Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет arsenikum ([info]arsenikum)
@ 2007-01-12 10:46:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
К вопросу о генезисе русофобии
Не особенно люблю распространяться насчёт русофобии. Брезгую. Да и что не скажешь – выясняется, всё уже обсудили у Пионера. Но вот количество примерчиков иногда переполняет ту самую чашечку:
Первое
Второе
Десерт

Здесь вот что занятно. Русофобия неоднородна и, прежде всего по своему происхождению. Такая её разновидность как быдлофобия образованцев отправной точкой имеет явно не ненависть к России как таковой. Тут немного другое.

Живет на свете человек, получил/получает он образование (как правило, высшее). Будем добрыми, предположим, что неплохое, старался он. Хотя многое в таких людях выдаёт приметы малосимпатичного типа «выпускник технического вуза с хорошими оценками по гуманитарным предметам», но допустим, что он молодец и умница и у него «пятёрка» по сопромату. Плюс парень (девушка) не чужд(а) изящных искусств, почитывает что-нибудь относительно интеллектуальное, помнит сюжеты 3-х десятков блокбастеров и владеет английским, в объеме достаточном для того, что бы догадываться, о чем поют «Статус-кво». Я сейчас не о конкретике, например, Шестакова, типаж распространённый, узнаваемый. (Оговорюсь сразу, я обеими руками за широкий кругозор и людей достойных среди таких видел массу.)
А дальше происходит интересная штука. Человечек ещё часто не доучил сопромат и не досмотрел весь необходимый набор «культовых шедевров», а в голове что-то навсегда щелкнуло: он теперь не лицо с незаконченным высшим образованием, обладатель милого, хотя и крайне банального хобби, с относительно неплохим словарным запасом. Нет, он существо высшего порядка, вершина эволюции, естественно, на три головы выше «убого окружения».
Всё дальнейшее уже – история болезни. Сопромат заброшен/забыт, книги читаются, но, право, сканер делает это осмысленнее. Главным содержанием жизни становиться огромное, от земли до неба, недоумение, переходящее в неврастенический протест: «Почему я здесь?! Почему эти умственные босяки не подают ниц, когда я вхожу в метро? Что я делаю в этом метро? Почему вместе с коллекцией DVD «Золотые хиты Голливуда» мне не дали особняк, фрак, лимузин и достаточно денег для прожигания жизни в богемных салонах???!!! Где тот полицай, что накажет окружающих неандертальцев за то, что они ведут себя со мною как с равным??!!»
Он, быть может, и не злобствовал, если бы не это оскорбительное соседство. Из окна дорого авто, возможно, смотрел бы на «пролов» снисходительнее, да вот – денег нет. В принципе, можно сказать: «Гы, лузер!». По отношению к таким не стыдно: они сплошь сторонники рыночных «ценностей», часто в самом людоедском их изводе.
Как правило, «рождённый к новой умственной жизни» начинает делать людям гадости (ведь нужно, как-то самоутвердиться над недочеловеками) или, по крайней мере, вести себя с нелепой надменностью. Ему отвечают в полсилы, он убеждается, что все его (умного, тонкого, знающего кто такая Janis Joplin) люто ненавидят и как раз за то, что он такой (умный, тонкий, знающий кто такая Janis Joplin).

Откуда берутся такие «аристократы духа» - бог весть. Предположим, сбои в генетической памяти о предыдущей модификации сословного общества. Не путать с «голубой кровью», в этих венах её, зачастую, нет. Скорее же другое – тщеславный избалованный молодняк из добрых вполне трудовых семейств просто не в состоянии воспринимать свою (в общем-то невеликую) инаковость иначе как тотальное превосходство.
Представьте себе филателиста, который испытывает симпатию к собратьям по увлечениям? Вполне нормальный человек. А если он считает всех не филателистов дегенератами? Сумасшедший или м чудак.
При этом невежественны быдлоборцы фантастически. Если это можно назвать невежеством. Механизм, посредством которого в их сознании всё русское редуцируется до субкультуры подворотни, для меня загадочен, но я и не спец по психическим аномалиям.
И не умны. Умный, хотя и циничный, образованец понимал бы, что любое общество стратифицировано, что эстетические пристрастия относительно жестко детерминированы родом занятий и вытекающим из оного образом жизни, и раз «сало» он ест, как правило, чужое, и что условную Распутину надо благодарить, коль она скрашивает невесёлые будни его кормильцев. Самые патологичные уверены, что на родине Роберта Планта, Сартра или Голсуорси подавляющее большинство составляют опрятные прогрессивные интеллектуалы. Такие как они.

В общем, в основе не ненависть к России, а ничем не подкреплённые социальные претензии. Впрочем, был бы СПИД, а прочие инфекции сами подтянуться. Корчи, которые рано или поздно вызывает у большинства быдлоборцев русская культура, - штука неслучайная. Какой-нибудь Достоевский каждой третьей страницей любого романа хлещет по надутым щечкам (не говоря о «Дневнике писателя», который почти весь об этом). Отсюда разговоры о «тотальном непрофессионализме даже лучших русских художников». Ещё бы, ведь нравственность – это так не профессионально. И не эстетично.

Теоретически, при наличии определённых условий (прежде всего совести) быдлоборец может и не стать русофобом, а даже напротив – вполне славным эскапистом, хранителем русских древностей или биографом, например, Сумарокова. Но архивариусы и сумароковеды редки, а проклинатели «говнорашки» расплодились как тараканы.

PS: Впрочем, русофобия иногда бывает трогательной, пронзительно-нервной до какой-то патологической поэтичности. Вот, почитайте:
совершенно тривиальная мысль. то, что россия - проклятое государство до каждого последнего листа на дереве, очевидно из её истории. не надо было здесь родиться. только и всего. а если и так, остаётся или покончить жизнь самоубийством, или бежать. здесь никогда и ничего не будет

Право, мне представляется, что эта истерика происходит на расстоянии вытянутой руки от идеи национального превосходства. Как сказал Розанов одной фанатичной атеистке: «Вы закончите свои дни в монастыре». И ведь как в воду глядел.