|
[Aug. 15th, 2025|01:34 pm] |
Проходя мимо: милые люди, израильтяне и сочувствующие, видимо, каждый день тут пишут: "Как жаль, что такой-то (такая-то) - - -" [поверил антиизраильской пропаганде]. И печалятся о том взаправду. Я не милый человек, конечно, и вообще не человек, а мешок фуфла какого-то с психиатрическим диагнозом, но могу свидетельствовать: дело не в пропаганде, а в выстроенной реальности, и, находясь снаружи, "не верить" в нее очень трудно. Ну потому что настоящая реальность -- она устроена так, что вызывает справедливые подозрения. Даже когда дана в ощущениях.
Раньше, находясь снаружи, я думала, что мои друзья поддались израильской пропаганде, и очень этому удивлялась. Сейчас мне за это неловко, по той причине, что -- дико извиняюсь -- израильская пропаганда это полнейший вздор, это потреблять могут только очень простые люди. А те непростые люди, чьи сердца горят сионизмом -- принимают волевым усилием, несколько морщась. Не в том смысле, что она врет -- в известных мне случаях, скорее, нет, а в том смысле, что она структурно напоминает инструкции диктора по утренней гимнастике. Она халтурно устроена, ее делают либо в расчете на тех, кто и так обижен, что чужие люди верят вранью про них самих, про них лично, про то, что им известно из первых рук -- либо пытается повторять "приемы противника".
Ну то есть, они думают -- ага, на Западе сочувствует тем, кого кто-то мучает, там вообще культ травм и страданий, сейчас мы расскажем про то, как замучили наших людей, потому что их-то замучили сразу вместе и зверски, и массово, и намеренно, и при полной народной поддержке, и это сработает, а нас за это похвалят.
Не сработает, как раз потому, что эмпатия избирательна. Ну вам же не очень жалко лидеров Хезболлы (и, возможно, членов их семей), пострадавших от пейджеров. (Да, они первые хотели нас убить, и этим ваше равнодушие к ним морально оправданно -- ну вот для вас, во всяком случае, для жителей северной части, это многолетний опыт воздушной тревоги, а для постороннего это только один из возможных нарративов, не самый интересный. Ну в самом деле, кто, кроме абсолютного параноика, будет всерьез считать, что все вокруг только и думают, как бы его уничтожить? Да кому он нужен? Вот как РФ, например.)
Да, и в самых страшных случаях эмпатия для большинства людей тоже избирательна, и уровень этой избирательности должен быть очень высоким, чтобы выжить. Потому что ваше поведение по отношению к врагу -- это место вашей моральной уязвимости. И того, кто сочувствует вашему врагу, так или иначе от вашей руки пострадавшему, ненавидят за то, что он опасен для вашего нарратива, ставит под сомнение то, в чем вы и сами порой сомневаетесь, пока не превратились в фанатика. (У нас есть в этом опыт из первых рук, например, как вы относитесь к тем, кто сочувствует пострадавшим от пейджеров? Не говоря уже о тех, кто своей громогласной поддержкой мирным палестинцам сорвал несколько "обменов" с ХАМАСом и поддержал зверские убийства тем же ХАМАСом собственно мирных палестинцев. Это действительно может дико навредить, социальные рефлексы на пустом месте не возникают.) Поэтому студент, прежде чем посочувствовать замученному ребенку из Израиля, должен получить консультацию у знающих товарищей о том, в каких выражениях и в какой мере это считается допустимо, и не лучше ли объявить это фальсификацией. Если он этого не сделает, он подведет своих, ударит в спину. Социальный инстинкт дико мощная штука, он барахлит у склонных к аутизму, но для остальных он работает, как рефлекс, раньше сознания.
У людей, в основном, нет доступа к информации. В смысле, если бы человеку пришло в голову проверить тот или иной конкретный факт, он не смог бы это сделать в одиночку. Ему пришлось бы нанять комиссию экспертов и каким-то образом убедиться в их неангажированности. Ну или можно поверить кому-то лично знакомому, "из первых рук". Но -- политическое мышление есть мышление мотивированное. Если человек хочет во что-то поверить, он спрашивает себя -- могу ли я в это поверить? как это подтвердить? А если он во что-то поверить не хочет, он спрашивает себя -- могу ли я в это не верить? Как это опровергнуть?
Канва событий мозаична, противоречива, и подходящий набор событий доступен для клиентов обоего сорта.
Ну вот и все, надеюсь, уж мне-то вы поверите. Преданный вам мешок фуфла. |
|
|