Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-06-14 09:07:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Рыжий лесной муравей Formica rufa
К кормовым деревьям ходят пассивные фуражиры, которые изо дня в день одной и той же дорогой носят сладкую падь в муравейник. Муравьи-носильщики выносливы, но малоинициативны. Вокруг колоний тлей стоит крепкая муравьиная стража, оберегающая стада от хищников и набегов других муравьев - ведь жители соседних муравейников тоже не прочь включить данное стадо в свою сферу влияния.

Вдоль дорог, по бокам каждой из них, находятся индивидуальные охотничьи участки, каждый из которых закреплен за определенным муравьем-охотником, активным фуражиром, способным на творческий поиск добычи и мобилизацию на корм других муравьев.



Рыжие лесные муравьи имеют высокую численность семей, муравьев на участке много и они часто встречаются. Это важно для охоты: фуражиры взаимодействуют между собой, чтобы эффективнее добывать пищу. Иногда это взаимодействие кажется случайным, когда одни муравьи атакуют гусеницу высоко в кроне дерева, та отбивается и наконец падает вниз. Там ее находят другие фуражиры и устраивают «окончательную» охоту. Бывает и вполне слаженное непосредственное взаимодействие рабочих: тяжелую добычу (осу или муху) муравьи несут в гнездо парами и группами, и двигается такая группа с ношей быстрее, чем один муравей. Значит, муравьи помогают друг другу нести груз.





Охотники начинают свою «службу» на самых далеких от муравейника участках, а затем переходят все ближе и ближе к куполу: «старики» не любят далеко ходить, это уж пусть молодежь... Совсем старые опытные охотники переходят на новую должность: они находятся на самом куполе и сторожат муравейник. Именно эти муравьи поднимают тревогу в случае появления врага и первыми вступают в бой, выбрызгивая кислоту. Но если все фуражиры какой-нибудь дороги погибнут, стражники вспоминают былое и выходят на охотничью тропу - поэтому «адреса» деревьев с тлями и удобных охотничьих участков для муравейника не пропадут.







Каждая дорога имеет в муравейнике рыжих лесных муравьев свое незримое продолжение: колонну. Это значит, что фуражиры, изо дня в день работающие на данной дороге, ночуют в прилежащей секции купола гнезда. В том же секторе, только поглубже, находятся самки этой колонны и муравьи иных профессиональных групп - мусорщики, няньки и т.д. Все они приписаны к данному сектору гнезда и почти не ходят в чужие сектора. Поэтому даже отдельный муравейник рыжих лесных муравьев представляет собой сложную социальную структуру, внутри которой происходит обмен куколками, рабочими и самками: колонны помогают друг другу. Помогают до известных пределов: «рабочих» могут подкинуть, но кормом не делятся. Колонны в куполе рыжих лесных муравьев в значительной мере обособленны и каждая из них является «муравейником в муравейнике».





Муравьи имеют постоянный источник корма, собирая падь в колониях тлей. Тли - действительно «муравьиные коровы», муравьи их охраняют, на зиму загоняют в муравейники, имеют приспособленные коровники - глиняные навесы на стеблях растений. Муравей «щекочет» тлю усиками - доит - и тля выделяет на конце брюшка капельку сладкой жидкости. Некоторые породы тлей, особенно «раздоенные» муравьями, способны выделять по капельке каждую минуту. За год семья рыжих лесных муравьев собирает около 500 кг пади, т.е. около 100 кг сахара.









Капли эти тле не нужны - этот живой насос прокачивает через себя растительный сок, в котором мала концентрация питательных веществ, в частности, белков. Сока тле нужно много пропустить через себя, чтобы напитаться. Излишки сока тля концентрирует в своем теле, обогащает при этом сахаром, и выбрасывает наружу падь. Правда, у тлей, которые не связаны с муравьями, сахара в выделениях почти нет. Может быть, тли специально развили выделение сахара для привлечения муравьев - как гусеницы голубянок и некоторые жуки развили способность выделять особые привлекающие муравьев жидкости, как многие растения создали особые присемянники для привлечения к себе зерноядных муравьев. Муравьи получают от своей скотинки не только «молоко», но и «мясо» - некоторые муравьи при плохой охоте пускают «на мясо» часть тлевого стада. Кроме тлей, многие муравьи «одомашнили» также листоблошек, цикадок, и даже гусениц бабочек.




