Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-04-13 16:41:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пчела медоносная Apis mellifera

Улей медоносных пчел представляет весьма совершенное архитектурное сооружение. Дикие пчелы строили свое гнездо в дуплах деревьев и пещерах скал, современные одомашненные пчелы обычно пользуются искусственными, построенными человеком домиками. Но внутри их обустраивают уже только сами пчелы. На брюшке медоносных пчел расположены восковые железы, внешне выглядящие как светлые пятнышки, называемые зеркальцами. Железы выделяют воск, который через поры выступает наружу и лежит в кармашках зеркальца в виде тонкой треугольной пластинки. Для выполнения строительных работ пчела накалывает восковую пластинку на волоски щеточки задней лапки и переносит ее к челюстям. Челюсти формуют пластинку воска и прилепляют к строящейся ячейке. Каждая пластиночка, вырабатываемая «за раз», весит 0,25 мг. На строительство одной пчелиной ячейки требуется 13 мг воска, т.е. 50 пластинок. Ячеек же в улье многие десятки тысяч.



Пчела начинает свою жизнь, выполняя обязанности уборщика: она вылизывает и полирует ячейки; затем она переходит к обязанностям няньки: кормит и облизывает взрослых личинок. На 3-5 день жизни у нее развиваются восковые железы, которые растут до 12-18 дня, а затем начинают уменьшаться и перерождаться. Соответственно, в это время пчела может привлекаться к строительным работам. Примерно на 8 день развития у нее образуются железы, производящие пчелиное молочко, и тогда она начинает кормить матку и молодых личинок; затем она подбирается ближе к летку и становится приемщицей корма, забирая его у фуражиров и поднося к ячейкам. Передвигаясь еще ближе к летку, они входят в число сторожей: охраняет улей от врагов. Постепенно пчелы начинают выходить из улья на сбор корма. Сначала молодые пушистые рабочие пчелы вылетают из улья массами - облетываются. Постепенно они втягиваются в фуражировочную деятельность, о которой ниже будет рассказано особо. Оканчивает свою шестинедельную летнюю жизнь «пожилая» рабочая пчела, с вытершимся опушением («лысая»), в качестве фуражира: этот период ее жизни сравнительно невелик: от нескольких десятков часов до нескольких дней.









Пчелы обладают сложной системой сигналов, позволяющей рабочим особям узнавать друг от друга, где расположен богатый источник пищи, чтобы мобилизовать большую массу фуражиров на этот источник. Мобилизация фуражиров обычна у общественных перепончатокрылых (например, муравьев); особенность пчелиной сигнализации состоит в том, что удалось расшифровать язык сигналов и убедиться в чрезвычайной сложности кодируемой информации.



Прежде всего надо отметить, что пчелы используют «обычные» сигналы: запах нектара, полученного в улье от вернувшегося фуражира, побуждает рабочих искать источник корма с тем же запахом. У пчел также есть между сегментами на спинке брюшка особые пахучие железы. Запах распространяется пчелами, когда они ходят вокруг корма и поедают его. Тем самым пчела метит источник корма, так что пролетающие мимо фуражиры легко его обнаружат: для них это ярче сигнального маяка в темную ночь.



Но кроме этого, существует и более сложный код. Пчела, нашедшая богатый источник нектара, по возвращении в улей совершает на поверхности сот серию сложных движений, т.н. танец. Если источник расположен близко от улья, пчела совершает круговые движения, которые возбуждают фуражиров и побуждают их интенсивнее искать пищу вокруг улья. Если же источник корма далеко, за десятки и сотни метров от улья (или даже далее: пчелы собирают нектар и пыльцу в радиусе до 5 км от улья), то характер танца разведчицы меняется. Она описывает на сотах (т.е. на вертикальной поверхности) фигуру, напоминающую сплющенную восьмерку. Проходя срединный участок фигуры, пчела быстро виляет брюшком («виляющий танец»). Интенсивность этого виляния положительно связана с расстоянием до источника корма; наклон оси фигуры к вертикали кодирует угол по отношению к солнцу. При вылете из темного улья пчелы транспонируют (переносят) угол, под которым двигалась разведчица, в угол отклонения полета от направления на солнце. Чтобы понять всю сложность задачи, следует учесть, что угол они «нащупывают» антеннами в темноте улья; что они переносят угол отклонения от силы тяжести на вертикальной поверхности сот в угол отклонения от видимого ориентира (солнца). Точнее, не совсем на солнце: пчелы хорошо видят плоскость поляризации света, так что ориентируются они именно на плоскость поляризации света неба. Детальную «наводку» в месте прибытия пчелы совершают по запаху: запах опробованного ими нектара разведчицы указывает, какие именно цветы в данном районе следует посетить. Совершенно замечательным представляется умение пчел представить даже ночной ход солнца под горизонтом. В условиях эксперимента пчелу заставляли танцевать ночью, и она правильно указывала направление к источнику корма.





