Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет alexbogd ([info]alexbogd)
@ 2004-12-26 12:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Как отмечают праздник в Мани
Решил по случаю праздника немного подпустить страноведения и народных обычаев. Написал очерк про то, как Рождество празднуют в Мани - самой дикой области Греции.

Потомки Спарты встречают Рождество страшными сказками

25.12.04 13:15

АФИНЫ, 25 дек - РИА "Новости". Православная Греция отмечает Рождество по новому стилю - 25 декабря. В разных уголках страны этот праздник отмечают по-разному, каждый регион славится собственными рождественскими обычаями.

Своеобразно встречают самый большой праздник зимы в области Мани, затерянной на полуострове Пелопоннес, на крайнем юге материковой Греции.

Жители Мани считают себя потомками древних спартанцев, прославившихся доблестью в сражениях и крайне суровыми нравами.

"Мани всегда было самым диким местом в Греции, до 70-х годов 20 века в этом регионе даже сохранялась кровная месть - вендетта. Жители Мани действительно считают себя потомками спартанцев, хотя и с одной оговоркой - по их мнению, спартанцам делает честь тот факт, что у них такие доблестные потомки", - рассказал корреспонденту РИА "Новости" один из греческих специалистов по истории региона.

Действительно, жители Мани до сих пор чтят предков, любят оружие, сохраняют древний закон гостеприимства и поддерживают строгие родовые отношения, как это было у спартанцев.

"Когда вся Греция была под турецким игом, Мани осталось единственным местом, куда не добрались турки. Во-первых, крайне воинственным было местное население, во-вторых, в регионе не было пресных источников - только цистерны для сбора дождевой воды", - рассказал ученый.

На Рождество жители Мани не поют - в их суровой традиции из всех видов народных песен сохраняются лишь плачи. Зато в Мани пекут специальные рождественские сладости.

Главное рождественское блюдо "Христопсомо", то есть "Христов хлеб". В каравай запекают орехи, изюм и оливки, а сверху украшают полосками теста в виде креста и цельным грецким орехом.

Пользуются популярностью и "тиганитес" - вид хвороста из теста. Их жарят на сковородке на масле и едят с сыром и салом. "На счастье" готовят две особые "тиганиты" - в виде фигурок мужчин и женщин, и дают их съесть детям, чтобы на следующий год в доме было счастье.

Еще одно известное рождественское блюдо -"диплес" - свернутые вдвое треугольники из теста, обжаренные на сковородке в медовом сиропе. Это лакомство распространилось в наши дни по всей Греции.

Рождество - время веселья и радости. Но в Мани Рождество - еще и время страшных сказок. Одна из этих сказок - о каликандзарах, уродливых и злых существах из подземного мира. Ученые возводят поверья о каликандзарах к древнегреческим мифам о душах умерших, которые выходят из Аида и странствуют по земле в поисках пристанища.

Каликандзары - отвратительные черные создания, похожие то ли на кошек, то ли на обезьян, отличающиеся мерзким характером. В течение года они живут в подземном мире и рубят топором дерево, на котором держится земля, впрочем, безуспешно. На Святки они выходят из-под земли и начинают безобразничать. Поэтому жители Мани избегают выходить по ночам после Рождества, чтобы не быть похищенными каликандзарами. Кроме того, плотно закрываются двери, чтобы каликандзары - большие охотники до рождественских сладостей - не пролезли в дом. Хороший способ отпугнуть каликандзара - сжечь в печке старый башмак.

Каликандзарами наряжаются в Мани дети, которые обходят дома с колядками. Они грозят хозяевам, что если не получат угощения, то станут безобразничать: "Курицу нам с петухом, или дверь вам разнесем!"

Многие жители Мани до сих пор верят во всевозможных сказочных существ и чудеса. Но вот в каликандзаров уже мало кто верит, и про них рассказывают по вечерам непослушным детям, чтобы заставить их поскорее улечься спать.


(Добавить комментарий)


[info]dimrub@lj
2004-12-25 23:29 (ссылка)
Хороший способ отпугнуть каликандзара - сжечь в печке старый башмак.

Заодно помогает от тараканов, блох, и людей, наделенных обанянием.

А вообще, далёко спартанцы эти на юг забрались...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2004-12-25 23:39 (ссылка)
конечно, нужно же им было как-то выжить. на равнине их бы турки смели. а так турки и не решились лезть в горы - там их резали исподтишка даже женщины, зачем им это было надо?..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dimrub@lj
2004-12-25 23:46 (ссылка)
Я это все понимаю. Просто Спарта, вроде как, на севере была, нет? Да и там вроде горы какие-то были. Вот и пытаюсь понять. Не из-за турок же они всю Грецию протопали.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]dimrub@lj
2004-12-25 23:53 (ссылка)
Тьфу ты, глупость какую сказал. Спарта - на севере, ну надо же. Сорри, шайтан меня попутал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2004-12-25 23:58 (ссылка)
Конечно, Спарта была в Пелопоннесе! она и сейчас там - заштатный городишко ничем не примечательный. Так что потомкам спартанцев пришлось пройти каких-ниюудь 100-200 км, чтобы оказаться в горах Мани.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yunka@lj
2005-02-09 22:59 (ссылка)
Ай, спасибо!!
Чудесный рассказ. И настроение такое, прямо настоящее, манящее (от слова "Мани" ;)

