Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Виндденор ([info]wind_de_nor)
@ 2007-05-01 15:33:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:московская пыль, спорт, тексты

ЕГО СЕЯТЕЛЬСТВО ГРАФ РИБОПЬЕР
Российский олимпизм взошел на благородной ниве


Так и должно было случиться: в пору, когда наше национальное олимпийское хозяйство жаждет обновления, истоки вдруг напомнили о себе. Случайно, но очень вовремя на Новодевичьем кладбище обнаружена могила графа Георгия Ивановича Рибопьера, одного из основателей олимпийского движения России, истинного мецената и хранителя нашего спорта, аристократа и доблестного воина.

ДОСТОЙНЫЕ ПРОТЕЖЕ
Предков Георгия Ивановича рекомендовал в Россию аж сам Вольтер. Прадед Марк Стефан де Рибопьер, швейцарец из кантона Ваадт, дружил с философом, а тот взял да замолвил слово за сына приятеля -- лейтенанта Жана -- перед Екатериной II. Иностранец пришелся ко двору августейшей императрицы, где стал зваться на русский манер Иваном Степановичем. В 1790 году бригадир Рибопьер участвовал в Турецкой войне и во время штурма Измаила "положил живот свой", прорвавшись в составе колонны под начальством генерал-майора Михаила Кутузова к самым стенам крепости.
Сын геройски павшего бригадира Александр Иванович в разное время был управляющим Коммерческого банка и председателем Заемного банка, чрезвычайным посланником и полномочным министром России в Константинополе, стал вхож в Государственный совет. Находясь по долгу службы в Порте, он приобрел и вывез из Египта сфинксов, которые теперь украшают набережную перед Академией художеств в Петербурге. Приобретение древних каменных истуканов обер-камергер Александр Иванович считал главным достижением своей жизни. В 1856 году Александр Рибопьер получил русское графское достоинство. Его сын Иван Александрович окончил философско-юридический факультет Петербургского университета, долгое время прожил в Европе. Но прежде чем отправиться на чужбину, он в России женился на Софии Васильевне Трубецкой, и здесь же, в Царском Селе под Санкт-Петербургом, у него 15 августа 1854 года родился сын Георгий.

НА ВОЙНЕ, КАК В СПОРТЕ
Дольше всего Рибопьеры жили в Италии и на родине предков -- в Швейцарии. Именно на Апеннинах Георгий пристрастился к спорту. Во Флоренции он обучался гимнастике у известного преподавателя Россоти, а в цирке "Гелиом" освоил вольтижировку, свободно выполнял двойное сальто и прыжки с высокого трамплина. В Швейцарии юный Рибопьер с друзьями организовал собственный любительский цирк и зимой выступал на манеже. Летом же уходил в горы -- так Иван Александрович поощрял спортивные интересы сына. Георгий принимал участие -- и побеждал -- в соревнованиях бегунов по горным тропинкам, серьезно занимался фехтованием, плаванием, конным спортом, а по возвращении семейства в Россию, к этим видам добавились и коньки.
Результатом такого воспитания явилась, помимо блестящего образования, прекрасная физическая подготовка. В Кавалергардском полку, куда графа определили рядовым, он стал преподавать сослуживцам гимнастику, а после удостоился зачисления в Лейб-Гвардии гусарский Его Величества полк. Но граф-гусар вовсе не собирался только лишь красоваться на коне, разодевшись, как павлин. С началом очередной Турецкой войны в 1877 году поручик Георгий Рибопьер настоял на том, чтобы его отправили в Дунайскую армию на передовые позиции. Отличался, как отмечало военное руководство, "дерзкой храбростью". Однажды он, раненый, чтобы не попасть в плен, собирался уже выпить припасенный яд. Но тут его ударил в спину турецкий солдат. "Неспортивное" поведение противника возмутило Рибопьера: завязалась потасовка, а тем временем лошадь вынесла неудавшегося самоубийцу из окружения!