Не все виды пчел умеют столь совершенно указывать направление: индийские пчелы (Apis florea) танцуют на горизонтальной «крыше» гнезда, указывая прямо на источник корма, т.е. они не способны транспонировать угол отклонения от силы тяжести в угол отклонения от направления на солнце. У индийской пчелы, пчелы медоносной и многих других видов существует и еще один источник сигналов. Так, медоносная пчела по время виляющего танца определенным образом жужжит, и продолжительность жужжания пропорциональна расстоянию до источника корма. Тем самым сообщение о расстоянии и направлении избыточно, дублируется несколько раз в разных системах кодировки, что обеспечивает более надежную систему передачи информации. Эти системы не являются полностью врожденными: молодые пчелы перед выходом в свой первый полет учатся считывать информацию, содержащуюся в танце. Может быть, «двоечники» научаются реагировать только на жужжание и запах, а «отличники» постигают виляющий танец и транспонирование угла. По крайней мере, как и в любом обществе, в пчелином много взаимного непонимания и суеты. Часто на танцовщицу, сообщающую об источнике корма, не обращают внимания, или на нее реагируют только молодые неопытные пчелы, которым приходится наблюдать танцы много раз, чтобы понять содержащееся в них сообщение. В то же время старые опытные пчелы имеют выработавшиеся привычки: пристрастие к определенным цветкам (их цвету, запаху), раскрывающимся в определенный час дня. Поэтому «старики», не реагируя на «танцевальные классы», сидят полдня в укромном уголке улья, пока одна из вернувшихся разведчиц не сообщит (запахом), что «их цветок» готов.










(Добавить комментарий)


[info]albiel@lj
2008-04-13 10:39 (ссылка)
Да, вот если б меня послали на 115° от солнца - я б не нашёл. И чем громче послали, тем дальше идти.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 12:59 (ссылка)
так они с детства учатся. ну и выучивают...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2008-04-13 13:11 (ссылка)
Вот! Учись смолоду.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]050778@lj
2008-04-13 10:48 (ссылка)
а насколько (и чем) дикие пчелы отличаются от одомашненных?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 13:01 (ссылка)
мало чем. если наберете в поисковике пчелы-убийцы - будет куча материалов про жутких диких пчел... Ну, агрессивность повыше. А так - ну, та же пчела. Это если речь о том же виде. Вообще пчелиных 20000 видов, а одомашнен один - так что прочие виды отличаются очень сильно

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2008-04-13 10:50 (ссылка)
На предпоследней фотографии улей? У моего свекра, долго занимавшегося пчелами, они вызывали уважение и прямо-таки нежность

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-04-13 10:51 (ссылка)
Я хотела сказать не улей, а рой...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 13:02 (ссылка)
да. рой висит... Разведчицы полетели искать дупло или что-то такое, возвращаются и танцуют на поверхности - каждая предлагает свой вариант. прочие ребята прикидывают. оценивают, и в конце концов весь рой снимается и отправляется по новому адресу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-04-13 14:11 (ссылка)
А как это они определяют оптимальный вариант? И кто определяет? Матка, или есть авторитетные пчелы в законе, или как-то самостийно это происходит? Может такое быть, чтобы часть роя сорвалась в одном направлении, а другие дружно полетели куда-то еще?
J_S

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 14:58 (ссылка)
каждая разведчица рекламирует свое место, и другие активные пчелы ее "слушают" и летат проверять, возвращаясь - танцуют туда, если понравилось. А не понравилось - возвращаются тихо. Рой висит, ждет. Постепенно одно из предложений побеждает остальные, когда достигнут консенсус. снимается весь рой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-04-13 16:03 (ссылка)
Ясно, спасибо. /Прямо демократия по-новгородски, кто кого пережужжит (точнее, лучше спляшет)./ А озабоченных пчел много в массе роя? И кто они по профессии, другие разведчики? Самые опытные престарелые пчелы, или уж кто там на поверхность вылезет? Интересно, как пчелы отбирают подходящие места.
J_S

