Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-11-22 14:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Г.А. Гольц. Культура и экономика России за три века. 2002
Издан первый том (ок.500 страниц) трехтомного исследования. Такой "системный" подход к социуму - впрочем, автор предпочитает вместо устар. "системный" говорить - исторический социо-синергетический. Мне это выговаривать долго... Автор - транспортник, потому транспорт - суперсистема социума, в которой проявляются основные тенденции развития общества и т.п. Основные примеры - из развития транспорта в России. На мой вкус, в книге много любопытных мест, но все же непропорционально объему. Многое из "выводов и результатов", что автор полагает доказанным - на деле лишь провозглашено, стоит на неясных основаниях. Такое чувство, что книга опоздала - ей бы в 89 году появиться хотя бы...


Основной метод, предлагаемый автором, прост. Надо взять компьютеры и запихать в них всю-всю инфу обо всем-всем. В количественном или приведенном к количественному виде. А потом автоматически построить по всему хронологические ряды. Получится такая огромная-преогромная статистика всего. А потом автоматически посчитать корреляции. Получатся такие множественные сцепленные факторы. Вот тут-то мы и получим на выходе кучу нового знания. Потому что сейчас никто же не знает, что делается в других областях, а тут все и узнают. Пикантно звучит, что - по мнению автора - таким путем мы обретем некие "древние знания". Намекается на некое знание мистическое и "надсознательное". Прогресс от такого аж попрет совершенно невменяемо - года в 2-3 Россия вырвется вперед. Тут, правда, автор говорит, что ведь военные же используют... И сразу учудят войну. Так что выход только в объединении человечества, что, конечно, на благо всем и потому выхода нет - либо убьем себя, либо все вместе будем получать новое знание.

Ну, разумеется, это шарж. Книга серьезная, и такие фантазии занимают в ней сравнительно небольшой объем. Прочий объем занимают иные фантазии. Тут сердиться не надо - над кем смеюсь, над собой смеюсь. Там у Гольца выявляются социоисторические циклы, множество интересной цифири, в приложениях - таблицы сбора зерновых за три века по годам,так же подробно - число городского и сельского населения, число грамотных и индекс реальной урбанизации... Разные занятные соображения о транспорте - как мы не использовали потенциал железных дорог, потому как в европах отношение автодорог к жд - в 7 раз больше, а у нас - чуть не в три раза меньше, так что к дороге той железной и не подъедешь, и каналы зря рыли - медленный транспорт, и всякой экономгеографии понапихано. Как мы не готовы к автомобилизации - города рассчитаны на 180 машин на 1000 населения, а сейчас к 340 подбирается, и дорог у нас нет, и что же делать - а надо делать. И к каждой главе - как нам выйти из нашего положения - хотя меры обычно только на словах простые. Ну там... полная госмонополия на продажу вина-водки, искоренение всего рэкета (подъем валового дохода на 30%, Гольц посчитал) и еще такое же. Это у него по разряду простых и легко достижимых мер проходит. Сложные - сложнее.

Для иллюстрации - несколько цитат

"Парадоксальным, на первый взгляд, является то обстоятельство, что основополагающие, фундаментальные проблемы социально-экономического развития России лежат не в чисто экономической сфере, а в области культуры, демографии и резких региональных различиях во всех сферах деятельности...

Особый российский менталитет постоянно отторгает любые модернизации, направленные на крупные социальные и культурные сдвиги... В основе российского менталитета находятся природно-географические, особенно климатические, территориальные и религиозные условия, представляющие сплав архаического язычества и ортодоксального христианства...

