Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет qlman ([info]qlman)
@ 2008-05-27 10:10:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
О птицах и мегагерцах.

25-26 мая 2008-го года по земному времяисчислению на поверхность Марса в приполярном регионе "приземлился" исследовательский аппарат Phoenix. Примечателен он тем, что впервые за последние тридцать лет осуществил действительно мягкую посадку на "красной планете". Функционирующие на её поверхности сейчас аппараты программы "Mars Exploration Rovers", "Spirit" и "Opportunity", садились по "жёсткому" варианту - внутри пирамид из надувных шаров, прыгая и кувыркаясь. "Феникс" же садился на полностью автономном активном управлении - последние несколько сотен метров посадки осуществлялись при отстреленном парашюте, на ракетных двигателях. Разумеется, никакой возможности управлять посадкой с Земли не было и быть не могло - задержка сигнала на пути от Марса к Земле в настоящее время составляет около пятнадцати минут. Какие же "мозги" понадобились для этого "Фениксу"? Гигабайты памяти, многогигагерцовые Core Quad Extreme?


Знакомьтесь! IBM RAD6000! Бортовой компьютер марсоходов, "Феникса", "Мессенджера" (меркурианский зонд) и ещё добрых восьми десятков аппаратов. Скромные 33 мегагерца, производительность в 35 миллионов операций в секунду (вдвое медленнее 486DX), 128 мегабайт памяти с контролем ошибок, операционная система VxWorks (Unix-like OS реального времени). В "продаже" с 1996-го года, цена от 200 до 300 тысяч долларов, способность работать при запредельных для "бытовой" электроники уровнях излучений. Приблизительно в триста раз дороже моего ПК, приблизительно в тысячу раз медленнее моего ПК. Да и большинства ваших, плюс-минус. Порядок пропорций в любом случае останется тем же.

В "Crysis" играете? Качаете кино? Флеймите в комментариях к записям в ЖЖ? Задумайтесь о том, что электронный глупыш в тысячу раз слабее вашего монстра, с памятью в десяток-другой раз короче, сейчас трудится на Марсе, на самом фронтире науки, прокладывая человечеству путь в будущее. Напишите что-нибудь полезное в ЖЖ. Или просто доброе. Например, вот так: доброе утро!


(Добавить комментарий)


[info]yeban@lj
2008-05-27 00:07 (ссылка)
я, будучи techno-geek, следил за спиритом и опортунити
особенно пристально когда им апгрейдили софт - ну, помнишь историю когда забилась память изза большого количества фотографий

пример таких вот автономно функционирующих систем заставляет задуматься о собственной ответственности, прилежности и цене даже одной маленькой ошибочки =)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]qlman@lj
2008-05-27 00:11 (ссылка)
У этого тоже возникли проблемы с обработкой изображений, кстати. На той камере, которая должна была посадку "вниз" снимать. В итоге её просто отключили, не помню точно когда, кажется, ещё незадолго до старта. Но убирать не стали. А самое веселье из-за "ошибочек", конечно, вышло в 99-м, когда на Mars Climate Orbiter перепутали ньютоны с фунтами силы и в итоге влепили аппарат за триста миллионов долларов прямо в планету. :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yeban@lj
2008-05-27 00:15 (ссылка)
да, это известная "ошибочка")))

слушай, а помнишь же байку про переворачивающийся вверх ногами самолет при пролете через экватор? это таки байка или имеет под собой вполне реальные события? вот тебе, кстати, идея для поста)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]qlman@lj
2008-05-27 00:19 (ссылка)
Про переворот скорее всего байка. А вот такое имело место быть:

"The new US stealth fighter, the F-22 Raptor, was deployed for the first time to Asia earlier this month. On Feb. 11, twelve Raptors flying from Hawaii to Japan were forced to turn back when a software glitch crashed all of the F-22s' on-board computers as they crossed the international date line. The delay in arrival in Japan was previously reported, with rumors of problems with the software. CNN television, however, this morning reported that every fighter completely lost all navigation and communications when they crossed the international date line. They reportedly had to turn around and follow their tankers by visual contact back to Hawaii. According to the CNN story, if they had not been with their tankers, or the weather had been bad, this would have been serious. CNN has not put up anything on their website yet."

