Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Apocalypse Won ([info]harllatham)
@ 2014-01-14 20:35:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:В.В. Набоков

экзистенциальное значение жизни тождественно смерти или безвозвратной утрате
http://litmisto.org.ua/?p=1428

хорошая статья о "Лолите" из книги
Лейдерман Н.Л. и Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950—1990-е гг.; пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Том 1.

"Диалогическое взаимопроникновение мотивов высокой модер­нистской и «низкой», массовой, культур в повествовании Гум­берта обладает неожиданной для творчества Набокова художествен­ной семантикой. По сути дела выясняется, что высокий модерни­стский код не отделен непроходимой границей от пошлых кодов псевдокультуры. Вернее, Набоков вполне сознательно разрушает эту прежде действительно неодолимую преграду. И Гумберт, пы­тающийся построить свою жизнь как литературное произведение, отнюдь не исключение. Все так живут. Исключительность Гумбер­та лишь в том, что он ориентируется на Эдгара По и Бодлера, а не на стереотипы массовой культуры.
Набоков в «Лолите» приходит к постмодернистскому образу культуры, разрушающему антиномию высокой, элитарной, и низ­кой, массовой, культур. (В 1968 году американский писатель и кри­тик Лесли Фидлер в своем известном манифесте «Пересекайте границы, засыпайте рвы», демонстративно опубликованном в «Плейбое», провозгласит синтез массового и элитарного искусств как программу постмодернистского развития.) Набоков обнару­живает, что в современном мире высокая и низкая культуры иг­рают одну и ту же роль, и именно поэтому способны перетекать друг в друга. Что это за роль? Культура (любая) — как следует из романа Набокова — не развлекает, не поучает, не отвлекает от жизни, т.е. она, конечно, делает и то, и другое, и третье, но это не главные, а попутные задачи; главное же в том, что культура стремится полностью заместить и заслонить реальность. Люди, условно говоря, живут «по литературе» или «по кино», потому что жить «по жизни» невыносимо страшно.
\...\ ...сцены, когда приот­крывается экзистенциальное значение жизни, и почти всегда оно, это значение, тождественно смерти или безвозвратной утрате. Культура, культурные стереотипы в принципе и заслоняют чело­века от этого, такого безнадежного, существа жизни. Кстати, это чувствует и сама Лолита: одно из самых мучительных для Гумберта воспоминаний связано с тем, как она «необыкновенно спокойно и серьезно» говорит подружке: «Знаешь, ужасно в смерти то, что человек совсем предоставлен самому себе»."