Журнал Андрея Мальгина - Подписанты-2
October 19th, 2008
04:28 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Подписанты-2
Письмо членов Академии наук СССР

Считаем необходимым довести до сведения широкой общественности свое отношение к поведению академика А. Д. Сахарова.

В последние годы академик А. Д. Сахаров отошел от активной научной деятельности и выступил с рядом заявлений, порочащих государственный строй, внешнюю и внутреннюю политику Советского Союза. Недавно в интервью, данном им зарубежным корреспондентам в Москве и опубликованном им в западной печати, он дошел до того, что выступил против политики Советского Союза на разрядку международной напряженности и закрепление тех позитивных сдвигов, которые произошли во всем мире за последнее время.

Эти заявления, глубоко чуждые интересам всех прогрессивных людей, А. Д. Сахаров пытается оправдать грубым искажением советской действительности и вымышленными упреками в отношении социалистического строя. В своих высказываниях он по существу солидаризируется с наиболее реакционными империалистическими кругами, активно выступающими против курса на мирное сосуществование стран с разными общественными системами, против линии нашей партии и государства на развитие научного и культурного сотрудничества, на укрепление мира между народами. Тем самым А. Д. Сахаров фактически стал орудием враждебной пропаганды против Советского Союза и других социалистических стран.

Деятельность А. Д. Сахарова в корне чужда советским ученым. Она выглядит особенно неприглядно на фоне концентрации усилий всего нашего народа на решение грандиозных задач экономического и культурного строительства СССР, на укрепление мира и оздоровление международной обстановки.

Мы выражаем свое возмущение заявлениями А. Д. Сахарова и решительно осуждаем его деятельность, порочащую честь и достоинство советского ученого. Мы надеемся, что академик Сахаров задумается над своими действиями.

Академики Н. Г. Басов, Н. В. Белов, Н. Н. Боголюбов, А. Е. Браунштейн, А. П. Виноградов, С. В. Вонсовский, Б. М. Вул, Н. П. Дубинин, Н. М. Жаворонков, Б. М. Кедров,М. В. Келдыш, В. А. Котельников, Г. В. Курдюмов, А. А. Логунов, М. А. Марков, А. Н. Несмеянов, А. М. Обухов, Ю. А. Овчинников, А. И. Опарин, Б. Е. Патон, Б. Н. Петров, П. Н. Поспелов, А. М. Прохоров, О. А. Реутов, А. М. Румянцев, Л. И. Седов, Н. Н. Семенов, Д. В. Скобельцын, С. Л. Соболев, В. И. Спицын, В. Д. Тимаков, А. Н. Тихонов, В. М. Тучкевич, П. Н. Федосеев, И. М. Франк, А. Н. Фрумкин, Ю. Б. Харитон, М. Б. Храпченко, П. А. Черенков, В. А. Энгельгардт

“Правда”, 29 августа 1973 г.

(37 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]imfromjasenevo@lj
Date:October 19th, 2008 - 07:53 am
(Link)
эх, а какие люди в списке, аж 4 нобелевку получили.
Я работал вместе или учился у людей, которые много лет были под началом двоих из списка.
[User Picture]
From:[info]fedor_shilov@lj
Date:October 19th, 2008 - 08:00 am
(Link)
Умные люди, между прочим.
Мы надеемся, что академик Сахаров задумается над своими действиями.
В какую-такую тюрьму? Как так из Академии вон?
Мы ж выразили. Пусть задумается, подлец эдакий. Ну и что, что орудие?
From:[info]kritmassa@lj
Date:October 19th, 2008 - 08:20 am
(Link)
Капицы только нет.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 19th, 2008 - 08:58 am
(Link)
Много кого нет. От гуманитариев я вообще одного Храпченко вижу.
From:[info]kritmassa@lj
Date:October 19th, 2008 - 09:02 am
(Link)
Как же - Келдыш, Поспелов, мб и еще.
Но были ли среди гуманитариев в 1973 году в Академии приличные люди?
Кстати, любопытно. Жирмунский, Виноградов? Проскурин должен знать.
[User Picture]
From:[info]mitrius@lj
Date:October 19th, 2008 - 10:08 am
(Link)
Жирмунский умер в 71 году, Виноградов в 69.
From:[info]kritmassa@lj
Date:October 19th, 2008 - 10:39 am
(Link)
Конечно, у меня, видно, маразм уже - почему-то ААА в БП и Избр. труды ВВ, изданные посмертно, вообразил прижизненными. ((
[User Picture]
From:[info]o_proskurin@lj
Date:October 19th, 2008 - 02:01 pm
(Link)
А П. Н. Поспелов - "гуманитарий" еще тот!
From:[info]kritmassa@lj
Date:October 19th, 2008 - 02:03 pm
(Link)
Ну какой уж был.))
(Он по какому отделению АН проходил?)
[User Picture]
From:[info]o_proskurin@lj
Date:October 19th, 2008 - 02:19 pm
(Link)
Пропаганды и агитации, надо думать:)
[User Picture]
From:[info]vadim_i_z@lj
Date:October 19th, 2008 - 11:25 am
(Link)
Келдыш - гуманитарий??????????????
Он, кстати, в тот год еще президентом АН СССР был.

