|
Dec. 3rd, 2007|08:35 pm |
Забавно. Для себя я долго (несколько лет) вербализовывал результаты работы внутреннего распознавателя "свой/чужой" именно в терминах "Рождения трагедии". Но постепенно накопив случаи, когда очевидно "дионисийские" вещи были мне слишком уж неприятны, понемногу перестал.
А вот увидев твой пост, начал искать более близкую себе-нынешнему классификацию. И, кажется, нашёл, хотя и ещё более банальную, чем ницшеанская.
В поп-этологии любят противопоставлять социум павианов социуму бонобо. Не будучи биологом, не берусь судить, сколько в популярных описаниях поведения тех и других полемических перегибов; но вот для классификации людей эти описания подходят прекрасно. Если верить популярной литературе, павианам очень важна иерархия — распространённый в их среде гомосексуализм служит закреплению отношений господства/подчинения между самцами разного статуса; они агрессивны; самки в стаде павианов играют подчинённую роль. Иерархия же у бонобо совсем не так выражена; самки у них часто авторитетнее самцов, а спариваются они для удовольствия.
На людей это не экстраполировал только ленивый, конечно: про то, что теистические религии это в чистом виде экстраполяция на метафизику "павианьей" модели социальных отношений, я прочитал в попсовой и, в принципе, довольно неумной книжке Дольника, например.
Но некоторым открытием для меня (с твоей подачи) стало то, что, кажется, мой распознаватель "свой/чужой" сейчас действует именно по принципу различения "бонобо" и "павианов". |
|