Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Поток сознания ([info]leon_orr)
@ 2007-04-09 00:38:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
ЕЩЕ О ПАСХЕ.


Когда моя прабабушка, Лидия Ивановна, ставила тесто на куличи, улицу перед домом покрывали соломой, чтобы проезжающие повозки не сотрясали землю слишком сильно: тесто могло сесть.

Куличи пеклись высокие. Когда бабушка мне о них рассказывала, она разводила руки сантиметров на тридцать-сорок. При этом на остывший кулич можно было надавить ладонью, и он проминался до самого своего основания, а потом свободно принимал изначальную форму.

В тесто бабуля ( так я называла прабабушку) клала сливочное масло самого высшего сорта, яйца были наисвежайшие - от своих кур. Посыпали верх кулича разноцветным крашеным пшеном.

Месили это тесто в высокой квашне, долго месили - бабуля в очередь с кухаркой.

Испеченные куличи бабуля клала в свою постель на перину, набитую чистым гусиным пухом. В этой постели они и "отдыхали", пока не исчезала опасность, что они осядут.

Я таких куличей не застала: последний раз их пекли до революции, а я моложе, просто выгляжу неважно после вчерашнего...хамсина.

Осталось семейное предание, которое не понятно, кому передавать: сыну это не интересно, а дочь уже израильтянка, думающая на иврите.

Вот я и решила рассказать вам о куличах моей прабабушки, о куличах, которые мне не довелось попробовать и какие уже никто не умеет печь.


(Добавить комментарий)


[info]oskar_rimanetz@lj
2007-04-08 19:19 (ссылка)
вот же-ж как из сотониста-атеиста выбить слезу? теплыми воспоминаниями! эх, какое хорошее воспоминание такое теплое...и такое далекое - вот ведь есть хорошие "вещи" а они уходят, а есть плохие и они....

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-08 19:23 (ссылка)
...гады остаются и никак никуда деться не желают.
Я правильно вас поняла.
Хорошее умирает первым.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oskar_rimanetz@lj
2007-04-08 20:01 (ссылка)
правильно, только я хотела сказать грубее (так как есть) но не получилось в тепле этого "поста".
Не всегда:) (это ко второму) иначе как бы мы жили?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-08 20:12 (ссылка)
И слава богу, что не всегда. Но все-таки, чаще, чем хотелось бы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oskar_rimanetz@lj
2007-04-09 07:44 (ссылка)
да:(.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oksana_arh@lj
2007-04-08 20:03 (ссылка)
Красивое предание. Я возьму себе немножко?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-08 20:11 (ссылка)
Пожалуйста - хорошему человеку не жалко.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]oksana_arh@lj
2007-04-08 20:12 (ссылка)
Спасибо :-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ari100crat@lj
2007-04-08 21:27 (ссылка)
Ну чего я вечно реву, когда тебя читаю?? ...дура я какая-то...:)))))) с таким удовольствием прочла!!!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 10:59 (ссылка)
Вот и хорошо, что с удовольствием: значит, слезы душу не отяготили.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mozhetitak@lj
2007-04-08 23:40 (ссылка)
Эх... очень о многом я не расспросила бабушку и родителей своих. А теперь и не спросишь...
А про куличи - когда-то давно довелось мне в лес выехать с малознакомыми людьми. Сели все вместе пообедать, и одна немолодая уже женщина достала шаньги собственного изготовления. Они были именно такие - можно было промять до основания и они тут же расправлялись. Вкусные необыкновенно. Но как их печь, женщина наотрез отказалась рассказать. Сказала только, что прыгает вокруг теста целый день.
До сих пор обидно. Ну, не понимаю я этого. Что бы от нее убыло, если бы и я умела ставить такое тесто?...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 11:00 (ссылка)
Многие хранят семейные рецепты. Я этого тоже не в состоянии понять. Со мной все наоборот: если я знаю что-то, что кажется мне ценным, во мне все гореть начинает, пока я не расскажу всем, кто в лапы попадется.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mozhetitak@lj
2007-04-09 11:06 (ссылка)
Угу, заметила уже:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 11:11 (ссылка)
Хе-хе!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mckuroske@lj
2007-04-08 23:44 (ссылка)
С ума сойти...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 11:17 (ссылка)
У меня, прямо, идефикс развилась, так хочется того кулича попробовать.
Потому что современные я не ем: они мне не кажутся вкусными.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mckuroske@lj
2007-04-09 23:11 (ссылка)
А сами неужели не печете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Я даже поперхнулась чаем!
[info]leon_orr@lj
2007-04-10 05:26 (ссылка)
Конечно, не пеку! Зачем мне куличи печь?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Я даже поперхнулась чаем!
[info]mckuroske@lj
2007-04-10 05:38 (ссылка)
Э-э-э.... *чешет в затылке* Даже не знаю. *испуганно оглядывается* Как-то никогда не воспринимала это как религиозное действо - традиция просто. :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Я даже поперхнулась чаем!
[info]leon_orr@lj
2007-04-10 06:00 (ссылка)
Но если я их не люблю и не ем, на фига мне напрягаться?
Я пробовала у других: угощают ведь.
Ни разу вкусного не было!
Вот, почитайте:

