Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-12-10 08:10:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Харизма
Понятие, конечно, многозначное и многозначительное. С легкой руки Вебера она бывает у политических лидеров, но вполне впору также основателям религий и всяким бунтовщикам нехорошего поведения, и даже зловредным тиранам. Однако на деле это понятие еще шире.

Помню рассказ корреспондента (начало 90-х). Мужик в одной деревне сказал ему, что он бы с удовольствием голосовал за Гайдара, но тот, конечно, провалится, так что не стоит на него голос тратить. Корреспондент поинтересовался, что заставит Гайдара провалиться, на что мужик и ответил – ну какой из него народный избранник, с такой-то харизмой. И развел перед лицом руки, указывая размер.

То есть слово расплылось и пошло плодить значения. Даже в невозможном русском языке, где можно сказать «высокая широта», «харизма» отличается непостижностью своего поведения. Слово себе ползло, ползло – и добралось до меня. Что в нем осталось от исходного смысла, судить не берусь, но вот уж лет 15 знакомые попрекают меня моей харизмой, вкладывая в это обозначение совсем особый смысл.

Изнутри не видно, так что обозначение это на совести знакомых. Не помню, кто первый придумал так говорить – может быть, kotina. Как-то летом он зашел ко мне на работу, и за разговором я попросил его купить мне диск с классической музыкой. Котина тут же указал, что этого везде навалом, сам купи, вот он, Котина, сюда шел и видел по пути минимум пять киосков, в которых этой самой классики – полны витрины. Я ему объяснил, что это не для меня, в связи с особенностями восприятия меня мирозданием так легко у меня не получится, и не мог бы он, по пути, мимоходом, купить мне…

Котина не поверил и поволок меня за собой – проверять. Сейчас, говорит, дойдем до ближайшего лотка и купишь своих Баха с Пахельбёлем. Что же – ближайший ларек был наглухо закрыт, неприветливо прикрыв классику железными ставнями. Котина хмыкнул – вот ведь, час назад здесь бойко торговали, - и пошел к следующему киоску. Однако все киоски в самой середине дня – часа в 3, в 4 – оказались закрыты. Тогда Котина решил переломить судьбу и повел меня к хорошо знакомой ему точке, по его словам - большому украсистому киоску, где он чуть не каждую неделю себе что-то покупал, знал там продавца, и только что, идучи ко мне, привычно туда заглянул, чем-то поинтересовался, поговорил с продавцом… Это тут, сразу за углом. Мы вышли из подземного перехода в центре Москвы, зашли за угол, к киоску – от него осталось только углубление в асфальте и какие-то шпеньки. Ошалевшему Котине народ объяснил, что вот только что подъехал кран, ларек подняли, погрузили в грузовик и увезли.

Это мое качество Котина стал именовать харизмой. Действует она достаточно разрушительно, и хотя я привык, что ничто не дается так легко, как всем окружающим, иногда отношение ко мне мироздания слегка раздражает. Одна знакомая, выслушивая мои сообщения о прохождении жизненных этапов, очень смеялась и, конечно, не верила – совпадения это, конечно. Я и не спорю – естественно, совпадения. Мы с ней отправились как-то в некий полуподвальный книжный магазинчик, причем я предупреждал – лучше я ей нарисую, как туда добраться, со мной не стоит, лучше ей одной… Она оптимистично ответила, что только что звонила туда, магазин сейчас работает и будет работать до вечера, так что поехали… Приехали, ткнулись в замок, прождали час и ушли. В другой раз она опрометчиво поехала со мной в Лыткарино за бинокуляром. Просидела час в вагоне вставшего посередь тоннеля метро, минут 40 прождала автобуса, а потом увидела товар. Кто знает лыткаринские бинокуляры, тот поймет ее чувства. А она у знакомых видела – вроде ничего, можно работать, но тут же просто лом… Потом стороной слышал – она, убедившись на фактах, поверила в окружающее меня качество и более с ним не шутит.

Другая знакомая тоже не поверила – женщины вообще отличаются большим здравым смыслом. Конечно, совпадения! Тут надо сказать, что отмеченное выше моё качество не действует на других, ежели со мной не иметь общих дел. Попросту поговорить можно – кирпич на голову не упадет. Но вот вместе со мной или для меня что-то делать – тут достанется, прямо как мне. И вот получилось так, что пришлось этой знакомой мне по работе принтер покупать, дешевенький Oki. Месяц перед этим его покупали все коллеги и знакомые – без проблем, он везде стоял. Но стоило ей заняться моим принтером – нет нигде. Она составила список из 40 фирм и стала их обзванивать. Отвечали ей резко и раздраженно, и нигде Оки не было. Наконец, в одной из фирм ей все же объяснили – позавчера кто-то поругался с таможней и та закрыла на 10 дней все поставки компьютерной техники. Все фирмы горели синим пламенем, и мой Оки было не достать, а срок, когда бухгалтерия была согласна оплатить эту покупку, истекал… В общем, как всегда.

