Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2006-07-31 16:39:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Настроение:Дождь идёт, а надо бы в магазин
Музыка:Pet Shop Boys "Fundamental"

Вытяжка
Вот некоторые люди умудряются иметь мнение ну буквально по всем вопросам, о чём не спроси. В последний раз, когда мы общались с Шабуровым, он прочитал нам лекцию о средневековой системе канализации именно в Лондоне. Но это ладно. А вот процессы идут всякие сложные - религия, война... Наверное, я очень ограничен, туп, фантазия маленькая, но я могу судить лишь о том, что произошло непосредственно со мной. А даже в этом случае, несмотря на личную вовлечённость, стараюсь судить обо всём не без дистанции. Обязательно должен быть воздух и некоторая спонтанность, задержка во времени. Режим реального времени мирволит схематичности, умозрительности. На бегу ничего нельзя решить, только ошибиться. Быстрота реакции хороша лишь при ловле блох. Наконец, неделю спустя, пришёл мастер - вытяжку над газовой плитой вешать. Пришёл с запасными тапочками. Место действия смотрел в кроссовках, потом, прежде чем, приступить к работе, снял уличную обувь и достал тапочки. Спорит со мной, мол, неправильное положение для вытяжки придумали, плохо это, как если - сейчас развернётся и уйдёт, и деньги не нужны, и что - вытяжку обратно в магазин сдавать, а экология?! Разбудил меня, а мне снилось, что у меня в любовницах пожилая актриса, похожая на пани Зосю из "Кабачка 12 стульев" и что мы с ней непотребства всякие вытворяем. А она вся такая жгуче похотливая, морщинистая да мокренькая. Толком не проснулся, а тут вытяжка...

Потому что рано вернулся. С поезда. Были в Харькове. В поездах, идущих на юг и с юга. Со всеми соответствующими вагонами-полимпсестами. Неаккуратное присутствие человека заставляет вещи дичать. Поворачиваться прирученной стороной и непрерученными последстиями. До Харькова ехать - 12 часов, то есть, ночь. А в Питер и того меньше. И всё здесь, в центре, так. Вот чем уральцы отличаются от всех других - удалённым доступом. Поезд шёл на Урал 36 часов, тоже не очень много, но за полутора суток возникает автономный нарратив, возможность остановиться, выпасть, задуматься. Эпическая размеренность. А когда быстро - сменяемость попутчиков, твоё собственное вписывание в пространство СВ, полки, как беглая игра для тренированных пальцев - пока осуществишь все необходимые ритуалы, поездка подходит к концу. Ничего не подумаешь, ничего не напишешь - ибо как можно писать в электричке? А в метро? Для этого нужно выйти на промежуточной станции, остановится, ибо на ходу пишется и думается иначе, тут иная протяжённость необходима. Плюс, конечно, вокзалы. Как воздух, необходима помпезность, масштаб, иначе же это не церква, а так. На харьковском вокзале купол хороший - с советскими росписями. Ночью стояли в Орле, поразили белые колонады и сбор мусора в чёрные мешки. И проводник по фамилии Коврига ("Ты не русский, что ли?" - спросили женщины из соседнего купе. - "Я казак"- гордо ответил пьяненький Павел Коврига. Прозвучало как "казах". Женщины из соседнего купе остались удовлетворены - ну, точно, не русский. Нехристь).

В Харьков первый раз я попал после второго курса университета на педпрактику (тут была некая передовая школа), остановился у своего однополчанина Антона Кафтанова, фаната толкиентистики, рукопашного боя (однажды глаз повредили) и восточных единоборств. Антон вместе с мамой жил на улице Чернышевского (самый центр, у Сумской) в доме, где в подвале размещалось харьковское Гестапо. Старый модерн - большой подъезд (именно что парадная), лабиринт комнат. Потом через десять лет я останавливался у него на пути в Коктебель - уже в доме на центральной площади (ул. Советская), где он жил (и теперь живет) со своей женой Юлей. Тогда, десять лет назад, Юля была беременной, теперь меня встретила девочка Катя, соответственно, девяти лет. Дома у Антона идет перманентный ремонт, уже который год. Но - тоже большое парадное и странная, непривычная планировка, усугубляемая хаосом. С мамой Антон уже много лет не общается, видит плохо, поседел и сильно зарос. Юля выросла в одного из ведущих веб-дизайнеров города.

Вот и от Харькова тогда у меня осталось ощущение как от этих квартир (уточню, что тусовался я только в центре). Путанные пространства, проступающие одно сквозь другое, буквальный такой палимпсест - когда на пергаменте городского пространства проступают буквы другого текста. Весь Харьков соскоблен и написан заново, но. Прошлого много, оно обжито и превращено в растительность, в каменные джунгли, засижено, захватано, перестроено и приведено в очередной божеский вид.Чем-то похоже на питерское отношение к истории, сугубо утилитарное, без какой бы то ни было дистанции (при том, что история, несмотря на отсутствие дистанции и очевидную близость, уже не играет никакой роли), но в Питере, несмотря на руинированность, всё-таки есть ощущение цельности. Так выглядит Барселона в эпизодах "Всё о моей матери" - когда Альмадовар показывает квартиру, которую снимает Мануэла. А Харьков раскидист как дерево, как Челябинск и все его культурные слои выступают наружу, так как залегают так же неглубоко, как местное метро и здесь разные фрагменты (кварталы, районы) существуют сами по себе, связанные лишь схемой метрополитена. Исключением здесь - район по правую (если стоять у узкого истока лицом к расширению) руку от Сумской (тогда как левая сторона, резко скатываясь от Исторического музея вниз мгновенно превращается в русский приволжский городок. Но только без Волги). Все эти Мирославские, Иванова, Чернышевского, Пушкинская, создающие систему мелких кровеносных сосудиков с кровяными тельцами трамваев. Тихие (мы гуляли вечером), уютные улички, отдалённо напоминающие даже какой-нибудь Париж... Так бывает с городами, которые вдруг, в какой-то момент, резко начинают развиваться (обычно это происходило в конце 19 - начале 20 веков) и обустраиваться, обрастать модерном, потом резкий обрыв, все консервируется на полуслове, зависает и дальше продолжает жить по каким-то совершенно иным законам и правилам. Перемена участи захватила Харьков в момент расцвета бидермайера, по-южному томной, неторопливой буржуазности. Со зрелой культурой тортов и пирожных, поразившей ещё двадцать лет назад, а вот уличные кафе приживаются плохо, кривовато как-то, куда аутентичнее праздная толпа в парке им. Шевченко, настоящее народное гулянье, жирное, громкое, яркое по случаю, всего-то, южной, летней субботы.

От этого налёта он так и не оправился: большевики законсервировали и начали пакостить (хотя Газпром, сейчас он отреставрирован на деньги ЮНЕСКО, велик без скидок), нынешняя украинизация залакировала неизбывную советскость, которая при новой власти заиграла новыми-старыми красками. И дело даже не в ностальгии, а в неизбывности: дано и не отнимется. Как бюсты героев-комсомольцев в сквере напротив оперного театра - Зоя Космодемьянская, Матросов и Олег Кошевой, рядом со стендом, рассказывающем о шести комсомольских орденах. И тут же - свадьбы на мерседесах и духовой оркестр. Да, по самоощущению, очень напоминает Челябинск, если бы последний был не в стороне, а в центре. Оказывается, все наши ощущения (в том числе подсознательные), связанные с самостоянием, связаны с взаимоотношениями (внутри нас) центра и не-центра, мы все настраиваемся на этот блуждающий центр и поворачиваемся к нему, как подсолнухи, вслед за солнцем. Центр всегда есть и ты всегда не в центре, даже если родился и вырос в столице. Потому что есть воспитательное значение железной дороги, вокзалов и аэропортов, жизни за тактом и пробивание стен. Лбом.
Я же не о том, что мы устроены центростремительно (как те, кто переехал) или центробежно (кого и так (и там) неплохо кормят), но просто перемещение в пространстве и путешествие по времени своей жизни сбивает нас в некие типы, которые... Которые что? Ну, которые живут рядом с себе подобными, близкими, похожими. Я ведь всё время думаю - вот почему я в Москве. Нет, это я уже отдумал. Я теперь думаю - почему другие, которые не в Москве, они, ну, какие-то другие. Ведь реально другие. И в каждом городе так - свой особенно распространённый психотип, который действует сильнее клея или самым главным раздражителем. Фишка-то в том, что геофизика, ландшафты и прочее, конечно, играют роль, но не теперь, когда мир превращается в глобальную деревню, а психотипы остаются. На самом деле, я думаю, почему отсюда нет возвращения, почему оно практически невозможно. Вот что меня волнует сейчас по-настоящему.



(Добавить комментарий)


[info]brmr@lj
2006-07-31 09:56 (ссылка)
приехала из Киева и все время думаю об этом.
вот даже минут 20 до вашего поста написала - Киев это город, в котором люди живут для самого этого города.
Он на столько велик, что поглощает в себя.
и хотя уже суверенная столица, но столицей еще не стала.
Это город плавной, тягучей и густой, как сметана энергии.
Там не возможно кричать и толкаться.
Даже палаточные городки там мирные - футбол, гитары - будто съезд бардов, а не политиков.

