Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет alexbogd ([info]alexbogd)
@ 2010-09-09 17:56:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Cергей Сумленный: "Немецкая система"
Книга германиста, корреспондента "Эксперта" Сергея Сумленного aka [info]sumlenny@lj  "Немецкая система: Из чего сделана Германия и как она работает" - это заявка на возрождение страноведческого жанра, популярного в советской международной журналистике, которая выгодно отличается от давних предшественников отсутствием идеологической зашоренности.

Один рецензент заявил, будто книга открывает российскому читателю "многие факты истории". По его мнению, например, потери гражданского населения Германии во Второй мировой войне и последующее изгнание миллионов немцев из Восточной Европы "почти неизвестны в России", потому что их "советские учебники замалчивали". Это, разумеется, совершенно не так: кругозор заинтересованного читателя не должен и не может ограничиваться советскими учебниками, да и если за 20 последних лет вы не удосужились прочесть по теме ничего нового, это явно не вина советских учебников. Но имеющиеся источники часто слишком разрознены, слишком наукообразны, порой выхолощены, лишены собственного мнения автора. Достоинство книги Сергея не в описании истории как таковой, а в ее проекции на жизнь нынешней Германии, подкрепленной крепко аргументированным собственным мнением специалиста. Не может быть открытием тот факт, что немцы тоже пострадали во Второй мировой: важно, как это сказывается на их менталитете сейчас, что они сейчас об этом думают и как выстраивают свою жизнь с оглядкой на преступление и трагедию Второй мировой.

Поскольку я знаю, что автор не обидится, позволю себе начать с некоторых придирок, и уж потом перейти к похвалам. Книга порой кажется чересчур пестрой - от сухой экономической статистики автор переходит к "мягкой" информации (сравните, например, настоящий узкоспециализированный экономический трактат - 200 цифр и дат на неполные 20 страниц, который представляет собой глава о кризисе, с пространным каталогом бульварных романов на странице 322). Впрочем, упомянутый трактат оживляется сносками о всякой всячине, вроде легализации гомосексуализма в политике. Есть и небольшое количество сомнительных заявлений типа "повседневное общение с немецким языком оставило в душах немцев неизгладимый след" (кажется, это верно для любого народа и его языковой картины мира) ну или там "немецкое общество вошло в смертельную спираль демографического штопора" (известно, что большинство демографических концепций не выдерживают испытания временем, особенно алармистские). Что профессиональные политики являются профессиональными бездельниками (с. 368), - это, возможно, и правда, судить не берусь. Но какова практическая ценность этого замечания, даже и в приложении к менеджменту госбанков, непонятно.

Впрочем, жанр таков, что пестрота не сильно вредит книге. Представьте, что вы приехали в незнакомую страну и ведете разговор с местным жителем, который хорошо ее изучил. Этот разговор и будет как раз выдержан в таком рваном ритме, и это совершенно не плохо. Так что и многочисленные сноски в стиле "кстати, вот еще интересный факт" - это скорее достоинство, чем недостаток книги. Страноведческая болтовня - интереснейшее времяпрепровождение, так что я только доволен сносками, скажем, со страницы 347 - о том, как домовладельцы требуют с жильцов не спускать воду в туалете после определенного часа и о том, как Фридрих Великий регулировал отношения вахмистров и кормящих матерей - вторая тема, впрочем, не раскрыта. Интересны и довольно многочисленные анекдоты, рассыпанные по всей книге.

Не все, что цитирует автор, заслуживает цитирования. Особенно это относится к явно глупым и необдуманным высказываниям пользователей ЖЖ, вроде того, где автор-либерал глумится над страданиями немцев, изгнанных из Чехии ("да-да, преступление, понимаю, маленькие немчики, убитые в Пржерове, тоже хотели жить, но до этого хотели жить дети из Хатыни и Лидице" - и так на пол-страницы). Конечно, здесь глупость заявления отягощается тем, что его автор потом долго и упорно его отстаивал, вплоть до последнего страшного, необратимого шага (расфренда), но кто не знает интернет-флейма, засасывающего человека против его воли? Цитата из другого жж-юзера про телеведущую-почвенницу Еву Херманн и фаллоимитатор (336) вообще недостойна печатного текста, и я надеюсь, что во втором издании книги ее не будет. Но в принципе можно понять Сергея, который добровольно много лет ведет баталии со всеми пользователями интернета, кто неправ в каком-либо вопросе. То обстоятельство, что умственно обиженные называют его по итогам одной и той же дискуссии: 1) пропагандистом российских властей в ущерб просвещенной Европе 2) пропагандистом косной Европы в ущерб матушке-России 3) колбасным эмигрантом 4) циничным экспатом и 5) земляным червяком (что Сумленный, по мнению ряда наблюдателей, является сионистским агентом и антисемитом, не стоит и упоминать), показывает, что в большинстве случаев Сергей на высоте дискуссии, и неправоты в интернете благодаря его стараниям становится гораздо меньше. Но, повторюсь, не все это стоит печати.

