Журнал Андрея Мальгина - Юбилей
August 9th, 2005
01:47 pm

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Юбилей
Ровно 15 лет назад вышел в свет первый номер журнала "Столица". Примерно за неделю до этого, т.е. с 1 августа 1990 года, в стране была отменена цензура. В типографии "Московской правды" были в шоке: впервые они печатали что-то без грифа Главлита.
То, что юбилей "Столицы" не заметили, хрен бы с ним. Но почему нигде в прессе не написали о годовщине отмены цензуры, существовавшей с первого дня Советской власти, т.е. с 7 ноября 1917 года?

Imported event Original

(49 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:[info]balzam@lj
Date:August 9th, 2005 - 04:52 am
(Link)
Поздравлять?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 04:53 am
(Link)
Да не с чем. Проект закончился плачевно.
[User Picture]
From:[info]zamost@lj
Date:August 9th, 2005 - 04:54 am
(Link)
С Афанасьевым на обложке? Поздравляю. Читали.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 04:59 am
(Link)
Да, с Афанасьевым. Помню, за день до этого я на ТВ в прямом эфире говорил о выходе журнала как о уже состоявшемся событии, хотя не было уверенности, что компетентные органы нам это дело не порушат. Пришлось показывать не журнал, а куклу: я обернул в макет обложки журнал "Новое время" и потрясал им как якобы первой "Столицей". Призывал людей идти утром в киоски и покупать. Тираж первого номер был 300.000.
[User Picture]
From:[info]zamost@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:05 am
(Link)
Это в какой же передаче? Взгляд? Или что-нибудь утреннее вроде "60 минут"? Жаль, что "Столицы" нет в сети. Отличный образец революционной журналистики, когда много эмоций и максимализма, поспешного сдуа и проч., но в этом вареве проявляются прорывы, которые позже карманная журналистика нудно использует в теч. десятилетий.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:14 am
(Link)
У меня есть полный комплект за все годы. К концу года выложу в Сети полностью. Есть такая задумка.
[User Picture]
From:[info]bormatuha@lj
Date:August 9th, 2005 - 07:04 am

ЗдОрово!

(Link)
Интересно было бы сейчас перечитать. Помнится, мы у вас рисунки-карикатуры тырили для своего издания (газеты)... Хороший был журнал. В любом случае - с годовщиной выхода (чего это стоило сделать тогда, могут понять только те, кто в то время начинал что-то новое и вопреки).
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:16 am
(Link)
Этобыло по московскому (третьему) каналу.
[User Picture]
From:[info]graph@lj
Date:August 9th, 2005 - 09:59 am
(Link)
Приятный, кстати, был журнал. В свое время, проездами в Москве, купил несколько номеров...
[User Picture]
From:[info]_vz_@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:00 am
(Link)
Цензуру, если не ошибаюсь, вводили в стране победившего социализма не сразу, а по частям. Первое время выходили меньшевистские и эсеровские газеты и некоторые остаточнче явления буржуазного плюрализма существовали
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:05 am
(Link)
Газеты существовали но цензурировались.
http://plachu.ru/tov32945.html
[User Picture]
From:[info]_vz_@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:07 am
(Link)
у меня просто есть сомнения, что в одну ночь наряду со взятием Зимнего большевики и левые эсеры успели сформировать цензурные комитета.
Но - я не в материале, давно ничего не читал на эту тему
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:11 am
(Link)
Нет, они начали с того, что в ту самую ночь или на следующий день разгромиили несколько газет.
[User Picture]
From:[info]_vz_@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:24 am
(Link)
Кстати, поздравляю, конечно же))))
[User Picture]
From:[info]a_zov@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:03 am
(Link)
///Но почему нигде в прессе не написали о годовщине отмены цензуры///

Да потому что цензура не позволитла!
[User Picture]
From:[info]ex_olshansk@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:04 am
(Link)
7 ноября цензуры не было.
антибольшевистские газеты выходили до лета 1918 года.
[User Picture]
From:[info]zamost@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:11 am
(Link)
Строго говоря - репрессии в редакциях были в первые дни Октября. "Декрет о печати" был жёстким. Но через месяц его аннулировали и до июля 1918 цензуры не было. Дальше - Гражданская война, говорить о цензуре трудно, а с 22 года - Главлит во главе с тов. Лебедевым-Полянским.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:13 am
(Link)

Декрет о печати, 27 октября (9 ноября) 1917 г.


