| Запоздалые заметки-1: Василий Розанов глазами неэксцентриков |
[Jun. 8th, 2006|03:37 am] |
Начинаю отдавать давние уже долги (в основном сама себе, но всё-таки!…)
Сначала о конференции по Розанову, бывшей уже неделю назад (так много всего ухитряется набиваться в дни, что кажется, будто прошло больше времени).
Основное моё впечатление от неё, пожалуй, то, что нынешним своим толкователям Розанов сейчас уже не кажется достаточно НЕУДОБНЫМ.
Он перестал быть скандалом, вызовом и парадоксом, каким был при жизни, - на моих глазах три дня подряд разные люди вполне комфортно укладывали его каждый в свои ценности и ожидания: от почвенничества до неизбежного постмодернизма. Чем только бедный ВВ не перебывал: и государственником и маргиналом, и новатором и консерватором, и христианским мыслителем и язычником… - словом, «наше всё», как незабвенно выразился кто-то в один из перерывов. Лишь немодностью в последние годы слова «реализм» объясняется, думаю, то, что это слово ни разу там не прозвучало, а то бы он и реалистом оказался (а он и к этом основания даёт!). Вот-вот и превратят, думалось, Василия Васильевича в скучного правильного классика и хрестоматийного проповедника.
Есть что-то очень удивительное в том, что этот человек, не лезущий вообще-то ни в какие рамки (ну, ладно: по крайней мере мне так чувствуется…), этот органический нарушитель всяческих косных спокойствий, оказывается, сейчас воспринимается (будто бы) легко. Один преподаватель из Астрахани выступал на конференции с докладом о том, как воспринимают Розанова его студенты. Оказывается, многим он кажется «родным и близким» - многие чувствуют, что Розанов – «такой же, как я». Во всяком случае, он воспринимается гораздо легче едва ли не всех своих знаменитых современников: Владимира Соловьёва не слишком-то читают (да и – архаичен), Н.Н. Страхова (о котором сам Розанов был уверен, что у того как у философа большое будущее) – и подавно никто не читает и вообще вряд ли кто, кроме специалистов, помнит. А Розанова и помнят и читают.
Нет чувства дистанции, но вот способствует ли это пониманию? Уж не наоборот ли?
Смею подозревать, что эта лёгкость восприятия наверняка обманчива, хотя бы уж в силу временнОй дистанции и культурных различий – мы нынче живём всё-таки в другой культуре.
И ещё мне почему-то упорно кажется, что адекватнее всего воспринимать его «глазами эксцентриков». |
|
|