Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-02-13 11:21:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Фурсов, "Война, породившая ХХ век"
Как всегда у Фурсова - блистательно, кратко, по делу. Тема вроде бы известная. но изложение очень динамичное. Да, подготовка к войне, ее протекание, смена доминирвоания, геополитические следствия. Заканчивается - тоже ярко и привычно: время сегодняшнее крайне похоже на 1900-е, предвоенные, и 1920-е, послевоенные и тоже предвоенные. Неустойчивость "победителя", аналогии Британии после Первой мировой и США после... Это всё в общем давно известно, об этом многие пишут (хотя многие и не пишут и не понимают - ну да так всегда).

Мне более всего было интересно видеть пару абзацев в начале - где о том, как в течение недели перед войной правители великих держав делали страшные ошибки. Об этом пишут редко - одни говорят о "временном понимажении сознания" у 30-40 человек в Европе, которые принимали решения в эту и предшествующую недели, Фурсов говорит о ничтожности этих людей, не находившихся на высоте задачи, говорит о системно-личной причине... Занятно разглядеть этот феномен: он такой неухватистый, что часто за него и браться не хотят. Ну ясно, не гении тогда были у власти - так и почти всегда не гении; ошиблись - ну так тоже дело обычное, так что кажется, что и говорить не о чем. Незаметное такое событие, - его и как событие выделить трудно. Насколько проще говорить об объективных вещах - тонны чугуна, миллиарды финансов, людские ресурсы, сроки мобилизации - тут всё отчетливо. Европа шла к войне. После этого всё уже так легко: если "Большая История" ведёт к войне, уже совсем незначительным кажется то, что те, кто эту войну подписали и решили, оказались не на высоте, поддались ходу истории.

А мне именно это интересно. Часто в истории имеется угроза - вполне очевидная многим современникам (а потом, по осуществлении, - сущий клад для историка, когда всё можно по полочкам разложить). Когда угроза сбывается (предсказали войну - она случилась, голод, миграции, восстания...) - с ней всё понятно, это такой объективный процесс. Иногда - не сбывается. и тогда о ней забывают (а было ли вообще? просто угрожающие ошиблись) - ведь "объективно" всё случилось так, что ничего страшного не произошло. И потому так важно посматривать, как именно сбываются угрозы, ставшие реальностью - или не сбываются те, что лопнули пустой хлопушкой, ушли в прошлое, не осуществившись. Короче, интересно смотреть, как прицеливается тот, чьи пули попадают в цель - и на действия, после которых пули свистят мимо.


(Добавить комментарий)


[info]leonid_b@lj
2005-02-13 06:18 (ссылка)
Это из "Космополиса"?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-02-13 07:11 (ссылка)
Да, простите, я традиционно забыл ссылку. Космополис, №3 2004.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sensanome@lj
2005-02-13 07:16 (ссылка)
В этой связи рекоммендую историка по имени Crozier

http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/0631186018/qid=1108289623/sr=1-1/ref=sr_1_1/002-7127849-6796812?v=glance&s=books

Очень обстоятельный мужик.

Простите, а кто Вы по образованию? Не политолог и не экономист. Или я ошибаюсь? Еще раз - извините.

(Ответить)


[info]dennett@lj
2005-02-13 07:24 (ссылка)
Да, отчего-то считается, что движение событий - стабильный процесс с иннерцией, тогда как это, скорее всего, нестабильный процесс типа погоды.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-02-13 07:33 (ссылка)
Ну, инерция наверное там тоже есть... И погода, как мне казалось, в значительной мере закономерна. Зимой и летом... Другое дело, что есть такая штука, как методологический ужас. Интроспекцией заниматься страшно - ах, субъективизм. Заонами истории - тоже. Ах, не проверишь. Ах, нет эксперименту. На деле - не более чем интеллектуальные моды и немоды. Но те, кто смеется над "модой на бургундский цвет" в этом году, строго ей следует в интеллектуальных процессах. Что. собственно, говорит только о том, что наука в значительной мере инерционна.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-02-13 07:36 (ссылка)
А почему погоду не могут предсказать далее, чем на несколько дней вперед, а уж на пятьдесят сто лет и подавно? Я имел в виду хаотические явления - бесконечно малое изменение приводит к макроскопическим последствиям. Во времена Толстого, который придерживается иннерционных моделей, о таких возможностях просто не знали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-02-13 07:40 (ссылка)
По той же причине, что я могу про кого-то легко предсказать, что он завтра пойдёт на работу и через несколько десятилетий помрёт, а что у него в левом кармане - не могу. Тут ведь вопрос - что считать макроскопическим. Для меня дождь, который не предсказан, срывает важную поездку и вполне макроскопичен. Для векового климата этот дождь - не более невидной флюктуации.

(Ответить) (Уровень выше)