В тяжкий решительный час переворота и дней, непосредственно
за ним следующих, Временный революционный комитет вынужден был
предпринять целый ряд мер против контрреволюционной печати разных
оттенков.
Немедленно со всех сторон поднялись крики о том, что новая
социалистическая власть нарушила, таким образом, основной принцип
своей программы, посягнув на свободу печати.
Рабочее и Крестьянское правительство обращает внимание
населения на то, что в нашем обществе за этой либеральной ширмой
фактически скрывается свобода для имущих классов, захватив в свои
руки львиную долю всей прессы, невозбранно отравлять умы и
вносить смуту в сознание масс.
Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из
могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический
момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только
упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках
врага в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем
бомбы и пулеметы. Вот почему и были приняты временные и
экстренные меры для пресечения потока грязи и клеветы, в которых
охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса.
Как только новый порядок упрочится, – всякие
административные воздействия на печать будут прекращены, для нее
будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед
судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении
закону.
Считаясь, однако, с тем, что стеснение печати, даже в
критические моменты, допустимо только в пределах абсолютно
необходимых, Совет Народных Комиссаров постановляет:

Общее положение о печати
1) Закрытию подлежат лишь органы прессы: 1) призывающие к
открытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и
Крестьянскому правительству; 2) сеющие смуту путем явно
клеветнического извращения фактов; 3) призывающие к деяниям явно
преступного, т.е. уголовно наказуемого характера.
2) Запрещения органов прессы, временные или постоянные,
проводятся лишь по постановлению Совета Народных Комиссаров.
3) Настоящее положение имеет временный характер и будет
отменено особым указом по наступлении нормальных условий
общественной жизни.

Председатель Совета Народных Комиссаров
Владимир Ульянов-Ленин.
[User Picture]
From:[info]ex_o_b_vinit70@lj
Date:August 9th, 2005 - 02:09 pm
(Link)
ты понял что на этот пост у Ольшанского не нашлось никаких слов? Юные большевички все таки чудовищно мало информированы
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 10th, 2005 - 03:12 am
(Link)
ну да, в декрете от 9 ноября Ильич ясно пишет (в прошедшем времени!): мы закрыли ряд газет. Было бы глупо, беря почту, телеграф, телефон, оставь газеты нетронутыми.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 13th, 2005 - 02:48 am
(Link)
Читаем "Окаянные дни" И.А.Бунина.

14 февраля 1918 г.: "Газеты с белыми колонками - цензура."
16 февраля 1918 г.: "В четыре часа в Художественном Кружке собрание журналистов - "выработка протеста против большевистской цензуры".
15 марта 1918 г.: "Закрыты "Русские ведомости" - из-за статьи Савинкова... "Комиссар по делам печати" Подбельский закрыл и привлек к суду "Фонарь" - за размещение статей, вносящих в население тревогу и панику".

