоторых пор было для них несколько относительным. Взрослый харит был не что иное, как набор паттернов для самосборки. Паттернами менялись – так же легко, как люди меняются деньгами, и даже когда тело уставших жить умирало, их воспоминания и паттерны отходили новорожденным. Кирр, строго говоря, тогда не научился летать. Кто-то из поменявших_жизнь отдал ему паттерн.

Латынина.Нелюдь

(Ответить)


[info]nsela@lj
2010-07-22 10:43 (ссылка)
Фораминиферы, вроде бы, гетеротрофы? В кораллах зооксантеллы?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 11:29 (ссылка)
зооксантеллы - это ж название, сколько помню, весьма разнородных протист, в которых вставлены одноклеточные красные водоросли в виде пластид. Зооксантеллы в основном динофлагеллаты, но там кто-то еще

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkonoe@lj
2010-07-22 10:51 (ссылка)
офигительно. Все дизайнеры и вязальщицы салфеток грустно плачут в углу.

Я тоже всегда расстраиваюсь, когда рассматриваю картины (гравюры?) Геккеля.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 11:30 (ссылка)
да, у него классные скелеты фораминифер. Так изящно все вырисовано... удивительно, что они и на самом деле такие

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkonoe@lj
2010-07-22 11:32 (ссылка)
А я выкладывала, не все поверили. Говорят, выдумал он все 8)))) Разве такое выдумаешь?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 11:38 (ссылка)
Image
чуть сгладил для симметрии, но не наврал

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

Image

http://www.ucl.ac.uk/GeolSci/micropal/radiolaria.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkonoe@lj
2010-07-22 11:45 (ссылка)
!!!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sezam_lj@lj
2010-07-22 16:35 (ссылка)
Удивительно, что существа, с которыми мы уже сотни миллионов лет идём разными дорогами, могут быть такими красивыми.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-23 01:59 (ссылка)
кажется, они пытаются доказать, что красота - это симметрия

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rualev@lj
2010-07-22 12:29 (ссылка)
Все эти множественные захваты весьма напоминают самосборку некоего метаорганизма как конечной цели космической эволюции.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-22 12:36 (ссылка)
И я даже знаю, что это за метаорганизм.

Здравствуйте.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]rualev@lj
2010-07-22 12:40 (ссылка)
Вот как. Интересно, кто же это? Познакомьте нас.
Здравствуйте, Георгий.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deodan@lj
2010-07-23 02:49 (ссылка)
Волшебный мир биологии! Тройной захват! Пушка! Ферменты! Инфузории! Разделённые на органеллы!
Очень впечатляет. Картинки тоже хорошие.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-23 02:50 (ссылка)
спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olnud@lj
2010-07-24 00:07 (ссылка)
Выход перевода этой книги - важное событие, т.к. современных учебников по протистологии на русском языке нет. На мой взгляд, автор пытался найти некую "золотую середину" в вопросе систематики и филогении, что в на данный момент практически нереально.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-24 01:21 (ссылка)
да, не Догеля же учить в 21 веке. А книга неплохая

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fregimus@lj
2010-07-24 20:09 (ссылка)
Дочитав до разобранного на части симбиота, с трудом отыскал собственную крышу в соседней вакуоли. Беда в природе творится, просто беда. Все подработано по месту напильником до неузнаваемости. А чертежи — всё паровоз. И как это все понимать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-25 01:43 (ссылка)
трудно это понимать. На то - наука и вчёные. им на то головы дадены, чтоб потеть

(Ответить) (Уровень выше)


[info]arkaun@lj
2010-07-25 04:03 (ссылка)
Cпасибо большое за такой интересный пост!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-25 04:33 (ссылка)
рад, что Вам интересно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]malchikk@lj
2010-07-25 06:59 (ссылка)
Господи! как же круто

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-25 07:03 (ссылка)
Ото ж

(Ответить) (Уровень выше)