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yeban@lj
2008-05-27 00:21 (ссылка)
))))))
говнокодеры

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]qlman@lj
2008-05-27 00:24 (ссылка)
Военщина со всеми вытекающими. Не у нас одних проблемы с тем, что приходится как-то совмещать работу более-менее современного оборудования с железками, запроектированными и запрограммированными лет тридцать назад невесть кем и невесть как. А "с нуля" делать как-то пока не получается, приходится всё равно старые наработки использовать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]blackpahan@lj
2008-05-27 05:27 (ссылка)
слышал байку про то как амеры продали в евраиль несколько ф-15 или 16 и у них парочка дружно упала в мёртвое море, потому как при переходе через 0м от уровя моря у авионики башню сорвало. байка, конечно, но повод задуматься, ставить проверки на ошибки там, где их вроде не может быть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]qlman@lj
2008-05-27 05:31 (ссылка)
Какая-то из очень старых авиасимуляторных игрушек, F-15, кажется, в нашем пираченном переводе на экране смерти после разбивания вместо оригинального текста про R.I.P. и всё такое писала "минздрав предупреждает: полёты под землёй опасны для вашего здоровья". :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kincajou@lj
2008-05-31 10:38 (ссылка)
байки байками, а вот тангенс от 90 градусов взять нельзя... и это проблема

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stpython@lj
2008-05-28 20:12 (ссылка)
Фирма Motorola испытывала новый процессор для автопилота на истребителе в Израиле. Все было отлажено. Пилоты на испытаниях отправились «огибать рельеф» с севера до юга Израиля. Истребитель прекрасно пролетел на автопилоте над равнинной частью, над горной частью, над долиной реки Иордан, и приближался к Мёртвому морю. Не долетев до него, неожиданно происходит общий сброс процессора, автопилот выключается на полном ходу, пилоты переходят на ручное управление, и сажают истребитель.
Процессор отправили на доработку и тестирование. Все тесты прошли снова без сбоев. Снова начали реальную проверку. Истребитель пролетел над всеми территориями, но при подлете к Мёртвому морю: общий сброс, выключение автопилота, ручная посадка.
Длительные тесты не могли выявить никаких изъянов. После продолжительных попыток было найдено, что программы автопилота при вычислении параметров управления по глубоко научным секретным формулам производили деление на значение текущей высоты истребителя над уровнем океана. При подлете к Мёртвому морю высота становилась нулевой, и процессор при делении на ноль давал общий сброс. До этого случая никому не приходило в голову, что самолеты могут летать ниже уровня океана…
(http://feelovblog.ru/2008/03/09/elektronnye-vojny-ne-za-gorami/)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]stpython@lj
2008-05-28 20:15 (ссылка)
Испытания американского истребителя F-16 проводились, понятное дело, в северном полушарии. На заключительном этапе самолет решили проверить где-то в Латинской Америке, но уже с другой стороны экватора. При переводе самолета в режим автопилота он автоматически развернулся “вверх ногами”.

Оттуда же.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kincajou@lj
2008-05-31 10:39 (ссылка)
не припоминаю, чтобы где-то в алгоритмах было деление на высоту :(

(Ответить) (Уровень выше)


[info]arkamax@lj
2008-05-27 00:28 (ссылка)
Да, RTOS и подходящее железо - и все, больше ничего не надо. Спасибо за инфу!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ikaktys@lj
2008-05-27 04:15 (ссылка)
ну оно не зря все вместе >$400.000.000 стоит, пока весь софт до такого состояния надежности и эффективности выгладишь пройдет далеко не один человекогод, там чуть ли не каждый байт напильником обрабатывают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]arkamax@lj
2008-05-27 14:09 (ссылка)
Я примерно представляю смысл процесса. Тут дело вот в чем - чем технически проще система, тем меньше в ней может сломаться.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]arneo@lj
2008-05-27 08:37 (ссылка)
странно, но не вижу в этом ничего удивительного))))
хатя помню сакмая странная железка которую видел и щупал был какойто роутер вифи на каторый в 4 мегабайта флеша впихнули за какимто хреном линукс и микрохттпд(для адменки), при этом даже неоставив намёка на какиенибудь другие способы управления системой)

(Ответить)


[info]rbs_vader@lj
2008-05-27 10:00 (ссылка)
Вполне приличный компьютер, гораздо лучше того, который на американском лунном модуле стоял.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]qlman@lj
2008-05-27 22:58 (ссылка)
LEM вручную сажали. :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_the_jove600@lj
2008-05-27 12:18 (ссылка)
Хороший пост, за который хочется убить ))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]qlman@lj
2008-05-28 13:43 (ссылка)
Ммм, а что не так с постом? :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kincajou@lj
2008-05-31 10:39 (ссылка)
радхард рулит

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kincajou@lj
2008-05-31 10:40 (ссылка)
буквально, да.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]qlman@lj
2008-05-31 10:42 (ссылка)
Да уж, действительно буквально рулит. :)))

(Ответить) (Уровень выше)