И т.д.
Я не знаю, откуда возник миф, что какое-то время при Советской власти не было цензуры. Она была введена в ночь Октябрьского переворота и беспрерывно существовала до 1 августа 1990 года.
[User Picture]
From:[info]zamost@lj
Date:August 14th, 2005 - 09:27 am
(Link)
Тут дело в том, что разделяют репрессии против прессы и институт предварительной цензуры, который начался с Лебедева-Полянского и был прихлопнут Горбачёвым.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 14th, 2005 - 02:02 pm
(Link)
Разве "газеты с белыми колонками" не результат деятельности предварительной цензуры? В Петрограде газеты предварительно цензурировались Володарским, в Москве - упомянутым у Бунина Подбельским. Следующие эпохальные шаги: во-первых, 8 ноября 1917 г. был опубликован "Декрет о введении государственной монополии на объявления", т.е. газетам не разрешалось брать деньги за рекламу, это сразу же выбило почву из-под ног у всех небольшевистских СМИ. Во-вторых, создание Революционного трибунала печати (декрет от 28 января 1918 г.). В его функции входило "рассмотрение преступлений органов печати и отдельных лиц, совершенных против народа путем использования печати", то есть "сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни". По решению трибунала газеты закрывались, а издатели и журналисты отдавались в руки ВЧК.
Тут трудно провести грань между репрессиями и собственно цензурой. Это был огромный вал наступления на свободу прессы. Декрет следовал за декретом. В декабре 1917 года ввели новую орфографию. Несогласные органы печати закрывались. Затем была введена государственная монополия на бумагу. Затем национализация полиграфии. Попробуй напечатай свою газету, если все типографии забрали себе большевики. Ну и так далее.
[User Picture]
From:[info]a_zov@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:04 am
(Link)
Все равно, поздравляю! Столица - пожалуй что самый лучший проект всего периода оттепели.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:15 am
(Link)
Спасибо. Но все-таки оттепелью принято называть хрущевские годы.
[User Picture]
From:[info]a_zov@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:54 am
(Link)
Ну а что же это было, если не оттепель. Каких-то 10-12 лет. На эпоху не тянет
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 09:52 am
(Link)
путчи 1991 и 1993 гг., а также Сумгаит, Карабах, Приднестровье... Ничего себе оттепель. Хотя идеологически, наверное, да, оттепель.
[User Picture]
From:[info]gloomov@lj
Date:August 9th, 2005 - 05:27 am
(Link)
С юбилеем, а в сеть - замечательная идея. Такие вещи нужно сохранять.
From:[info]filister@lj
Date:August 9th, 2005 - 06:02 am
(Link)
Как бы там проект ни кончился, а был он весьма достойным. Многие люди до сих пор вспоминают с симпатией. Так что присоединяюсь к поздравлениям.
[User Picture]
From:[info]pavelrudnev@lj
Date:August 9th, 2005 - 06:16 am
(Link)
Этот журнал до сих пор всем в пример ставят. Все хотят сделать либо "как было в "Столице", либо "русский New-Yorker". А заканчивают журналом "Дом 2"
[User Picture]
From:[info]prinzip@lj
Date:August 9th, 2005 - 06:38 am

поздравляю

(Link)
Андрей, искренне - поздравляю, чем закончилось, на самом деле, это для учебников по истории журналистики. По-человечески - ты сделал тогда первое ТАКОЕ дело (газеты уже были, а журнал - первый).
А насчет цензуры...
Современная российская пресса мечтает, на мой взгляд, о том, чтоб цензуру ввели - но прежде всего потому, что им кажется, что в таком случае и ответственность за косяки и глупости перейдет на цензора. Конечно, не вся - многие в режиме фактически существующей цензуры уже давно живут.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 09:55 am

Re: поздравляю

(Link)
А какие газеты были, ты считаешь? "Независька" вместе со "Столицей" одним декретом была основана, а выходить начала несколько месяцев спустя. "Московские новости", боровшиеся за социализм с человеческим лицом"? Мы в первом номере напечатали М.Зощенко о Ленине - при том, что существовал ЦК КПСС и продолжал давить на прессу. Меня Егор Яковлев укорял за Зощенку, говорил, что в ленинизме наше спасение. Ей богу! А через год они уже жгли свои партбилеты перед телекамерами.
[User Picture]
From:[info]prinzip@lj
Date:August 9th, 2005 - 10:56 am

Re: поздравляю

(Link)
ну, прежде всего, Коммерсант
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 10th, 2005 - 03:14 am

Re: поздравляю

(Link)
Это да. "Коммерсантъ" резко повысил уровень журналистики. Газета без публицистики, зато с объективной информацией - такого в стране не видели никогда.
From:[info]walther_todt@lj
Date:August 9th, 2005 - 07:16 am
(Link)
Примерно за неделю до этого, т.е. с 1 августа 1990 года, в стране была отменена цензура.