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР ПОРОДИЛ ОКР
Впрочем, военная карьера прервалась: сказались серьезные ранения. Тем не менее отказываться от своих спортивных увлечений -- конного дела и атлетики -- граф не собирался. Он имел несколько коннозаводческих предприятий, при них работали первоклассные ипподромы, регулярно проводились скачки. Да и сам Рибопьер считался одним из лучших ездоков в России. В Москве он входил в правление Императорского скакового общества.
В Петербурге объектом приложения организаторских талантов графа Рибопьера стали борьба и тяжелая атлетика. В девяностые годы XIX века в России стали возникать кружки и клубы французской борьбы, гиревого спорта, бокса. На почве интереса к гиревому спорту Рибопьер свел знакомство с пропагандистом тяжелой атлетики доктором Краевским и посещал его атлетический клуб. Помещение, в котором проходили занятия кружка борьбы Пытлясинского, граф предложил оплачивать.
30 января 1897 года вместе с главным редактором журнала "Геркулес" Иваном Лебедевым, писателем Куприным и крупным ученым-физиологом Лесгафтом основал Санкт-Петербургское атлетическое общество. В качестве его президента и главного спонсора Георгий Иванович стал подыскивать по всей стране спортсменов, организовывал их выступления на чемпионатах и за рубежом. Специально для боксеров выписал из Франции тренера Эрнста Лусталло. С автором еще одного модного французского "поветрия" -- олимпийского движения -- бароном Пьером де Кубертеном вступил в переписку.
Более 100 000 рублей отдал Рибопьер на развитие русского спорта. Лебедев звал его "кормильцем русской атлетики". Впечатленный де Кубертен предложил ему и другому меценату князю Белосельскому-Белозерскому войти в состав Международного олимпийского комитета. Накануне IV Олимпиады в Лондоне (1908) Рибопьер перевел на русский язык программу Игр, разослал ее в спортивные организации и предложил определить спортсменов, которые могли бы достойно представить Россию. Более того, он за свой счет послал в Лондон для участия в Олимпиаде четырех борцов, членов Атлетического общества. Двое из них, Николай Орлов и Алексей Петров, вернулись с серебряными наградами. Для участия российской команды в Играх V Олимпиады в Стокгольме (1912) Рибопьер инициировал создание Российского олимпийского комитета.

ПОЖИЗНЕННО В ИСТОРИИ
Не имея возможности присутствовать на заседаниях МОК, граф отстаивал интересы России письменно. Уже тогда было необъективное судейство, и в Игры вмешивалась политика: МОК позволил выступать самостоятельной командой Финляндии, входившей в состав Российской империи. Только воля и авторитет Рибопьера заставили мировую общественность обратить внимание на русский спорт, едва поднявшийся на ноги и уже окрепший.
Согласно правилам МОК, Георгий Иванович Рибопьер был избран в состав этой организации пожизненно, но в 1913 году он предпочел подать в отставку, сославшись на занятость...

ххх
Спустя всего лишь один олимпийский цикл, в год несостоявшейся VI Олимпиады, когда в Европе бушевала Империалистическая война и никому не было дела до олимпийских идеалов, Рибопьер скончался в Москве от воспаления легких. Произошло это в доме №9 по Зыковскому переулку (ныне улица Степана Супруна).
Его дома не сохранились, а место погребения на Новодевичьем кладбище долгое время пребывало без призора и отыскалось лишь недавно, почти через 90 лет. Могила легендарного графа вовсе "утонула" бы, если бы на нее случайно не наткнулись при подготовке места для возведения надгробия по соседству.
Теперь заботу о ее сохранности взял на себя Историко-спортивный музей РГУФК. По словам директора музея Валентины Мельниковой, уже готовится надгробный памятник -- его проектирует скульптор Александр Минаков. А в самом музее собран материал для расширенной экспозиции, посвященной Рибопьеру. И теперь у нас будет возможность сказать спасибо этому великому и скромному человеку.

Илья БЛАЖНОВ
"Московский спорт". №39 (338), 26 ноября 2005.