P.S. И еще очень понравилось "краткое содержание журнала" - так оказалось очень удобно знакомиться.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2005-02-09 23:01 (ссылка)
Спасибо :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crazyliya@lj
2006-04-17 02:55 (ссылка)
А в Москве 25 декабря греческая церковь закрыта и почему-то переносят Рождество на обще-русский лад 7 января..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2006-04-17 03:02 (ссылка)
Логично. Зачем ходить в чужой монастырь со своим уставом?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crazyliya@lj
2006-04-17 03:10 (ссылка)
Может тогда и мусульман в Москве стоит приурочить справлять 7??? И каталиков. И всех прочих, что б было логично . . .

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2006-04-17 03:13 (ссылка)
Что католики и мусульмане тут не при чем, Вы и сами понимаете. Как обстоят дела в конкретной греческой церкви в Москве, мне неизвестно, но думаю, что их никто не заставлял справлять 7 числа, они сами решили из этих самых соображений: надо справлять вместе с другими православными этой страны. Хотят - их право. Если же Вы знаете, что празднование 7 числа им кто-то навязывает - приведите факты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crazyliya@lj
2006-04-17 04:29 (ссылка)
Хорошо, пусть будут не католики и мусульмане, а другие православные народы, та же самая Грузия, которая так же имеет здесь свою церковь, которая справляет ЗДЕСЬ Рождество 25 января.

Я не о том говорю заставлял ли кто кого, а о нарушении традиций страны внутри другого государства, а так же людей, как моя семья к примеру, И НЕ ТОЛЬКО, которые держат пост до 25, но у которых нет возможности в этот день ни вечером отстоять службу ни поставить свечку, потомучто греческая церковь закрыта, зачем же тогда себя так именовать, если все праздники идут на общий лад.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2006-04-17 04:33 (ссылка)
Ответ очень простой: семеро одного не ждут.

Кстати, мне трудно понять, почему Вы считаете, что это греческая церковь должна подлаживаться под Вашу семейную практику. Обычно бывает наоборот - прихожанин живет жизнью того прихода, который он посещает.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alexbogd@lj
2006-04-17 04:35 (ссылка)
Кстати, если Вам не нравится расписание служб в греческой церкви, идите в грузинскую - чем она плоха?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crazyliya@lj
2006-04-17 12:48 (ссылка)
Только причём здесь семеро одного?
На территории России живёт предостаточно греческих семей и большинство греческого народа очень религиозные и постятся до 25 и поздравляют тоже 25 и я имею в виду греков, живущих не в Греции, а в России. И если создана церковь, не русская-прошу заметить, то значит люди этой нации рассчитывают на неё, а не на грузинскую, армянскую или какие ещё есть православные справляющие по иному календарю. И что значит расписание служб не устраивает? Вообще-то Рождество - это тот праздник, когда служба начинается с вечера 24, дожидаясь апогея в 24.00 Рождеством Христовым. Так же и в случае Пасхи и других православных праздников, когда людям нет надобности заранее узнавать графики. И если уж на то пошло, то да, понятно, что церковь внутри другого государства маловероятно будет устраивать службу до утра, но какая-то минимальная должна быть, а не закрывать с шести вечера церковь под замок. Вот собственно и всё.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexbogd@lj
2006-04-17 22:23 (ссылка)
Мы уже третий раз возвращаемся к одной и той же теме. Прихожанин какого-либо конкретного храма приспосабливается к жизни прихода и живет по тому стилю, который избран приходом. Требовать для себя особых привилегий и, в частности, рождественской службы 25 декабря, а не 7 января, в приходской жизни не принято. Тем более, если есть решение праздновать Рождество 7 января, то неуместно было бы праздновать его дважды. Так что приход, безусловно, поступает верно.
Излишняя принципиальность в вопросах стиля ни к чему хорошему не приводит (возьмите тех же греческих старостильников). Мне знакома одна греческая семья, где муж живет по новому стилю, а жена "из принципа" - по старому. Я считаю, что это рвение никому совершенно не нужно, а только вредит семейному миру. В Вашем случае целесообразно не требовать, чтобы церковь проводила службы по новому стилю, коль скоро она решила жить по старому, а найти другую церковь, где служат по новому стилю, благо такая возможность есть.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lovimoment@lj
2006-05-01 07:18 (ссылка)
Когда я ходила в методистскую (протестанскую) церковь в Санкт-Петербурге, в нашей церкви праздновали и западное и православное Рождество. Хотели чтобы все праздновали вместе со всеми методистами везде, но конечно прихожяне, многие из которых считали себя не простестантами а просто христниянами или даже православянами, хотели праздновать с окружающими (друзьями, семёй и т.д.). Наш пастор считал лучше праздновать дважды, так как не было причины просто игнорировать русскую дату. Да, странно отмечать тот же самый праздник дважды, но иногда это уместно.

П.С. Ваш дневник мне очень нравится. Мне порекомендовал myukanov. Хочу побывать в Греции летом, и интересно сейчас узнать побольше о стране.

(Ответить) (Уровень выше)