Со взглядом Сергея на ряд проблем трудно согласиться даже признавая, что он по ним знает больше, чем ты. Вот две цитаты. Первая: "Педалирование образа русских оккупантов жизненно необходимо немецкому обществу, желающему освободиться от тянущегося за ним шлейфа преступлений нацистов" (66). Вторая: "Русские с честью вышли из Второй мировой войны и не считают необходимым искать оправданий своим прошлым грехам в унижении нынешних немцев - просто потому, что прошлых грехов у них нет" (72). Мне кажется, это упрощенная и несправедливая трактовка болезненной и тяжелой для обеих сторон темы. Если говорить о конкретной теме (зверства военных на территории противника), очевидно, что немцы допустили гораздо больше военных преступлений, и зверских преступлений, и на системном уровне, но это ни в коем случае не означает, что у русских "нет грехов". Вообще горе той нации, которая думает, что у нее нет грехов. Сам автор признает, что Германия делала и делает очень много для того, чтобы преодолеть и загладить позорные страницы своей истории, и никогда не допустить их повторения. Россия ни на государственном, ни на общественном, ни на частном уровне почти ничего не делает, чтобы избавиться от темных эпизодов своего прошлого, и это одна из наших основных проблем как нации. Мы запихиваем царя, гражданскую войну и сталинизм в далекие закоулки своего подсознания, убеждаем себя, что виноваты были только другие, а мы сами - никогда, что всегда и везде русские были только пострадавшей стороной, и ни в коем случае не собственными гонителями и палачами, но тщетно: пойдешь в магазин за газировкой - на тебя выглядывает с троллейбуса Сталин или царь, и все начинается с начала. Нет, нам бы еще поучиться у немцев работе со своим прошлым, несмотря на то, что и немцы от перегибов не свободны.

Кстати, именно в этом разделе книги эмоции подводят автора неоднократно. Сергей справедливо отмечает, что журналист "Шпигеля" не мог точно знать, что советский солдат, держащий флаг над Рейхстагом, украл две пары часов, которые видны на фотографии (с.66). Но почти тут же Сергей пишет, что австрийский проводник на его глазах цинично распотрошил багаж немецких туристов потому-де, что подсознательно мстил "за цветы, которыми его бабушка встречала в свое время танки Гудериана" (с.76). По-моему, это еще и покруче предположения журналиста "Шпигеля" (вполне возможно, обоснованного).

Справедливости ради, таких пассажей в книге мало, даже очень мало для текста в 400 с лишним страниц. Чаще всего суждения автора не только глубоки, но и отличаются большой открытостью и интеллектуальной честностью. Человек, вросший в какой-либо истеблишмент - научный, дипломатический, журналистский - не смог бы написать эту книгу. Вот некоторые высказывания автора: "Немец с готовностью ассоциирует себя с государственной машиной и с радостью добровольно принимает участие в исполнении этой машиной полицейских функций" (341); "Немецкие клиенты достаточно вымуштрованы, чтобы послушно проглатывать унижения во время покупок" (359); "Немец всей душой поверит в сообщенное ему сверху мнение и будет счастлив, что руководство избавило его от ненужных размышлений" (18). Все эти утверждения могут быть оспорены, но учтите, что аргументация у автора подчас железная, примеры - железобетонные, так что спорить будет непросто.

Никакой пощады нет в книге немцам и при описании их болевых точек, которых, конечно, очень много: демография, иммиграция, политически мотивированное насилие, "сервисная пустыня", бремя нацизма (дотягивающееся и до наших дней), наследие коммунизма, непростая судьба воссоединения и многое другое. Не жалеет автор и коллег-журналистов, и ньюсмейкеров, и вообще никого. И здесь, на мой взгляд, полемический характер высказываний не вредит, и хорошо, что автор не стал их шлифовать с целью никого не обидеть. Вместо безликой монографии мы имеем книгу спорную, но живую в каждой строчке, и это большой плюс.