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 16:08 (ссылка)
обычно - опытные, зрелые фуражиры работают разведчицами. Много? Нет, скажем - несколько сотен. При десятках тысяч всех пчел - немного. Подходящие? Ну, темно, сухо. глубоко... и т.п. Это отдельный набор инстинктов, реагирующий на признаки "потенциального гнезда"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]marina_fr@lj
2008-04-14 05:41 (ссылка)
Да, самое замечательное, что система сигналов там вроде бы сходна с фуражировочными, а вот обработка их иная - "голосуют".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fregimus@lj
2008-04-13 19:06 (ссылка)
Прямо демократия по-новгородски, кто кого пережужжит (точнее, лучше спляшет).

Ну, кажется, даже и не обязательно по-новгородски! Современная телевизорная демократия — это тоже кто кого пережужжит и лучше спляшет. Только вот жужжат пчелы намного честнее…

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orbrider@lj
2008-04-13 10:54 (ссылка)
Любопытно, а первых пчел матка, что ли, учит танцевать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 13:04 (ссылка)
нет. я не помню работ, где бы это просматривалось на "онтогенезе улья". Думаю, они танцуют - пытаются понимать - ищут - ошибаются - выучивают постепенно. То есть сами движения инстинктивны, а вот понимать язык, переносить указания танца на "географию" - это потренироваться надо. Ну, танец тоже несколько тренируется - при долгом исполнении

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]marina_fr@lj
2008-04-14 05:43 (ссылка)
Ой, как совпало. У известного Вам автора тоже разговор про обучение инстинктивному поведению.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-14 05:49 (ссылка)
http://wolf-kitses.livejournal.com/83952.html#cutid1
это? или что-то дргое7

(Ответить) (Уровень выше)


[info]laiska@lj
2008-04-13 13:56 (ссылка)
КОгда же они успевают обучиться распознавать цветы и самим танцевать, если так недолго длится "лётная жизнь"?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 14:58 (ссылка)
ну вот за эту короткую жизнь и успевают

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fregimus@lj
2008-04-13 19:15 (ссылка)
Чем меньше и проще нервная система, тем ниже планка того, чему вообще можно научится, но и выше скорость обучения. В обычных нейронных сетях с backprop (в словаре перевод «метод обратного распространения ошибки») это, если не ошибаюсь, О(n²) от размера сети — вдвое меньшая сеть вчетверо быстрее «учится». Это, конечно, грубое приближение, но в данном случае, как качественное описание, оно должо вполне годиться.

Это и у человека встречается: лучшим танцорам философия не мешает дается плохо...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]buddha239@lj
2008-04-13 14:22 (ссылка)
Т.е. фуражиров - меньшинство? Постиндустриальное общество?:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 15:00 (ссылка)
почему меньшинство? у них возрастной полиэтизм - то есть смена профессий с возрастом. с определенного дня все начинают полеты. Самые молодые в гнезде работают. еще не летают... Только облетываются. Процент фуражиров, т.е. пчел в соотв. возрасте, не помню, но там не меньшинство, кажется, больше половины.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]buddha239@lj
2008-04-13 15:17 (ссылка)
Ну, я имею в виду соотношение количества фуражиров в данный момент к общему количеству пчел.

Если считать иначе, то у нас в стране 90% школьников.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 15:56 (ссылка)
в данный момент? да, в каждый отдельный миг меньшая часть пчел находится вне улья. Но это касается именно мгновенного среза. "Работают фуражирами" очень многие, пусть даже в данный момент они внутри улья сгружают нектар в соты.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anatol13@lj
2008-04-13 14:31 (ссылка)
Фантастика)) Понятно - программа: на 8-й день та фнкция, на 12-й - другая включается и т.д. А как программа-то "написалась"? Кто программист?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eldhenn@lj
2008-04-13 14:55 (ссылка)
Сотни тысяч лет развития, вот кто программист.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anatol13@lj
2008-04-13 18:01 (ссылка)
Как пчелы выживали, когда программа была "написана" только на "четверть"? "наполовину"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fregimus@lj
2008-04-13 19:22 (ссылка)
Второй раз за сегодня эту ссылку уже даю: в последней лекции Еськов касается этого. Многих вещей я не знал настолько, что даже и не представлял, что они вообще есть. Очень интересно! http://www.polit.ru/lectures/2008/04/10/paleontolog.html