может это потому, что я тоже все время сравниваю с Москвой.
а Москва не город давно, а существо, которое менятся в зависимости от людей
А Киев, Питер, Харьков - города, которые города.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 10:20 (ссылка)
города которые города
а Мск мегаполис, вот и вампирит
хорошие у вас сравнения
з

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-07-31 10:25 (ссылка)
если бы меня мама не гнала с компьютера (я ей уже два часа назад пообещала поиграть дать) я бы очень написала.

две ночи в поезде и дневная прогулка по Киеву - это всегда масса мыслей!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 10:28 (ссылка)
Да, у меня тоже будет еще один постинг про Харьков. Вечером.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-07-31 11:25 (ссылка)
:) я про киев тоже потихонечку...
в поезде мысли растрясаются и создают новые каолиции - я их обдумываю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 12:08 (ссылка)
Это не каолиции, Левкин называет их "андами" - совпадения случайностей, вдруг складывающихся в пасьянс

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-07-31 13:35 (ссылка)
вот вам http://amvnews.ru/Video/Other/Zaberi-menya.amvnews.ru.swf

:)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 18:18 (ссылка)
БГ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-07-31 18:19 (ссылка)
не-а
украинская 5niza что читается как Пятница.
сама вот только сегодня узнала, хотя эту мультяшку слышала раньше :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 18:52 (ссылка)
прекрасный номер

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-07-31 18:53 (ссылка)
у него там такие бровки!
:) и мне нра

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-01 08:03 (ссылка)
Да, прослушал несколько раз )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-08-01 08:33 (ссылка)
и я :)
а мне дали оригинал - там мужик сипатый низко поет :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-01 09:05 (ссылка)
хороший и умный номер

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-08-01 12:31 (ссылка)
а вы в москве?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-01 16:21 (ссылка)
уже да

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-08-01 20:26 (ссылка)
с приездом :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-02 08:09 (ссылка)
пасиб, Вашими молитвами

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-08-02 20:56 (ссылка)
вы тоже не отстаете :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-03 18:29 (ссылка)
да мы и не торопимся

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brmr@lj
2006-08-03 18:30 (ссылка)
оно правильно
оно так и надо

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-03 18:41 (ссылка)
ага

(Ответить) (Уровень выше)


[info]golubchikav@lj
2006-07-31 10:09 (ссылка)
А что, может правда пересечемся где-нибудь в центре сегодня после 7 ?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 10:20 (ссылка)
Сегодня не могу, Антон, дел много, приехал только, Вы звоните

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkin@lj
2006-07-31 11:28 (ссылка)
а "Газпром" это там шо?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 12:09 (ссылка)
ну самая то красота на площади Дзержинского, которая ноты интернационала образовывает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkin@lj
2006-07-31 12:13 (ссылка)
Госпром, блин! http://zhurnal.lib.ru/p/pewzner_g_a/92-gosprom.shtml

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 12:18 (ссылка)
ну вишь как я его транскрибировал (на слух)
кстати
а у тебя есть планы по поводу ЧПЧК
может на Топос?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]levkin@lj
2006-07-31 12:45 (ссылка)
да не пойму пока. вычитать еще надо, отредактировать, неохота сейчас. опять еж, в сети и атк висит клочками, какую-то бумагу бы что ли. но это так, неопределенно. текст для напсиания, а не печати. да, а Рыков всерьез эту линейку издательскую выстраивал или шютка?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 13:03 (ссылка)
серьезно
более чем
ну если что - давай в Топосе дадим, ок?
после вычитки и тд?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eugeneiz@lj
2006-07-31 11:38 (ссылка)
Харьков - тема. Прожил там когда-то год. Воспоминания в основном серо-черные. А в этом году успел побывать в Евпатории-Москве-Киеве-Ялте-Донецке с зимы по июль. Да, ощущения от перемещений, и от удалений-приближений, и от сопоставимости цели и случайных коррекций - они или для большого такого эссе (но кто это будет читать, в конце концов?), или для короткого восклицания, мол, а гори оно! или там, к примеру, а плавали мы знаем это дело всё!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 12:10 (ссылка)
вот и написал бы в Топос

(Ответить) (Уровень выше)

офтоп
[info]_niura@lj
2006-07-31 11:59 (ссылка)
пойдем пить вино

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: офтоп
[info]paslen@lj
2006-07-31 12:11 (ссылка)
когда? У меня может быть очень забита неделя, если я вообще не уеду на неделе на неделю. Только на выходных

(Ответить) (Уровень выше)


[info]geish_a@lj
2006-07-31 12:43 (ссылка)
Газпром - всмысле Госпром? :)
Я только что из Харькова, кстати.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]geish_a@lj
2006-07-31 12:49 (ссылка)
В Госпроме, кстати, реставрирован только фасад. Ровно та часть, которая выходит на площадь. С обратной стороны все не менялось лет 70 :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 13:04 (ссылка)
с другой стороны не дошел
хотя мечталось