Отдельно отмечу смелость, совсем не само собой разумеющуюся для автора подобной книги. Сергей пока что выгодно неизвестен немцам, которые к тому же и не читают по-русски, но если бы был хорошо известен, то могло бы ему достаться за отдельные высказывания не меньше, чем Еве Херманн или Тило Саррацину. В российском и германском МИДе, на иммигрантских кухнях, в университетском или переводческом мирке многие не раз охнут, читая отдельные пассажи. Но пускай охают - у них своя работа, у Сергея другая. А читатель в выигрыше.

На что автор действительно открывает глаза читателю, так это не на германскую историю, а на то обстоятельство, что наши представления о немцах (сюрприз!) строятся сплошь и рядом на сильно устаревших стереотипах. Вошедшая в поговорку законопослушность немцев, их пунктуальность, недостижимая высота немецкого сервиса, удобство немецкой жизни - все это, как показывает автор, не более чем весьма приближенные представления, часто вообще никакого отношения к реальности не имеющие. Оказывается, в Германии магазины не работают в воскресенье, во многих местах невозможно расплатиться кредиткой. С особым чувством и знанием дела написана глава, посвященная немецкому сервису (на истории о том, как сотрудник FAZ, звонивший продлить подписку, сообщил Сумленному, что у него "дурацкая фамилия", я упал под стол; история взаимоотношений автора с телекоммуникационной компанией Arcor - это вещь посильнее "Фауста" Гете).

Очень хороши некоторые отдельные разделы книги. Кроме исторических, о которых можно было бы много говорить отдельно, выделю завершающий, про туризм. Это не путеводитель (не хватает места), а такой список любимых мест, по которым возишь друзей. Такой список есть у каждого корреспондента за рубежом, а в данном случае он еще и охватывает чуть ли не всю страну. В общем, это как если бы местный житель советовал лично вам, как построить свою поездку. Отдельно отмечу большое число фотографий (к концу книги их больше, чем текста), которые автор сделал сам по всей Германии, и которые здорово оживляют текст. Надо сказать, что автор вообще очень щедр и ничего не утаивает от читателя "на следующий репортаж" или "на следующую книгу", все выкладывает как на духу. Можно быть уверенным, что в рукаве он карт не прячет, и свое подлинное отношение ни к какому вопросу не скрывает.

Книга написана не только с большим знанием самой разнообразной тематики, но и, в целом, с симпатией к немцам. Мало какой экспат может удержаться от длительного перечисления своих претензий к стране пребывания. Сергей тоже прямо говорит о недостатках, сохраняет свои пристрастия, но при этом никогда не теряет уважения к немцам и желания их понять. Так что перед нами здорово полемичная книга замечательного специалиста, который находится еще в самом начале своего пути и еще, без сомнения, не одну книгу напишет, радуя читателя большим количеством новой информации и пищи для размышлений. Мои поздравления! Все в магазин!


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]zlaya_ssuka@lj
2010-09-09 16:36 (ссылка)
Дело не в том, как было на самом деле. Дело в мнении большей части общества.
В России Великой Отечественной Войной гордятся, "дошли до берлина", - в общественном сознании это никак не миллионы изнасилованных немок, и даже не разделенная на две части как пирог европа, это акт справедливости, который русский народ совершил показав все свои богатырские силы, как только оправился от предательского нападения Гитлеровской Германии.
Поэтому, любая критика, да и просто реальный взгляд на события 40-х годов, встречает бурное отторжение у русского человека: былинного богатыря с мечом-кладенцом рисуют туповатым пронырливым разбойником, который умудрился в драке сунуть противнику нож под ребро, обобрать труп до нитки и присвоить его девку.
Интереснее то, что Русско-Финская война, в которой Советский Союз серьезно получил по носу, не вызвала ненависти или "синдрома освободившегося раба" у россиян (русских? экс-советских?), в жж я встречал легенды про антирусский национализм в финляндии, но хоть отдаленных слухов про антифинские настроения в России я не встречал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2010-09-09 17:01 (ссылка)
странно, что это все вы по-русски пишете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zlaya_ssuka@lj
2010-09-09 17:31 (ссылка)
если честно, я не очень понимаю ваш ответ.
если я как-то оскорбил русский народ - не могли бы вы обьяснить, что именно оскорбительного вы увидели в моих словах?
если создалось ощущение, что я пишу из другого мира, и России и ее населения в глаза не видел - напишите, пожалуйста, какие примеры живой жизни я упустил?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2010-09-09 17:34 (ссылка)
нет, не мог бы. разговор закончен.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -