Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kouzdra ([info]kouzdra)
@ 2011-09-05 17:11:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Миф о сталинских репрессиях
Пожалуй разверну: репрессии были и очень нехилые, миф состоит не в том, что они были, а в том, что:

звестная фраза «После Освенцима писать стихи невозможно» выглядела бы намного точнее в варианте «После Гулага писать стихи невозможно».

По очень простой причине.

Освенцим – СОВЕРШЕННО ПОНЯТЕН, одни решили убить других и убивали этих других. Все рационально, минимум абсурдности.
Гулаг – НИ ХРЕНА НЕ ПОНЯТЕН. «Кто на ком стоял?» - ничего не понятно. До сих пор.

Собственно, абсолютное большинство попыток какой-то рефлексии по его поводу – это мучительные (то самое слово) попытки РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ произошедшее задним числом.


И
дальше - Мне важнее другое - сколько бы там не посадили и не расстреляли, посадили и расстреляли достаточно, чтобы нанести определенную травму общественной памяти: абсурдизм, отсутствие прозрачности, сесть мог практически любой, невиновность ничего не гарантировало (такие образы того времени передавались из поколения в поколение без участия специальных средств массовой коммуникации).

Можно конечно отбрехаться, что это все было внушено обществу пиарщиками XX съезда и шестидесятнической интеллигенцией, но это тоже сказки для малолетних.


Вот это собственно и есть миф о сталинских репрессиях. Хотя если посмотреть любую, написаную после начала 90-х работу по допустим большому террору - там будет что-то вроде:

К моменту появления приказа 00439 у Сталина уже вполне сформировался общий план предстоящих чисток. Центральное место в нем рядом с уже начавшейся генеральной чисткой партийно-государственной элиты занимали две массовые операции, призванные, согласно сталинско-ежовской аргументации, уничтожить потенциальную “пятую колонну” в преддверии войны.

Целью первой из них была генеральная “очистка” страны от “бывших людей”, в самом широком значении этого термина, то есть от всех категорий “традиционных” врагов советской власти (в терминологии НКВД –лиц с “компрометирующим социальным и политическим прошлым”): от “недобитых” кулаков, бывших помещиков, царских чиновников, белых офицеров, “церковников”, эсеров, меньшевиков и т. д., а также от уголовников-рецидивистов. Их массовыми арестами и расстрелами НКВД должен был ликвидировать “повстанческую базу” в СССР на случай войны.

Задачей второй операции, раздробленной на операции по отдельным национальным “линиям”, была ликвидация в СССР “шпионско-диверсионной базы” стран “капиталистического окружения”, а объектом репрессий – иностранные колонии и другие сообщества, прямо или косвенно связанные с заграницей.

В рамках этой второй операции три “линии” по очевидным причинам рассматривались как основные: польская, харбинская (в НКВД ее часто называли “харбино-японской”) и немецкая. В такой последовательности НКВД и приступил к их реализации.
...
5 августа начались аресты по приказу 00447 (так называемая “кулацкая операция”), 15 августа – по приказу 00485 (“польская операция”), затем вступает в силу приказ 00486, посвященный женам и детям “врагов народа”, одновременно готовится приказ по харбинцам ( 00593), который будет издан 20 сентября. По масштабам все эти операции несопоставимы с операцией против германских подданных. Например, к 31 августа по “кулацкой операции” было арестовано уже около 150 тысяч человек и более 30 тысяч из них расстреляно, в польской операции счет жертвам также шел уже на тысячи. При этом интенсивность арестов и расстрелов возрастала здесь с каждой неделей.

Немецкая же “линия” на первом этапе была сведена до наиболее очевидного направления – репрессий против германских граждан по приказу 00439.
(Из истории “немецкой операции” НКВД 1937-1938 гг.

Н.Охотин, А.Рогинский
)

(от себя замечу, что помимо выпалывания ненадежного элемента решалась еще и задача изоляции СССР - пресекались трансграничные и консульские контакты etc)

Ну и так далее - польская операция - советую прежде чем клеймить меня как циника или сталиниста пройтись по этим ссылкам (они кстати на "Мемориале") и прочитать то, что там написано. Статья про немецкую операцию хороша именно тем, что максимально детализирует цели и процесс. Ну и дальше - гугль в помощь - информации по этому вопросу в сети не просто много, а очень много.

Зачистка верхов (около 40 тыс расстрелянных "в индивидуальном порядке"после более или менее правильной судебной процедуры это оно - не такая уж большая часть, кстати - 6-7%)

Тем не менее - эта, лежащая на поверхности, информация общественным сознанием игнорируется в пользу мифа о "абсурдности" и "немотивированности". Хотя мотивы лежат на поверхности.

Причин тут несколько - первая - репрессии хоть и были нацелены в основном не на элиту, но по ней прошлись сильнее всего - потому она

а) крайне обижена
б) заинтересована в объяснении, что "безумный Сталин бил ее беспричинно"(хотя очень даже причинно - другое дело, что беззаконно) - и любая рациональная версия посягает "на святое" - на чувство "оскорбленной невинности".

Срач по поводу Барсенкова-Вдовина очень показателен - они про массовые операции не сказали ничего, кроме вполне известных фактов - применительно к чеченцам, о которых был хай - что да - была и перед войной и во время очень бунташная и проблемная территория - ну ее и того.

Ну и еще одна деталь, которая очень нежелательна - вообще-то доносы в большом терроре не играли особенной роли - списки составлялись заранее, и нужды в добровольных помощника НКВД особенно не испытывало. За исключением этих 40 тыс с "индивидуальным подходом", куда попадает и большая часть репрессированной интеллигенции - вот там доносительство цветет и пахнет - по очень простой причине - это вполне традиционный метод интеллигентских карьерных разборок, просто в условиях террора побочные эффекты от его применения были несколько брутальнее, чем обычно.

Вот - как-то так.

PS: С образом Павла I - ситуация похожая - государь-император безумен не был, другое дело, что не обладал талантами Сталина и ситуацию удержать не смог, но основная причина создавшая ему его репутацию - именно массированный наезд на "образованный слой".


(Добавить комментарий)


[info]17ur.livejournal.com
2011-09-05 18:52 (ссылка)
Я думаю, что по "бывшим" и "кулакам" был несколько иной резон - точнее, разные резоны у тех, кто решал. С возвращением внутренней публичной политики ("сталинская конституция", снятие поражения в правах, выборы, отказ от практики кооптирования и проч.), "бывшие", "прощённые" и вообще всяческие правдорубы оказывались прямой угрозой для местных первых лиц, вплоть до регионального уровня. Скажет чего-нибудь на собрании, поднимет шум "за справедливость", а закончится тем, что первый секретарь оказался замаскированным бухаринцем.

Вот этот секретари слой под нож и пустили. Собственно, сама механика с "лимитами" и "двойками" выглядит в этом свете весьма рационально.

(Ответить)


[info]paver
2011-09-05 19:07 (ссылка)
> не такая уж большая часть, кстати - 6-7%

Дико большая имхо. Сама мысль о том, что тебя с такой вероятностью шлепнут в ближайшие 5 лет, заставляла людей заниматься профилактикой (стучать, например), и в эти проценты в большинстве попадали те, кто не стучал.

(Ответить)