(Добавить комментарий)


(Анонимно)
2008-06-14 02:20 (ссылка)
Разумные?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]pavean@lj
2008-06-14 02:21 (ссылка)
Это Я.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-14 02:25 (ссылка)
да что Вы. Ну, муравьи... Но не до такой степени.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Wise ants
[info]shkrobius@lj
2008-06-14 10:43 (ссылка)
Go to the ant, thou sluggard; consider her ways, and be wise: Which having no guide, overseer, or ruler, Provideth her meat in the summer, and gathereth her food in the harvest. (Proverbs 6:6-8)

There be four things which are little upon the earth, but they are exceeding wise: The ants are a people not strong, yet they prepare their meat in the summer; The conies are but a feeble folk, yet make they their houses in the rocks; The locusts have no king, yet go they forth all of them by bands; The spider taketh hold with her hands, and is in kings' palaces. (Proverbs 30:24-27)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]qwaina@lj
2008-06-14 02:37 (ссылка)
Еще чуть-чуть, и у них проснется способность к абстрактному мышлению. И вот тогда Эре Людей придет конец. Мы вымрем как в свое время динозавры. А последние из людей - как мамонты, которых тупо съели.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2008-06-14 07:39 (ссылка)
Про муравейник в муравейнике - потрясающе интересно. А с соседскими муравейниками одного вида только конкуренция идет? Просто иногда попадаются достаточно большие муравейники, но очень близко друг от друга, как же они делят сферы влияния? Вряд ли постоянно "воюют".
J_S

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-14 08:51 (ссылка)
Там есть "федерации". То есть
1) муравейник может быть в нескольких "кучах" - у каждой семьи есть "дочерние", там находятся рабочие. нет самок, просто перевалочные пункты.
2) есть дочерние муравейники, основанные отводком от материнского муравейника. расположены рядом, вместе образуют федерацию - часто обмениваются куколками. рабочие ходят бесппрепятственно туда-сюда, стража пропускает.
3 0 иногда в такие федерации попадают и не кровно-родственные семьи - то есть на территории были рядом и постепенно вошли в федерацию. У всей федерации общий запах. который и служит пропуском.

Между муравейниками разных федераций могут быть и войны. и конкуренция. Конкурируют за богтое кормом места и пр.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-06-14 09:18 (ссылка)
Просто фантастика, особенно 3). И какую территорию примерно может контролировать муравейник\федерация? Да.. Тут такая куча человеческих аналогий может возникнуть.. Мятеж дочернего муравейника, первые контакты с неродственным муравейником(как некровнородственный муравейник могут уговорить покориться?), дипломатия по-муравьиному... Ничего себе..
Занятно - запах общий появляется отчасти от совместного питания, как я понял, а питаются муравьи разных троп разной пищей вроде бы? А если едят одно и то же, а не разделяют сферы, то конкурировать уместнее? Или общий запах - родного гнезда, то есть рядом расположенные муравейники будут скорее всего схожим образом пахнуть, и таким образом регулируется вражда-дружба?
Ужасно интересные животные.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-14 12:06 (ссылка)
Могут входить многие десятки семей, сотни кв.метров территории. мятеж? Боюсь, поверхностные аналогии тут не помогают делу. Да, иногда семья может отделяться от федерации. и сама федерация может распадаться. Но не думаю, что слово _мятеж_ помогает это понять. Питаются они разным, но все же на общей территории бм общая пища. Тонкие различия запаха есть - кажется. это иногда и приводит к распаду федерации. Грубо говоря, стража перестает пропускать инакопахнущих, обмены сворачиваются, и связи рвутся.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lird@lj
2008-06-14 07:42 (ссылка)
Да уж.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-14 08:52 (ссылка)
(машет рукой) не то слово

(Ответить) (Уровень выше)


[info]synthetic_opal@lj
2008-06-14 19:08 (ссылка)
Очень интересно. И фотографии хорошие. Спасибо )

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-15 03:07 (ссылка)
на всякий случай - фото не мои. спер в сети и поставил для красоты

(Ответить) (Уровень выше)


[info]idealblog@lj
2008-06-15 02:11 (ссылка)
1. Только что во френдленте видел про интеллект муравьёв: http://wadappen.livejournal.com/35324.html (ссылку на Вас я там уже поставил :) Тем более что полу-однофамильцы:)). Как Вы считаете, как далеко можно заходить в применении к не-человекам таких "человеческих" понятий, как интеллект, разум и т.д.? (опять я о границах...) Мои представления об этом исчерпываются, в общем и целом, диалогами из "Пикника на обочине". Например, "умение считать" и проч. - не слишком ли это антропоморфизм, приписывать муравьям внутренние какие-то механизмы, которыми мы бы сами воспользовались на их месте?