Да ну, что там за "цензура" была в 1990 году? Уже в 1989-м такое печатали, за что раньше "статью" давали.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 11:01 am
(Link)
Порядок был такой: за каждым органом печати был закреплен сотрудник Главлита, без его штампа типография не могла включить станок. Вот такая цензура. Однако они, как учреждение, все время получали циркуляры, что можно, что нельзя. Когда Коротич или Яковлев не могли протащить что-то через цензора, они напрямую общались либо с А.Н.Яковлевым либо с самим Горбачем, и тогда только цензор отступал, получив указание сверху.
Однажды, году в 89-м работавший тогда в газете "Правда" Андрей Плахов в свете новых веяний заказал мне статью о молодой поэзии. Главлит, например, вырезал из нее четверостишие некоего поэта Маслова про козу, которая пасется у памятника погибшим воинам: что-то "с утра до утра коза сумасшедшей старухи Петровой". Это сделал именно цензор. В "Комсомолке" изрядно почистили мою статью о рок-музыке. Я в ежедневных газетах сидел до ночи в редакции, уходил только когда цензор ставил свое добро. Это было вплоть до последних дней перед отменой.
Всю "крамольную" литературу типа "Собачьего сердца", напечатанную в толстых журналах, редактора предварительно согласовывали с ЦК КПСС.
[User Picture]
From:[info]democrazzy@lj
Date:August 10th, 2005 - 02:58 am
(Link)
И от меня поздравление тоже. А что за статья о рок-музыке, можно поподробнее?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 10th, 2005 - 03:21 am
(Link)
Помню смутно. По-моему, вышел фильм под названием "Рок", где рассказывалось о нелегком жизненном пути Гаркуши, Шевчука, Кинчева. И вроде бы делал этот фильм Леня Парфенов, никому не известный, только что приехавший из Вологды. Могу ошибаться,но помню точно, что меня тогда в связи с этим фильмом Леня посещал, кассету дал, просил поддержать. Кстати, за эту статью (оскопленную цензором) "Комсомолке" все равно влетело, и они сами себя высекли: опубликовали заметку о том, что и фильм говно, и песронажи его - говно. Написал статью Павел Горелов, ныне беседующий с Ю.М.лужковым в эфире ТВЦ. Горелова после этого взяли на заметку в ЦК ВЛКСМ, и поручили написать статью против получившего Нобелевку Бродского (это во время перестройки-то!). Вот эта-то статья и принесла Горелову популярность. Она была настолько неуместной и хамской, что в Москве о ней только и говорили.
[User Picture]
From:[info]democrazzy@lj
Date:August 10th, 2005 - 03:46 am
(Link)
Честно признаюсь: никогда бы не подумал что вы интересуетесь/интересовались рок-музыкой. Фильм с таким названием сделал в 1988 по-моему году Алексей Учитель. Прогремел с ним а также подвергся критике и слева и справа.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 10th, 2005 - 04:56 am
(Link)
Точно! Я вспомнил всю картину. Тем более тогда же и с Учителем познакомился. Кассету принес мне в газету "Неделя" Парфенов тем не менее. Почему-то. Об этом-то фильме я и писал.
Я вообще в молодости в основном писал о музыке. Например, в 1979 г. брал интервью у Эрика Клептона. И не только писал, но и устраивал концерты. Например, из двух концертов "Аквариума" в Москве", которые я делал, один прошел благополучно (в редакциях комсмольских журналов на Новодмитровской), а второй - в ЦДРИ на Пушечной - был запрещен за полчаса до начала, когда публика уже заполонила переулок, готовясь войти в здание. У меня сохранились и афиши, и пригласительные билеты на эти мероприятия.
[User Picture]
From:[info]democrazzy@lj
Date:August 10th, 2005 - 05:14 am
(Link)
С ума можно сойти. Такой серьезный человек и... (смайлик). Просто Илья Смирнов какой-то получается.
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 10th, 2005 - 05:16 am
(Link)
Ху из Илья Смирнов?
[User Picture]
From:[info]alexandr_k@lj
Date:August 9th, 2005 - 08:43 am
(Link)
Поздравляю! У меня остался один номер "Столицы" (в нем, в связи с отключением воды в одном из районов Москвы, редакция приглашала
своих друзей к себе на помывку...:)). Прекраснейший был журнал!

оффтоп.

Вам там Саша Чернов (по моей просьбе) отправлял письмо по поводу материала о Церетели.

Добралось ли?
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 10:00 am
(Link)
Письмо добралось, и даже два. Я честно ответил, что не планирую заниматься публицистикой.
From:[info]prof_yura@lj
Date:August 9th, 2005 - 01:27 pm
(Link)
Мои поздравления в связи с годовщиной/годовщинами. Мне почему-то кажется, что юбилей это пятидесятилетие (или больше).
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 9th, 2005 - 03:17 pm
(Link)
Ну да, конечно. 50-летие и 100-летие.
[User Picture]
From:[info]ex_o_b_vinit70@lj
Date:August 9th, 2005 - 02:08 pm
(Link)
а я почему-то помню художника Петю Стуенко
[User Picture]
From:[info]avmalgin@lj
Date:August 10th, 2005 - 03:23 am
(Link)
Да, был такой, но не в штате. А вот Володя Петров, наш ответственный секретарь, вместе с которым они придумывали эти легендарные обложки-коллажи, из-за которых мы без конца судились, - умер от рака года два назад.
My Website Powered by LJ.Rossia.org