|
[Feb. 13th, 2022|05:55 am] |
Пишут, что визуальные и семантические интерпретаторы в мозге идут лентой, следуя друг другу: такой слой, по толщине его градиент от слов к картинкам. Вроде бы одна из интепретаций -- что сначала идут смыслы (по крайней мере, при воспоминаниях), и даже прямо слова, и под их влиянием реконструируются зрительные образы. Люди радуются, цитируют "вначале было Слово" и вообще.
Мне это не вполне ясно из текста, а главное, хорошо бы заглянуть в эти места к неговорящим животным и к животным, в той или иной мере обученным языку. Должен же и там как-то и с чем-то работать интерпретатор.
Здесь интерпретация А. Константинова:
"Прочитал очень интересную статью про открытие Алекса Хута, нейробиолога из Техасского университета. Он обнаружил в коре нашего мозга границу – кольцо или ленту, огибающую всю зрительную кору. По одну сторону этой границы находятся нейроны, связанные со словами, с языковой репрезентацией смыслов и понятий, а по другую – нейроны, кодирующие образы, визуальную репрезентацию тех же самых понятий. В этих экспериментах изучались сотни понятий – и для всех нейроны, отвечающие за их языковую и визуальную репрезентацию, как оказалось, находятся рядом, по разные стороны этой условной границы.
Четко очерченные зоны и границы вообще не характерны для мозга, а тут их обнаружили у всех испытуемых! То есть у всех нас прямо в коре есть такая вот граница между конкретными образами и их абстрактными семантическими значениями, и есть нервные пути, ведущие от абстрактного к конкретному, и наоборот, от образов к их осмыслению. Мне кажется, многие до сих пор представляют, что у нас слова находятся в одном полушарии мозга, а образы в другом, – эта идея устарела на полвека!
Автор статьи замечает, что по данным последних исследований памяти, она работает не как «отпечатки образов», а как раз спускаясь от смыслов к образам. Когда испытуемым показывают картинки, а потом просят их вспомнить, то при воспоминаниях сначала активируются нейроны, связанные со словами, а уже потом с образами. Получается, еще одна наша устаревшая идея, – что память это такая прежде всего визуальная штука, что запоминаются образы. Нет, запоминаются все больше смыслы, а память, прежде всего – семантическая штука.
Исследователи говорят, что несмотря на эту условную границу, нейросети, кодирующие образы и их языковые репрезентации, очень тесно переплетены, их не разделить. Также и в субъективном мире словесное и визуальное понимание неразделимы, все время переходя друг в друга. И воспоминания появляются именно в этом пограничном пространстве. И воображение живет здесь же."
|
|
|