Иногда харизма приобретает такую силу, что даже боязно делается. Зашел как-то в магазин – хлеба купить. Передо мной два парня купили три водки, два пива и батон. Продавщица, любезно подхихикивая, им отпустила. Мне же, просившему буханку, было отвечено: «И все? Мы так мало не продаем». Я онемел и вышел. Кто же знал, что такие ограничения… А с виду – продуктовый…

В общем, харизма у меня есть и действует, что бы это ни значило. И ничего… Трудно, конечно, с транспортом, который подо мной дохнет и ломается, с покупками трудно – либо магазин закрыт, либо (если не успел он), товара нет, либо касса ломается, либо – просто именно мне этот товар не отпускают. Компьютеры, знамо дело, ведут себя... нетривиально. Ежели чего не сбыться может, оно радостно и не сбывается. А в остальном ничего, жить можно… Только рядом стоять не рекомендую – я-то привык…

В общем, очень поливалентное слово. Привяжется – и привет Гайдару.


(Добавить комментарий)

шлёмиль без сбежавшей тени
[info]ilya_verhovsky@lj
2004-12-10 03:13 (ссылка)
Есть в ашкеназской еврейской традиции всем известный образ "шлимазла" - неудачника, растяпы", "щоб я так не жил". И есть фигура "шлёмиля". Это уже интереснее. Когда идёт дождь, все укрываются зонтами, кроме него, который зонты и достал. Когда все перешагивают мелкий ручеёк, он в нём тонет. Если бы он вздумал торговать свечами - солнце никогда бы не зашло. Однако, всё не просто забавно, а провиденциально. Шлёмиль таков не по своей воле, а по воле Б-га. Он несёт в себе невероятой важности послание. Он не трикстер, а скорее "юродивый" Б-га ради. В то время, как остальные успешные, важные и толстопузые люди занимаются земными гешефтами, имея острый ум, заточенный именно под них, шлёмиль - уже своим существованием отрицает всяческие гешефты. Он - ходячая Тора, сгобленная цитата из Кохелет - о тщете и бренности всех земных прагматичных целей. Кои пыль и прах.
Вам надо жить в Хеломе.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: шлёмиль без сбежавшей тени
[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-10 11:26 (ссылка)
М-мм... Не спорю, но я, простите, не знаю: а где это - Хелом? И что это такое?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: шлёмиль без сбежавшей тени
[info]miram@lj
2004-12-13 23:52 (ссылка)
Кажется, это город Хелм (теперь в Польше), о тамошних мудрецах есть масса еврейских анекдотов.
http://www.yevrey.com/shtetle/helmer_hohem.shtml (http://www.yevrey.com/shtetle/helmer_hohem.shtml)

(Ответить) (Уровень выше)

Re: шлёмиль без сбежавшей тени
[info]ilya_verhovsky@lj
2004-12-14 07:43 (ссылка)
Да, конечно. Вот Хелом, сбежавший в прозу Нобелевского лауреата:)))))

http://www.lechaim.ru/ARHIV/126/zinger.htm


а вот - в стихи и песни нищего поэта, сказочника и алкоголика:


http://planet.nana.co.il/shufiel/Helm.htm

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: шлёмиль без сбежавшей тени
[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-14 14:49 (ссылка)
Спасибо. Верно, неплохое место.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: шлёмиль без сбежавшей тени
[info]_to_@lj
2007-04-10 13:22 (ссылка)
Спасибо за объяснение :) Давно хотела узнать значение этих слов, но до намерения сделать это как-то все не доходило дело.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]naja_naja@lj
2004-12-10 03:43 (ссылка)
Значит вам везёт в чём-то другом. Просто так ничего не даётся и не отнимается. А такую трактовку "харизмы" примем на вооружение, поскольку имеется парочка знакомых со сходными свойствами. :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Ну, это в античности был такой типичный сюжет, что
[info]homerus@lj
2004-12-10 09:55 (ссылка)
боги у кого-то что-то обычное отнимали, но взамен, чтобы не обидно, давали что-то необычное. Вот например у меня (Гомера) боги отняли зрение, но зато сделали лучшим поэтом древности. А у досточтимого Иванова-Петрова боги отняли везение (в некоторых его аспектах, отметим), зато дали многочисленные другие таланты, одним из которых мы сейчас и наслаждаемся, читая.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Ну, это в античности был такой типичный сюжет, что
[info]naja_naja@lj
2004-12-10 10:06 (ссылка)
Соглашусь с предыдущим оратором. Один из самых замечательных ЖЖ, спасибо автору.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_bugaev@lj
2004-12-10 10:37 (ссылка)
Солидарен