Демографическое состояние страны, однозначно характеризуемое сейчас вымиранием населения, является отражением... воспроизводственных способностей населения на социальные, экономические, культурные, экологические, политические процессы. ... Демографический кризис в России начался не сейчас. а в середине 60-х годов... обязан своим происхождением наложению двух негативных процессов - алкоголизации и резкого ухудшения природной среды. (дальше о том. что производством вооружений для ВПК загнали экологию - вот и народ мрет).... В итоге имеем то, что имеем - мужчина как биологический и трудовой производитель стал не тот, да и жить он стал в среднем на 10 лет меньше... Добавим. что существуют и общепланетарные процессы отрицательного изменения экологического фона, информационного давления на психику людей, генетического угнетения...

Приступая к эмпирическим разысканиям. автор еще в начале 60-х годов придерживался мнения, что в основе любых общественных закономерностей стоит человек и его культура, а экономические и технико-технологические процессы являются следствиями, хотя и трудно обнаруживаемыми, фундаментальных законов социально-культурного, социально0-психологического и социально-биологического характера... Любая технология... является на уровне законов следствем более мощных, всеобъемлющих законов человеческой природы. Особенно ясно это видно на примере социально-пространственных, социально-транспортных закономерностей, которым автор посвятил большую часть творческой жизни. Константа пространственной самоорганизации населения, временной изоморфизм территориальной организации оказались нгепривычно, для традиционных социологов и экономистов, связаны с закономерностями и константами суточного, недельного, сезонного ритмов жизнедеятельности..."


(Добавить комментарий)


[info]ivr@lj
2007-11-22 11:37 (ссылка)
Для иллюстрации - несколько цитат

"Парадоксальным, на первый взгляд, является то обстоятельство, что основополагающие, фундаментальные проблемы социально-экономического развития России лежат не в чисто экономической сфере, а в области культуры, демографии и резких региональных различиях во всех сферах деятельности...

- А обосновать?

Особый российский менталитет постоянно отторгает любые модернизации, направленные на крупные социальные и культурные сдвиги... В основе российского менталитета находятся природно-географические, особенно климатические, территориальные и религиозные условия, представляющие сплав архаического язычества и ортодоксального христианства...

- Х-ха! Особенно хорошо этот тезис иллюстрируется 1917 годом, коллективизацией и индустриализацией

Демографическое состояние страны, однозначно характеризуемое сейчас вымиранием населения, является отражением... воспроизводственных способностей населения на социальные, экономические, культурные, экологические, политические процессы. ... Демографический кризис в России начался не сейчас. а в середине 60-х годов... обязан своим происхождением наложению двух негативных процессов - алкоголизации и резкого ухудшения природной среды. (дальше о том. что производством вооружений для ВПК загнали экологию - вот и народ мрет)....

- Демографическим кризисом обычно называют сокращение рождаемости. Уменьшение средней продолжительности жизни вроде так не называю. В общем, тезис нуждается в более полном ракрытии.

В итоге имеем то, что имеем - мужчина как биологический и трудовой производитель стал не тот, да и жить он стал в среднем на 10 лет меньше... Добавим. что существуют и общепланетарные процессы отрицательного изменения экологического фона, информационного давления на психику людей, генетического угнетения...

- Вах! Сейчас прямо в мозг прыгнет!

Приступая к эмпирическим разысканиям. автор еще в начале 60-х годов придерживался мнения, что в основе любых общественных закономерностей стоит человек и его культура, а экономические и технико-технологические процессы являются следствиями, хотя и трудно обнаруживаемыми, фундаментальных законов социально-культурного, социально0-психологического и социально-биологического характера... Любая технология... является на уровне законов следствем более мощных, всеобъемлющих законов человеческой природы. Особенно ясно это видно на примере социально-пространственных, социально-транспортных закономерностей, которым автор посвятил большую часть творческой жизни. Константа пространственной самоорганизации населения, временной изоморфизм территориальной организации оказались нгепривычно, для традиционных социологов и экономистов, связаны с закономерностями и константами суточного, недельного, сезонного ритмов жизнедеятельности..."