From:[info]kritmassa@lj
Date:October 19th, 2008 - 11:53 am
(Link)
Виноват, перепутал с В.А.Келдышем.
[User Picture]
From:[info]o_proskurin@lj
Date:October 19th, 2008 - 02:09 pm
(Link)
Из академиков-литературоведов нет М. П. Алексеева и Д. С. Лихачева. Насчет лингвистов можно уточнить у mitrius. Полагаю, впрочем, что филологов персонально решено было вообще не привлекать: ограничились Храпченко как академиком-секретарем Отделения.
[User Picture]
From:[info]vadim_i_z@lj
Date:October 19th, 2008 - 11:27 am
(Link)
Федосеева забыли, по книге которого в нащши годы философию в вузах изучали.
[User Picture]
From:[info]vadim_i_z@lj
Date:October 19th, 2008 - 12:49 pm
(Link)
Это не единственное письмо. Сибирское отделение писало отдельно, еще некоторые академики - индивидуально.
Но Капица действительно не подписывал.

Сахаров: Утром Люся достала газету, и мы своими глазами увидели печально-знаменитое заявление 40 академиков во главе с президентом Келдышем. В приложении 2 приведен текст этого письма с подписями. Потом мне рассказывали разные истории, касавшиеся сбора подписей под этим письмом. Некоторые из подписавших объясняли свою подпись тем, что они считали (им “разъяснили”), что подобное письмо – единственный способ спасти меня от ареста. Капица, как я слышал, отказался подписать. Зельдовичу не предлагали{177)}. Академик Александров (будущий президент) уклонился от подписи. Когда ему позвонили домой с предложением присоединиться к письму, кто-то из домашних сказал:

– Анатолий Петрович не может подойти, у него запой.

Причина вполне в народном духе. Но, может, это байка. Некоторые из подписавших тяжело переживали свой поступок, у некоторых возник тяжелый конфликт с детьми.


Комментарий: 177) По свидетельству С. С. Герштейна, Я. Б. Зельдовичу также предлагали подписать это письмо и он тоже отказался.

[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 19th, 2008 - 01:03 pm
(Link)
Зельдович точно оказался, открытым текстом. Знаю от его вдовы Инны.
[User Picture]
From:[info]th3@lj
Date:October 19th, 2008 - 08:32 am
(Link)
А вот история такого же письма от Академии ЭССР:
http://th3.livejournal.com/65337.html
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 19th, 2008 - 08:57 am
(Link)
Письмо в “Известия” (5 сентября)

Мы, члены Академии наук Эстонской ССР и руководители ее научных учреждений, заявляем о своей солидарности с письмом членов Академии наук СССР, в котором осуждаются действия академика А. Д. Сахарова<...>

<...>Мы, ученые республики, где социализм был построен позже, чем в большинстве других советских республик, еще помним, какие преграды в буржуазном государстве мешали развитию человеческого гения. На наших глазах расцвели экономика, культура и наука Советской Эстонии. Мы знаем, что многонациональное социалистическое государство ограждает нас от ужасов новой войны. Тем более мы огорчены выступлением, в котором содержится клевета на социализм.

Мы возмущены и сожалеем, что академик А. Д. Сахаров встал на путь, который наносит ущерб нашему государству, делу социализма, кровным интересам всего человечества – делу мира. Мы ожидаем,что академик А. Д. Сахаров пересмотрит свою позицию.

Члены Академии наук ЭССР (18 подписей)
[User Picture]
From:[info]th3@lj
Date:October 19th, 2008 - 09:04 am
(Link)
Странно, что не приведены фамилии.
[User Picture]
From:[info]track_max@lj
Date:October 19th, 2008 - 08:37 am
(Link)
очень хорошо помним мы эти письма.

были еще статьи какого-то виктора луя (фамилия такая у него была - луй или луе).
[User Picture]
From:[info]vaxo@lj
Date:October 19th, 2008 - 11:13 am
(Link)
Луи.
From:[info]ex_obinfovin110@lj
Date:October 19th, 2008 - 11:57 am
(Link)
у виктора луя был при СССР на минуточку Бентли и по зарубежным голосам он назывался "независимый журналист"
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 19th, 2008 - 12:16 pm
(Link)
Я снимал дачу неподалеку от дачи Луи в Переделкине, и помню, что когда там сгорел гараж, оттуда выволокли сгоревших иномарок штук восемь, не меньше. Так что не только бентли.
[User Picture]
From:[info]track_max@lj
Date:October 19th, 2008 - 12:45 pm
(Link)
при этом в своих статьях он трогательно не знал, что такое инвалютные рубли.
From:[info]justboris@lj
Date:October 21st, 2008 - 04:48 am
(Link)
а он жив? чем закончилась его история?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 21st, 2008 - 05:06 am
(Link)
Умер в 1989 г. в Англии, похоронен на Ваганьковском кладбище.
[User Picture]
From:[info]track_max@lj
Date:October 19th, 2008 - 09:08 am
(Link)
Дубинин зато потом на всю страну по радио лопухнулся. вне связи с Сахаровым, зато смешно.