http://leon-orr.livejournal.com/5669.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Я даже поперхнулась чаем!
[info]mckuroske@lj
2007-04-10 06:16 (ссылка)
А-а, ну если не нравится, тогда другое дело.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pollika@lj
2007-04-09 01:54 (ссылка)
Классическое предание :-). Целый век потом еще рассказывают потомки, как куличи приминали, а они потом расправлялись, а потом отлеживались в хозяйской постели... А еще мой прадед с братом, до 1918, иссесьно, протыкали иголкой сырые яйца, выдували дочиста, а потом тонюсенькой кисточкой расписывали скорлупу крестами и узорами, рисунок лакировали, а пустое яйцо заливали воском, чтобы не кокалось - тем и подрабатывали к Святому Воскресенью. Поэтому дед, когда застал меня за таким занятием лет десять назад - просто так потянуло, никто ничего не рассказывал, - воззрился на меня в священном удивлении: неужели само поперло? Сам-то он с утра под пасху писал агитплакаты, а вечером втихаря красил маери яйца...
Вообще архетипам свойственно просыпаться в этот день. Когда мы шли в суббботу мимо Николоямской, увидели огромную очередь. Я пояснила: святят куличи. И тут мой атеист и ярый антиклерикал мне выдал: "Ах ты не-е-ехристь! Что, куличей еще не напекла?!" Я над нехристем посмеялась, но куличи поставила. Сама я предпочитаю плотные, пряные, кексообразные куличи, их тоже надо сбивать долго, пока не отобьешь все костяшки на пальцах. Кроме того, насовала в духовку полдюжины куличиков. Через полчаса мелочь вынимаю, а один бац - упал и застрял в дверце, а жар-то выпускать нельзя! Я его выковыриваю и приговариваю на автомате, причем сама не знаю, откуда почерпнула эту чушь: "Ох, опадут куличи, свекруха заругаи-и-ит..."

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]oskar_rimanetz@lj
2007-04-09 07:46 (ссылка)
ага:) иногда такое ляпнешь:) что потом думаешь .... и откуда?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pollika@lj
2007-04-09 07:50 (ссылка)
Гы, память предков :-) И ведь свекровь-то и куличей печь не умеет...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