- С точки зрения банальной эрудиции..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-22 12:44 (ссылка)
Я как раз пытался дать понять, какая книга. Видимо, Вам бы она была смешна.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivr@lj
2007-11-22 13:35 (ссылка)
Я слишком конкретно мыслю и руководствуюсь принципом, что один пример, подтверждающий теорию, не може служить обоснованием этой теории, в отличие от опровергающего теорию примера.

В приведенных здесь отрывках я вижу исключительно общие рассуждизмы, которые либо не подкреплены примерами, либо не выдерживают никакой критики.

Такие книги я не считаю смешными.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-22 13:44 (ссылка)
Фактов там очень много. Причем не компиляция - массу вещей автор накопал сам. Впрочем, какая разница...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_ra_md846@lj
2007-11-22 15:42 (ссылка)
а Гольц по национальности кто?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-22 15:56 (ссылка)
понятия не имею. работал всю жизнь в России, если об этом речь

(Ответить) (Уровень выше)


[info]b_o_t_a_n_i_k@lj
2007-11-23 03:26 (ссылка)
Спасбо! Постараюсь эту книгу добыть, до нашего далека она врят ли дойдет. Придется шопить в интернете.
Согласен, книга ценна уже фактическим материалом, которому можнео и не доверять (проверять), но ссылаться не грех.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-11-23 03:30 (ссылка)
в определенном смысле книга уникальная. Автор вполне серьезен, инженер, и его игры в слова не интересуют. Он пожилой человек, много десятилетий этим всем занимался - копил материалы по русской истории, искал корреляции рядов... Хобби на всю жизнь. И вот начал публиковать результаты. Первый том издали. охотников издавать два других пока нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]b_o_t_a_n_i_k@lj
2007-11-23 03:42 (ссылка)
Шопить в нете тоже не получилось - не ведает яндекс такого товара((((((((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

И никто не узнает...
[info]natchalnik@lj
2007-11-23 17:44 (ссылка)
И не проведает. Издано в Новосибирске лет 5 тому назад. У меня вот есть экз-р, так я и дал уважаемому Иванову-Петрову почитать. Предлагали мне издавать - да уж больно пузато всё... Ещё и гонораров хочут...

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2007-11-27 03:05 (ссылка)
http://www.kniginina.ru/index.php?id=395&ac=search&publisher=%D1%E8%E1%E8%F0%F1%EA%E8%E9%20%F5%F0%EE%ED%EE%E3%F0%E0%F4&item_type=9user=893f8e6d6fef00276d979a163b987279

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]b_o_t_a_n_i_k@lj
2007-11-27 04:15 (ссылка)
Ой, СПАСИБОЧКИ!!!!!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]5_yr@lj
2009-01-29 23:11 (ссылка)
Понимаю, что много воды утекло. Но вдруг! )

Как бы нарыть эту книжку? Контактов Гольца нет?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-01-30 01:51 (ссылка)
Нет, и книгу мне лишь давали почитать, и контактов нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]5_yr@lj
2009-01-30 09:08 (ссылка)
Нашёл, представляете. Вроде бы, целый один экземпляр в магазине.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-01-30 12:24 (ссылка)
очень этому рад.

знкомый говорил - у Гольца лежит еще том. но никто не берет излавать - время ушло. скука. не то... А жаль вообще-то. Хотя и гольц мог бы быть чуть инетресней, а все же системного подхода к таким вещам сейчас найти трудно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]5_yr@lj
2009-01-30 19:56 (ссылка)
Там, вроде, три тома. Гольц пишет так, как считает нужным. Вряд ли он думал о таком высшем пилотаже, как адресат и прагрматика стиля. Вот что нужно сделать действительно, так это выложить в Акробате. Но проблема всех этих товарищей, что они переоценивают вклад своей личности в виде <<авторских прав>>. Это всё напоминает анекдот про неуловимого Джо. Знаете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-01-31 03:44 (ссылка)
да, конечно, знаю

(Ответить) (Уровень выше)