можно ли в этом усмотреть кармический закон воздаяния?
[User Picture]
From:[info]ex_zzz_21@lj
Date:October 19th, 2008 - 09:49 am
(Link)
Басов, Овчинников, Энгельградт и пр. - да, а вот Келдыш, Тихонов и (не знаю), вряд ли даже читали это письмо.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 19th, 2008 - 12:17 pm
(Link)
Я вас уверяю, если стоит подпись - читали.
[User Picture]
From:[info]ivanytch@lj
Date:October 19th, 2008 - 12:13 pm
(Link)
Их же заставляли подписывать. Кто-то мог во время приезда из органов съебаться из института с черного хода на машине (он на совещании сейчас выйдет), кто-то нет. Сам из этого списка по-моему никто так и не подписал.
From:[info]oldperetz@lj
Date:October 19th, 2008 - 02:57 pm
(Link)
если отвлечься от высокопарных ноток, вроде "концентрации усилий всего нашего народа...", то в общем все правда. Отошел от активной деятельности? Отошел. выступил с рядом заявлений, порочащих...? Выступил. Это в контексте сегодняшнего дня.

А тогда... мы все были идеалистами... даже это подписанты... что, впрочем, не мешало некоторым из них быть отменными сволочами.
[User Picture]
From:[info]monteno@lj
Date:October 19th, 2008 - 03:08 pm
(Link)
Да, но при всём том из Академии наук Андрея Дмитриевича не исключили!
"Подписантство" академики (не все, но многие) не считали за великий грех: да хрен с вами, подпишу, подпишу, только отъе...., не мешайте работать! Политику не хаваем. А вот исключить Сахарова - это шалишь! Он великий ученый и его место в академии!
Политбюро из кальсон выпрыгивало, но тщетно. Ничего не смогло с академиками сделать.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:October 19th, 2008 - 03:11 pm
(Link)
Из академиков исключить нельзя. Это пожизненное звание. Тут даже Политбюро бессильно.
[User Picture]
From:[info]monteno@lj
Date:October 19th, 2008 - 04:32 pm
(Link)
Мне казалось, что формулировка "отошел от научной деятельности" как раз и была предложена как прелюдия к созданию прецедента.
Есть переведенная на русский язык книга "Every Man Should Try: Adventures of a Public Interest Activist" Джереми Дж. Стоуна, президента Федерации американских ученых. Он как раз рассказывает о том, как американские ученые долбали Александрова, угрожая разорвать контакты, если Сахарова исключат. Александров, конечно, мог бы подсунуть им устав академии наук, чтобы заткнулись, но они бы все равно не поверили. И он предпочел тянуть время, бекать, мекать... Очевидно, считал, что, если Сахарова осудят по статье, то академиков заставят принять "исключительное" решение. Этого же боялись и диссиденты.
А про последнего подписанта и его позиции есть интересное свидетельство в давнишней новомировской публикации:
http://www.krotov.info/lib_sec/04_g/gla/glazov8.htm
[User Picture]
From:[info]monteno@lj
Date:October 19th, 2008 - 04:39 pm
(Link)
Вот, кстати, любопытная версия:

"В 1975 г. А.Д. Сахарову была присуждена Нобелевская премия мира за правозащитную деятельность. Ответом советских властей стала систематическая клевета на ученого в печати. В газетах было опубликовано письмо 72-х академиков и членов-корреспондентов АН СССР, осуждавших позицию Сахарова. Предлагали даже исключить Сахарова из членов Академии Наук, но от этого пришлось отказаться: один из академиков напомнил, что единственный прецедент подобного рода — исключение Эйнштейна из германской академии по требованию Гитлера".
Это из учебника Кацвы "История России. Cоветский период. (1917-1991)", параграф "Бросившие вызов".
From:[info]bkl@lj
Date:October 20th, 2008 - 01:30 am
(Link)
"один из академиков напомнил, что единственный прецедент подобного рода — исключение Эйнштейна из германской академии по требованию Гитлера".


Это был Капица.
[User Picture]
From:[info]sted_ats_02@lj
Date:October 20th, 2008 - 05:04 am
(Link)
Это письмо еще одно лишнее доказательство того, что академики - такие же люди со всеми присущими остальным людям недостатками. Хотя, конечно, это очень яркая характеристика "человеческой" стороны "подписантов", как впрочем, и "неподписантов" тоже, например академика Петра Леонидовича Капицы, который уже упоминался выше в связи со всей этой возней вокруг А. Д. Сахарова. Интересноо это письмо еще и тем, что ярко характерезует то время - 1973 год.
My Website Powered by LJ.Rossia.org