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Ну, это в античности был такой типичный сюжет, что
[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-10 11:33 (ссылка)
A propos - к слепоте Гомера... Вспомните слепоту Фауста во второй части... Это обычное обозначение для ясновидения. Знак, что остальные, обычные люди - слепорожденные; и только редкие - видят целый мир, а не только материальный лед на воде. Так что является ли гомерова слепота недостатком...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-10 11:31 (ссылка)
Ну конечно... Просто так - ну никогда... Верю. Думаю только, что - как назвать? - то, что дает и отнимает - пусть так - добавляет малюсенькую еще пустяковину сверху, над тюком: пользователь сам должен догадаться, что за фича прилагается к набору багов. Нижеследующий тред я читал и тронут - очень приятно. Однако видно это - коли правда - только со стороны. Уверяю, изнутри, откуда я до сих пор на себя смотрю (об изменении точки зрения Вы, я думаю, так или иначе узнаете) - изнутри ничего такого особливого не замечается.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]naja_naja@lj
2004-12-10 11:48 (ссылка)
Со стороны виднее. Пройдёт время и вы скажете "это не баг, это и есть фича". :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]arno1251@lj
2004-12-10 05:59 (ссылка)
Я впервые слово "харизматик" услышал из уст Шендеровича. Подумал, что это каламбур. Маразматик, харизматик... Много позже узнал, что это термин богословский и обозначает человека, на которого сошёл Св. Дух.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-10 11:42 (ссылка)
Да, наверное, Вы правы. Я для скорости начал с Вебера - но не он же придумал...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eugenegp@lj
2004-12-10 08:16 (ссылка)
Попробуйте, чисто ради интереса, принять однократно Belladonna 30.
Можно приурочить к простуде какой-нибудь с высокой температурой.
Просто интересно.





(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]tsvetna@lj
2004-12-10 11:22 (ссылка)
А это лекарство от невезения? 8-0

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-12-10 14:06 (ссылка)
Это возможное лекарство от "наведенного" невезения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tsvetna@lj
2004-12-11 14:51 (ссылка)
А "наведенное" везение бывет? Мне вот, наоборот, везет в аналогичных описанным и т.д. ситуациях, а вдруг я съем что-нибудь, и перестанет... :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-12-11 15:14 (ссылка)
Не знаю. Полагаю, что "наведенное" везение, если оно и существует, должно носить другой характер.
И "антидотировать" его гомеопатией
из общих, весьма туманных соображений, скорее нельзя, чем можно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-10 11:45 (ссылка)
Благодарю за совет. Однако тут вот что: 1) у меня этих шариков нету - ну получилось так. Хотя, наверное, я знаю, у кого спросить, кто скажет, куда поехать и купить... и тут 2) как-то я в современной своей жизненной ситуации все время спешу - долгов много (не денег, а наоборот - то, что должен сделать). И 3) тоже важно: я бы просил мне объяснить, какой ожидается эффект, почему это интересно и какое действие оказывает этот препарат. Может быть. это не очень вежливо. но мне хотелось бы принимать решение о приеме лекарства сознательно - я все равно мало что пойму, но те остатки сознательной жизни, которые еще возможны сейчас, надо же как-то в себе пестовать...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-12-10 14:18 (ссылка)
Гомеопатическая Belladonna, вообще говоря, отличное средство против "лихорадки неясного генеза" с возбуждением и температурой (ОРЗ - в сочетании с Aconitum); боли, особенно правосторонней (голова, горло, месячные, и т.п), жаропонижающее (если уж очень надо) и проч.

А теперь за пределы знания, в дремучесть, средневековое суеверие и проч. -
от одного знающего человека слыхал я, что использование гомеопатической Belladonna может работать как противоядие некоторых магических ритуалов, в которых используется собственно белладонна. В других случаях (тяжелых) - это может быть Stramonium, Hyoscyamus, и проч.
В паранаучной бредятине это всё называется "коррекцией биополя". :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-13 07:32 (ссылка)
Во как... Правосторонних болей вроде у меня нет... Жара тоже.

Про биополе ничего сказать не могу. Но вот подключился к Стриму - и там авария какая-то. техподдержка уже перешла на автоответчик, который автоотвечает, что ждать надыть, а то никак не работает. Мне Стрим, конечно, жалко, но что делать? Авось устоит...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-12-13 11:32 (ссылка)
Так Вы и дождитесь ОРЗ. Или Вы ими не болеете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-13 15:59 (ссылка)
Вах... Еще вчера бы сказал - тьфу-тьфу, нет... и вот - пожалуйста, как раз сегодня.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_bugaev@lj
2004-12-10 10:41 (ссылка)
Ну а как обстоят дела с мелкими неприятностями вроде перца в борще, костей в рыбе или горьких огурцов?

