Heretic and proud of it - А. Л. Фротингем. Изложение «Книги Иерофея» [entries|archive|friends|userinfo]
alex_moma

[ website | Русская Фабула ]
[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

А. Л. Фротингем. Изложение «Книги Иерофея» [Aug. 30th, 2017|12:07 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Originally posted by [info]skifos@lj at А. Л. Фротингем. Изложение «Книги Иерофея».
«Книга Иерофея» - полное название «Книга сокрытых тайн дома Божьего, написанная святым Иерофеем» - сирийское апокрифические сочинение, известное с VI века. Авторство книги приписано, по всей вероятности, св. Иерофею Афинскому, легендарному ученику апостола Павла и наставнику Дионисия Ареопагита, которого упоминает автор трактата «О божественных именах».



Большинство исследователей считает, что «Книга Иерофея» вышла из под пера сирийского мистика Стефана бар Судаили около 510 года. О Стефане известно, что он родился в Эдессе около 480 года и очень рано стал монахом, проявив усердие в подвижнических трудах.   В 512 или 514 г., будучи обвинен в ереси, покинул Сирию и оказался в Палестине. Умер около 543 года.

«Книга Иерофея» состоит из пяти глав или «слов». Первое слово носит космогонический характер. Автор прославляет изначальное Благо, приведшее к бытию духовный мир, изначально существовавший в состоянии единства, из которого в результате отпадения творения от Блага, произошли различия/разделения, обусловившие появление материального мира.  Возвращение утраченного единства провозглашается главной целью духовного пути.

Главы со второй по четвертую посвящены описанию восхождения индивидуального ума к единству через обретение тождества с Христом и далее с Высшим Благом. Автор описывает это восхождение в яркой эпической манере, утверждая, что основывается на личном опыте.

Пятое слово, самое краткое, посвящено теме будущего единства Бога с творением, когда исчезнут все различия между сущностями, и произойдет полное и всеобщее слияние всего, не исключая и Божественные ипостаси.

В «Книге Иерофея» предпринята попытка соединить идеи Оригена и Евагрия Понтийского с элементами, почерпнутыми из греческой философии и гностических учений. Взгляды исхористов, осужденные Вторым Константинопольским собором в 553 году, имеют много общего с воззрениями ее автора.

Слово первое
Всякая умная природа обуславливается, познается и постигается природой, что над ней, и обуславливает, познает и постигает природу, что под ней, но только чистый ум может проникать в то, что над и под ним. И даже разумению ангелов не дано постичь чудесные таинства чистых и святых умов.

Благо, которое мы прославляем, является всеобщим, устанавливающим, дающим и поддерживающим силу мироздания; от него отделились все различные сущности, благодаря ему они существуют и к нему они желают вернуться[1].

Различия установились из Всеобщего Бытия (Universal Essence) следующим образом. Благо, будучи единым, не может произвести чего бы то ни было, что не единообразно:  поэтому, когда произошло отпадение от Блага, разные чины существующего не явились немедленно, ибо единообразие не может произвести разделение. Напротив, разделение  происходит от различных порядков Божественной Природы, от всех различных и неравных природ человека, тварей, ползающих по земле, птиц, зверей и рыб, равно как и сущностей, что под землей, которые претерпевают пытки в преисподней. Степень их удаления от Блага, определяет то, куда они ниспали. Когда все они одновременно отпали от Блага, над всем установились тишина и молчание: и они были подобны несуществующим, обладая лишь смутным ощущением своего места. И – говорю об этом открыто и не таясь – они были Тоху ва боху.

По прошествии бессчётного числа веков, Благо стало действовать, чтобы излить  на них свою любовь и взрастить эти пребывающие в бессознательном состоянии умы, дабы они приобрели движение к жизни и к осознанию; тогда в них были порождены новое сердце и новый дух познания добра и зла, т.е Благо дало им свободу воли и затем установило место каждой сущности в соответствии с мерой ее любви. Оно также создало Христа – главу и правителя над всеми ними, и это произошло, когда ум получил разумение.

Некоторым умам, однако, Благо оставило их бессознательную и неразумную сущность (как силам зла) – но даже они в конце будут спасены. Одна сущность, немедленно после того как получила осознание, противопоставила себя Благу и ей было предназначено место в преисподней.

Всеобщее Бытие (от которого отделились все умы) называется всеобщим, поскольку оно существовало после того как отделилось от Блага, но до того как возникло это иерархическое различие: ибо к нему пришло все, что отделилось от Блага, и от него изошла всякая природа, являемая отличной и отдельной.  Некогда все умы были беспорядочно смешаны в нем, без различий и, не осознавая себя; и когда они приобрели осознание различий, они изошли из него[2]. Те же, кто остался в нём, приобрели высшее осознание; им предназначено открывать божественным умам, когда те (умы) достигают их[3], славные и святые божественные таинства.

Небесные сущности неисчислимы, но их можно, вслед за апостолом Павлом, разделить на девять чинов, каждый из которых разделен еще на три разряда, в каждом еще по девять порядков. У всех у них разные служения: некоторые священнослужители, некоторые помощники, некоторые проводники. Каждый приносит свет и действует на сущность, что под ним, но не знает о том, что над ним.

© Текст и примечания: Frothingham A. L. Stephen bar Sudaili the Syrian mystic (c.500 AD) and the Book of Hierotheos on the Hidden Treasures of the Divinity. Leyden: E.J. Brill, 1886.
© Предисловие и перевод: Андрей Васильев.








[1] В «Книге Иерофея» Высшее Благо – первый, всеобъемлющий принцип. Всеобщее Бытие – Единство или неоплатоническое Единое – второй принцип в порядке эманаций. Оно содержит в себе начала разделения и, как кажется, тождественно тому, что называется первым отпадением от Блага.
[2] Ср. «Ибо предымея и сверхимея предбытие и сверхбытие, Он сначала создал бытие вообще – я имею в виду само по себе бытие, – а затем с помощью самого бытия создал все что только есть сущего. И все начала сущего причаствуют бытию и суть, и суть начала, и сначала суть, а потом суть начала». Псевдо-Дионисий Ареопагит. О божественных именах. V,5.
[3] Т.е., когда умы совершают восхождение к Благу.

LinkLeave a comment

Comments:
[User Picture]
From:[info]alex_moma
Date:September 2nd, 2017 - 01:46 am
(Link)
[User Picture]
From:[info]alex_moma
Date:September 2nd, 2017 - 01:46 am
(Link)