(Ответить) (Уровень выше)


[info]paslen@lj
2006-07-31 13:04 (ссылка)
Да, я на слух транскрибировал
одними дорогами ведь наверняка

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]geish_a@lj
2006-07-31 13:08 (ссылка)
Я - в Нью-Йорк, проездом через Москву :)
20 поезд.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 13:12 (ссылка)
не ... разными ) туда 19ый, оттуда 92ой )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]geish_a@lj
2006-07-31 17:04 (ссылка)
:)
А когда туда ехал?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 18:14 (ссылка)
в пятницу вечером с Курского

(Ответить) (Уровень выше)


[info]volynsky@lj
2006-07-31 13:30 (ссылка)
у меня в памяти Харьков навсегда остался каким-то мрачным, словно подводным городом.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-07-31 13:44 (ссылка)
точное сравнение - подводный, ага! Кстати.
Читаю твои фрагментики с большим удовольствием, может соорудить из них цикл для Топоса?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dr_endo@lj
2006-08-01 03:26 (ссылка)
Привет, странник! Я уж забеспокоился. Чего с бумагами делать? Может мне их в Курган переправить? Сегодня мои уезжают

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-01 08:05 (ссылка)
В Курган не надо, надо мне. А я их отцу по почте перешлю, когда еще из Питера какое-то там заключение придет. Да,странник...И снова нужно скоро будет отчалить. Дела, заботы,хлопоты...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dr_endo@lj
2006-08-01 09:44 (ссылка)
Созвонимся-встретимся:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-01 09:58 (ссылка)
ага

(Ответить) (Уровень выше)


[info]volynsky@lj
2006-08-02 02:23 (ссылка)
с удовольствием.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-02 08:10 (ссылка)
ну так давай, сооружай, оформляй должным образом и шли по почте )

(Ответить) (Уровень выше)


[info]je_anna@lj
2006-08-03 15:25 (ссылка)
о, какая хорошая идея - мне тоже всё время хочется эти фрагментики за Волынским "записывать" :)) - но когда в виде публикации, это ж гораздо другое дело.


Ужасно понравилось описание Харькова, вся эта словесная вязь, которая его рисует как пальцами по запотевшему стеклу - и вырисовывает.... Там не была, но психотип уловила.

А про иные психотипы... - кстати, почему волнует обретённый ? - о Москве ведь речь ? Отчего возвращение невозможно ? - "провинциальный" тип мышления это ведь иной ритм - на него перестроиться с того поглощающего, вбирающего, московского очень сложно наверное, да. ОНО тебя поглощает, а ты подстраиваешься, сопротивляешься и тоже в итоге попадаешь в свой собственный ритм постоянного преодоления, по-возможности комфортного - всё же от жизни даже в "аду" необходимо получать удовольствие. А провинция живет иными ритмами - они кажутся даже "детскими" и смотришь как-бы "свысока" - от достигнутых умений лавировать- нет? - наверняка нет, но что-то же есть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-08-04 17:19 (ссылка)
вот с этим "что-то" я уже четвёртый год вожусь и определиться не могу

(Ответить) (Уровень выше)

оффтоп
[info]albutius@lj
2006-08-03 08:00 (ссылка)
Добрый день.
К Вам обращается Бандуровский Константин. Я немного занимаюсь литературой, мои тексты о современной литературе и рецензии выходили в «Вопросах философии», «Сетевой поэзии», «Литературной газете», «НГ Ex libris», «Книжном обозрении», «Time Out», в электронных изданиях, в частности в «Топосе».
Недавно я прочитал статью Игоря Вишневецкого «Право руля». Мне представляется, что критические замечания в адрес Марианны Гейде, высказанные там, безосновательны, а порой оскорбительны. Я изложил свои соображения в письменном виде и хотел бы выслать их прежде всего Вам. Буду рад, если Вы сочтете, что М. Гейде имеет право на защиту и другая сторона должна быть выслушана, и согласитесь рассмотреть их на предмет публикации.
Если да, сообщите контактный e-mail
С уважением, К.Б.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: оффтоп
[info]paslen@lj
2006-08-03 18:26 (ссылка)
Константин, мой мейл modo21@yandex.ru
Однако, я не знаю, как быть - Взгляд не печатает письма читателей и не вступает в Полемику. Если на Топосе, может?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: оффтоп
[info]albutius@lj
2006-08-07 05:51 (ссылка)
Я послал отклик по указанному адресу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: оффтоп
[info]paslen@lj
2006-08-07 06:59 (ссылка)
ок

(Ответить) (Уровень выше)