офтоп (извиняюсь) -
[info]oskar_rimanetz@lj
2007-04-09 09:14 (ссылка)
понимаю:) вроде и в реальности причин нет такое сказать, немного не отсюда, но по алгоритму походе - был у меня случай, смотрела взахлеб сериал Моя вторая мама, сижу значит у подруг смотрю, они ржут, а там героиня жутко беременна, и тут моя подруга закуривает - я как взовьюсь...Ты что!Обалдела, маленькому нельзя!!!...и держусь за живот - они на меня вытаращились с умилением, ибо не то что беременности во мне не предполагалось, так я вообще в те времена была жестко розовой ориентации. Я позже тоже веселилась, а вообще не очень приятное ощущение, когда вроде и ты в подобной ситуации, НО вроде и еще кто-то и притом оба искренно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 11:05 (ссылка)
Я не ем куличей.
Детство мое прошло среди православных: Грузия, сами понимаете.
Да и евреев в нашем окружении не было, и русские - все - пекли куличи и красили яйца.
Вот ни разу не попробовала даже кулича, который показался бы мне вкусным! Почитайте первую главу из моей "Музыкальной истории" - там, как раз, описан пасхальный день из моего детства.
Мне всегда было интересно, понравился бы мне бабулин кулич или в советское время испечь его уже было бы невозможно: где то масло высшего сорта или яйца...хотя яйца от своих кур у нас были, но мало, пять яиц в день, а бабуля использовала их дюжинами!
Нет, видимо, настоящий царский кулич остался в том времени, где сам царь был еще жив.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pollika@lj
2007-04-11 05:24 (ссылка)
Вам не царя-батюшки не хватало, а районного молочного завода, работавшего на поставках в столицу. И не хватало дяди Васи с коровой - это молоко и сливки, и маминых знакомых с упомянутого завода - они тырили МНОГО сливок, мама под большой праздник покупала эту драгоценность, и бабушка делала из них сметану, и сбивала масло. Жаль только, куличей они тогда печь не умели, а когда я научилась, халява с молзаводом была последний год. Вот это был кулич так кулич - да, не складывался, зато не изменялся целых 2 недели! У меня один был случайно припрятан для знакомых и забыт - так ему вообще ничего не случилось, не высох, не почерствел.
Я еще однажды, на поселковском выпускном, пробовала ту местную колбасу, которую тоже вывозили в Москву... Боги мои :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-11 15:12 (ссылка)
Халява с молзаводом!
Вы знаете, откуда взялось слово "халява"? Это от ивритского "халав" - молоко. Бедным раздавали бесплатно молоко, отсюда все бесплатное стали называть халявой.
У вас получился каламбур.
Перед десятым классом я работала вожатой в пионерлагере в горах Азербайджана. Был там такой городишко - Алты-Агач (Шесть деревьев). И в нем были свой молокозавод и своя пекарня.
Более вкусных масла, брынзы и хлеба я больше никогда не ела.
А поскольку кухня лагеря готовила кошмарно, то я все лето только хлебом с маслом и брынзой и питалась.
Какая я хорошенькая домой приехала!
Сметана там была...Ее приходилось резать ножом!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pollika@lj
2007-04-12 01:17 (ссылка)
Знаю-знаю этимологию слова, хотя редко о ней задумываюсь. Уж больно оно обрусело. Но ведь когда получаешь по доступной цене нечто недоступное - это тоже вид халявы, не так ли? :-) Гаверное, получился не столько каламбур, сколько оксюморон :-)
Байка - супер.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 11:16 (ссылка)
Так оно и есть: уже целый век прошел.
А мы и не заметили...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]a_ilichevskii@lj
2007-04-09 03:44 (ссылка)
Роскошный рассказ! Просто очень.
И вот этот перепад - насчет хамсина...
Я все детство слушал свою бабулю.
Ей не с кем было поговорить - и она спрашивала:
"Саш, дай я тебе расскажу..."
Мать запрещала мне соглашаться - потому что рассказывая бабушка часто начинала вспоминать тяжелые, страшные события - и все это могло закончиться сердечным приступом.
Как я обожал эти рассказы.
До сих пор помню каждое слово, оборот.
Для меня это еще один мир. Она его передала.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 11:08 (ссылка)
Аналогичная ситуация была и в моем детстве. Но бабушка не расстраивалась так, как ваша. Судя по всему, она наслаждалась, вспоминая свою замечательную довоенную жизнь, свое прекрасное дореволюционное детство. И этот восторг перед тем временем она и мне передала.
А мама ее слушать не хотела, говорила, что ей надоело слушать одно и то же по сто раз.
Мне не надоедало никогда!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]libellule_fun@lj
2007-04-09 06:03 (ссылка)
Ой, Жанна, сколько воспоминаний нахлынуло - о бабушкиных пирожках, о пасхе, которую она пекла... А я ведь начала писать ее историю, да забросила. Позор мне. Надо наверстать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 11:09 (ссылка)
Давай-давай, передавая другим их рассказы, мы им свои долги отдаем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levkonoe@lj
2007-04-09 06:16 (ссылка)
и мне, и мне бабушка рассказывала про такие куличи! Именно, что рукой можно было до стола пригнесть и опять распрямлялись. И по 30 желтков. И ходить на цыпочках и не кричать, чтоб тесто не село!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 11:10 (ссылка)
Вот-вот!
И что характерно, ведь бабуля держала кухарку, которая и готовила в обычные дни.
Но куличи! Она, дочь священника, епархиалка, не могла доверить простой бабе и делала все сама, только помесить той разрешала, когда свои руки уже отказывались.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chugaylo@lj
2007-04-09 16:32 (ссылка)
А еще - нужно было перед этим избу вымыть. Это же было священнодействие. Люди прошедших эпох вообще многие вещи превращали в священнодействие - как мне из нашей эпохи кажется. Жизнь была более медленной, вдумчивой, настоянной на традициях, еще не рванула вперед со страшной силой научно-технического прогресса и информационной революиции.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-09 18:06 (ссылка)
У бабули была не изба, а городской дом: они жили в Кисловодске, имели свой дом, сад и пасеку на 200 ульев, которой занимался мой прадед, учитель пения и церковный регент.
Дом содержался в образцовом порядке.
К ним "на мед" съежалась вся петербуржская аристократия, отдыхавшая летом в Кисловодске: он был модным курортом.
Прадед специально держал стеклянный улей, чтобы люди могли посмотреть, как пчелы живут и работают.
Во дворе стояла огромная вековая слива, под которой накрывали стол для чая, и князья-княгини, графы-графини пили там чай со свеженакачаным медом. К чаю еще и сливки подавали свежайшие: семья держала трех коров - брали напрокат, тогда называлось "на прокорм".
Чтобы эти коровы давали хорошее молоко и зимой, и летом, сено для них заготавливали на альпийских лугах, где пчелы брали нектар для меда.
В результате, молоко было таким, что бабушка, на моей памяти, от отвращения передергивалась, когда советское молоко кипятила - таким оно ей казалось вонючим.
Каждое утро, идя в гимназию, она заносила в городскую кондитерскую бидон молока, а ей за это на лист пергаментной бумаги наливали половник свежесваренного шоколада, который она потом на перемене съедала с подругами...
Это была жизнь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ainesk@lj
2007-04-10 09:35 (ссылка)
О, как интересно! И этот комментарий, и воспоминания про куличи - спасибо, что поделились.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-10 13:25 (ссылка)
Я так влюблена в ту жизнь, которую знаю только от бабушки, что готова рассказывать о ней вновь и вновь, как в детстве постоянно была готова слушать бабушку. Да и не в детстве тоже.
Вы читали мой рассказ "Июньский день в цветении и солнце"?
Он о моих предках.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chugaylo@lj
2007-04-10 10:59 (ссылка)
Читал, и сжималось сердце - неужели это было? В России? Спокойная, размеренная, естественная, независтливая жизнь. Где произошел надлом? Был ли он предопределен?
А стеклянный улей - это здорово. Интресно, а пчел это не беспокоило - прозрачность стенки?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-10 13:21 (ссылка)
Бабушка рассказывала, что нет.
Видимо, они привыкали к постоянному вниманию: работали, не обращая внимания ни на кого.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chugaylo@lj
2007-04-11 15:15 (ссылка)
Вот и пчелы тогда умели священнодействовать!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-13 07:26 (ссылка)
И сейчас умеют.
Я в своем саду их еже- весенне и летне - наблюдаю. Маленькие волшебницы.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leon_orr@lj
2007-04-10 13:26 (ссылка)
http://leon-orr.livejournal.com/39502.html