Мне вот на эти дела везет, наверное и плюсы у меня такие же мелкие. А у тебя, видимо, и таланты крупные, и харизма

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-10 11:59 (ссылка)
За комплимент - огромное спасибо. Что же до "мелких неприятностей", то ты меня страшно насмешил. Спасибо... Видишь ли, тут я как Суворов - "врагов не считать". Прежде чем есть. приходится сильно присматриваться - там может быть всякое. Это уже просто привычка - как хлеба взять, как руки вымыть, так и на еду посмотреть. Разве на перец в борще можно обратить внимание? Он же съедобен...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_to_@lj
2007-04-10 13:24 (ссылка)
:)

Есть телега, что если вы теперь на этом своем качестве сосредоточили внимание - оно будет силу копить :) Так что вы осторожнее :)

(Какое же все-таки смешное слово "о сто рожный")

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-10 14:13 (ссылка)
я уже привык. Знаю, что в магазин мне ездить 2-3 раза, пока попаду на открытый и с товаром. и проч.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]jjjoe103@lj
2007-11-18 02:19 (ссылка)
ну какой из него народный избранник,
такую харизму наел на народных харчах.

Мне показалось, что Вы имеете в виду не харизму, а карму. (Просто Вы альтруист. Латентный, а скорее и не только...)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-18 04:44 (ссылка)
(со вкусом произносит) Я претерпеваю альтруистическую карму... Точно. Отличное выражение.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]annet_azar@lj
2007-11-18 11:57 (ссылка)
теперь больше понятно, почему вы не женаты...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-18 12:32 (ссылка)
Вы полагаете, что мироздание спасает от моей участи несчастных женщин?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]annet_azar@lj
2007-11-18 12:45 (ссылка)
полагаю, из-за таких особых отношений с мирозданием вы сами (осознанно или нет) "спасаете несчастных женщин":-)

может, вам нужно такую же "харизматичку" встретить или "неуязвимую", что будет сразу заметно... может, вам ещё повезет!;-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-18 12:55 (ссылка)
ладно, не буду притворяться. Я давно женат

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]annet_azar@lj
2007-11-18 13:03 (ссылка)
это хорошо
но так что же, выходит, не на "умных-современнных" (был не так давно на эту тему пост)?;-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-18 13:06 (ссылка)
Ну, пусть будет - на очень умных и в меру современных.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]annet_azar@lj
2007-11-18 13:08 (ссылка)
и это прекрасно!:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]irin_v@lj
2007-11-18 12:50 (ссылка)
У нас с подругой несколько иная трактовка или флюс харизмы на другой щеке. Мы давно когда-то сформулировали. За все подарки судьбы мы должны заплатить и вообще все мы должны отработать, каждая на своем посту. Я никогда не играю в лотерею, страшно подумать, чем отольется выигрыш, не люблю находить деньги, а когда это несколько раз случалось, быстро тратила их на друзей, мне не удавалось проявлять нормальное легкомыслие в отношении здоровья близких, болезни не желали проходить только благодаря их мощному иммунитету. Ваш банкомат меня насторожил. Но мне кажется исходно это от слишком серьезного отношения к жизни, люди легкомысленные, не тревожные прекрасно пользуются случайными дарами фортуны.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-18 12:57 (ссылка)
Наверное, Вы правы. Банкомат среагировал на мою излишнюю серьезность. Подмигнул и сказал - да брось ты, не бери в голову, смотри веселей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]irin_v@lj
2007-11-18 13:13 (ссылка)
Вы имеете ввиду второй раз, если бы вы во второй раз подошли бы к нему с такой лихо-издевательской улыбочкой, там был бы лимон. Согласна.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]prometa@lj
2008-10-26 05:36 (ссылка)
У Генри Каттнера есть отличный рассказ как раз об этом! http://lib.ru/KUTTNER/gilvopr.txt

Каким эльфам сдаете жилплощадь вы?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-10-26 05:41 (ссылка)
да, помню. Платили удачей... И неудачей.
Не знаю, каким сдаю. Может, это и не эльфы вовсе, - может, орки какие. С другой стороны, не так уж я и мучаюсь - может, "это дворник злой, а может, и не злой"

Кстати. дворники - вполне себе мифические существа. отчего в компьютерных играх не создадут расу дворников - не понимаю. Толстые типа хоббитов. Летают на метлах. Жизнестойкие. Хорошие строители. Из тяжелого вооружения - брандспойты. Дистантное оружие - громкий мат. поражает по площади, очень сильно.

(Ответить) (Уровень выше)