У меня последний пост был об алгоритмической эволюции, но там фокус другой — Ваш вопрос скорее поднять, чем ответить на него. Но мультик чрезвычайно занимательный, посмотрите, если интересуетесь эволюционными моделями вообще.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anatol13@lj
2008-04-14 06:03 (ссылка)
Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]050778@lj
2008-04-13 15:17 (ссылка)
А когда появились пчелы? Насколько они древние, если, допустим, с муравьями сравнивать?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-13 15:54 (ссылка)
http://ivanov-petrov.livejournal.com/166695.html
"Термиты Isoptera произошли от тараканоподобных предков в меловом периоде, около 180 млн. лет назад. В это же самое время в совсем другом отряде - перепончатокрылых - произошли другие социальные насекомые - пчелы и муравьи. То есть все настоящие социальные насекомые на земле произошли в одно время, причем в разных эволюционных стволах, независимо друг от друга. Какие причины в тот период способствовали возникновению социальности - пока не ясно. Можно сказать, что тогда произошла «революция социальности»"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]050778@lj
2008-04-13 18:28 (ссылка)
спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]fregimus@lj
2008-04-13 19:39 (ссылка)
Удивительные зверушки, спасибо Вам за это рассказы. Я каждый раз собираюсь поблагодарить, и по-свински забываю, убегаю своему муравейнику показывать.

Сигнализации животных (танцам пчел в том числе) Диакон посвящает в своей монографии много места — не целую ли главу только отдельно, и часто к ней возвращается Меня еще когда я его читал поразила эта система, больше всего именно своей декодируемостью. Мне подумалось тогда — это совершенно безосновательно, конечно, — что сигнализации инопланетных пчел мы бы, наверное, расшифровать не смогли. Наверное, и здесь есть врожденное смещение человека к пониманию этих сигналов; иными словами, пчел мы понять можем, потому что все-таки родня, хоть и дальняя… :-)

> Для выполнения строительных работ пчела накалывает восковую пластинку на волоски щеточки задней лапки и переносит ее к челюстям.

У меня вдруг возник дурацкий вопрос, я старался не, но я не удержусь. Они это делают все одной и той же лапкой, или попеременно левой и правой, как удобнее, или среди пчел тоже есть левши и правши?

И, конечно, цитата из разодранного на них же «Винни-Пуха» в совершенно фантастическом переводе А. Ленарда на классическую латынь (http://community.livejournal.com/ru_lingualatina/168597.html): “de apibus semper dubitandum est”. :-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-14 00:48 (ссылка)
Про пчелиных левшей ничего не слышал. То теми, то этими ногами, а есть ли преимущество у стороны - не знаю.

За винни на латыни - спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nagunak@lj
2008-04-13 23:57 (ссылка)
Потрясающе интересно, спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-14 00:52 (ссылка)
рад

(Ответить) (Уровень выше)

Самые замечательные насекомые!
[info]aspasia_roma@lj
2008-04-18 14:20 (ссылка)
Красивые...Полезные. И все остальное!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Самые замечательные насекомые!
[info]ivanov_petrov@lj
2008-04-18 14:39 (ссылка)
не раз замечал, что даже те, кто не любит всякую мелкую шестиногую погань, и те к пчелам хорошо относятся.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Самые замечательные насекомые!
[info]aspasia_roma@lj
2008-04-18 14:58 (ссылка)
Еще бы!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Самые замечательные насекомые!
(Анонимно)
2009-03-04 09:48 (ссылка)
Некогда бы не зашла на этот сайт если бы не задали доклад по биологии а так я ненавижу пчёл как кому то они могут нравиться
\

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Самые замечательные насекомые!
[info]aspasia_roma@lj
2009-03-04 09:52 (ссылка)
Чудесно организованные.
Мудрые твари, пчелки!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stoks@lj
2011-10-13 07:33 (ссылка)
А правда ли, что человеку можно сделать защищенную лежанку над ульями, и если он там будет часа по 2 лежать, а пчелы на него жужжать, то ему станет хорошо и замечательно?

(Ответить)