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pupynka@lj
2007-04-10 09:39 (ссылка)
Я как-то сама решила испечь куличи к Пасхе. Есть у нас книжка такая - Домоводство, года, кажется, 1957, или что-то вроде ( с коричневой обложкой, в ней всё было: и шитьё-вязанье, и уход за скотиной, и кулинария и даже тексты песен! )... Всё делала, следуя побуквенно рецепту. Месила тесто "до сбивания костяшек" почти в кровь - ногти, во всяком случае, срезаны были начисто до мяса. В пылу борьбы с тестом и не заметила этого (по секрету, шёпотом: "и не стала моим говорить", тем более, что и в тесте их не нашла, фигзнает, растворились они в ём, что ли...). Не один год прошёл, но помню, сколько сил этот процесс отнял, руки болели потом долго. Куличи те были самые вкусные, что я пробовала в жизни. Сдобные, душистые, и изюма и орехов было там вдоволь, и пудрой посыпано от души... Но, боюсь, к повторению подвига не готова... ))))) Настрой ведь ещё нужен такой, трепетный, что ли (если уж священного религиозного благоговения нет во мне), а не всегда он есть к нужному сроку...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-10 13:23 (ссылка)
А бабуля была очень религиозна!
В конце жизни, заболев, она больше всего сокрушалась, что не может в церковь ездить.
Однажды дядя, ее зять, муж ее младшей дочери, сестры моей бабушки, отвез ее в Елоховскую на своей персональной "Победе". Она была так счастлива! Но службу не достояла: уже не было сил.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yuna28@lj
2007-04-11 17:33 (ссылка)
Какие теплые рассказы о бабушке. До слез. Да и о прабабушкиных куличах. Жалко, что у меня никогда не было бабушки. Или хотя бы рассказов о бабушках.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]leon_orr@lj
2007-04-13 07:25 (ссылка)
Да, вам не повезло. Всю мою жизнь бабушка была - сначала главным для меня человеком - а потом - просто очень важным.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]barsa_carta@lj
2007-11-27 03:56 (ссылка)
вот этот пост, я сейчас объяснюсь.

(Ответить)