2. Зря Вы не пользуетесь тэгами. Ищешь по Вашему журналу что-то - и постоянно отвлекаешься на другие, ещё более интересные вещи. Упрёк в форме комплимента :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-15 03:12 (ссылка)
спасибо за ссылку. вон как опыты резниковой перетолковали... Мое мнение - далеко в применении этих понятий заходить не следует. "считать" умеют многие, кто до трех, кто до пяти. механизм счета недостаточно изучен. чтобы говорить, что это человеческий счет. Кроме того, я бы отличал некоторые привычные нам проявления - чет. умение обобщать и пр. - и сам разум. Обобщать умеет и малая тврюшка... Что не делает ее разумной. Такие вещи лишь показывают. что мы не знаем. что это за штука - разум.
насчет тэгов - их есть у меня. посмотрите в профайл. там куча понапихана. просто я не успеваю вести их синхронно и они несколько отстают от свежих постов. но в глуббинах ориентироваться вполне можно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]idealblog@lj
2008-06-15 03:22 (ссылка)
А чем, кстати, отличаются биология1 от биология2, язык1 от язык2? Или это из-за старого ограничения ЖЖ по отображению не более чем ... постов на один тэг?

Посмотрел language1 и language2... как много я пропустил! (пока Пинкера читал...) Буду читать, спасибо.

Про счёт - да, я так и понял, что это скорее иллюстрирует не способность муравьёв считать, а нашу способность считать при помощи муравьёв.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-15 03:30 (ссылка)
да, там не отображалось... А что, ограничение сняли?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]idealblog@lj
2008-06-15 03:34 (ссылка)
Как я понимаю да. Теперь там есть внизу ссылочка previous 20. Можно объединять :) Ещё одна порция каторжного труда :) Никакого механизма для объединения тэгов в ЖЖ нету ведь...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-15 04:27 (ссылка)
раньше тоже была такая ссылка. Однако при превышении определенного числа ссылка переставала работать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]idealblog@lj
2008-06-15 04:41 (ссылка)
Да, Ваша правда, ограничение - 300 постов. :(((((

(Ответить) (Уровень выше)


[info]idealblog@lj
2008-06-15 04:45 (ссылка)
upd. Хотя нет. Это у меня в самой длинной цепочке нашлось 300. То есть после skip=280 дальше и правда нету ничего. Так что мож и работает...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]idealblog@lj
2008-06-15 05:12 (ссылка)
> вон как опыты резниковой перетолковали...

Она, кажется, и сама их так же толкует: употребляя слова "счёт", "язык", "система счисления" и т.д..

http://www.scorcher.ru/neuro/science/evolution/ant_intellect.php

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-15 05:30 (ссылка)
это да. я знаком с применяемой ею терминологией.Я больше о лабиринтах, как это подано в том тексте. что мол на группы, сажали по камерам.

(Ответить) (Уровень выше)

гусениц
[info]freedom_of_sea@lj
2008-06-15 10:52 (ссылка)
можно подробнее о гусеницах и цикадках? О тлях все знают..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: гусениц
[info]ivanov_petrov@lj
2008-06-15 11:50 (ссылка)
в общем-целом то же самое. охраняют личинок и нимф цикадовых... Ну или гусениц голубянок. Те - гусеницы - еще и паразиты...
http://www.membrana.ru/articles/global/2008/01/16/205900.html
http://elementy.ru/news/430659
"Развитие многих видов бабочек-голубянок проходит в гнездах муравьев, которые выращивают гусениц, принимая их по запаху за своих личинок. Голубянка алькон (Maculinea alcon) заражает гнезда нескольких видов муравьев из рода Myrmica. В популяциях одного из этих видов (M. rubra) вторжения голубянки стимулируют локальные эволюционные процессы: отбор поощряет изменение запаха муравьиных личинок, позволяя муравьям не путать с ними паразитов. Бабочки, в свою очередь, эволюционируют вслед за муравьями, подстраиваясь под новый преобладающий личиночный запах. Происходит эволюционная «гонка вооружений», идущая в разных направлениях и вызывающая мозаичное распределение преобладающих запахов в популяциях как муравьев, так и голубянок."

http://macroclub.ru/glr/displayimage.php?pos=-3683

(Ответить) (Уровень выше)