anticompromat aka Abbot - без войны просто нечем было бы жить - кредо нового редактора газеты "Культура" [entries|archive|friends|userinfo]
anticompromat

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

без войны просто нечем было бы жить - кредо нового редактора газеты "Культура" [Jul. 12th, 2012|01:42 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
[Tags|, ]

Роман Арбитман
Война — мать родна?


Великая Отечественная война в массовом сознании — по-прежнему необезвреженное минное поле: один шаг в сторону — и современному публицисту если не отрывает голову, то уж точно сносит крышу
[...]

Когда в майском, приуроченном ко Дню Победы номере еженедельника «Культура» я прочел редакционную колонку, то в первый момент подумал: да нет, это обман зрения, такого не может быть даже в наши времена, когда естественная обязанность автора отвечать за свои слова для многих стала выглядеть досадным анахронизмом.

Перечитал еще раз, медленно. Увы, все черным по белому, без опечаток, меняющих смысл, недвусмысленно и конкретно. Подождал пару недель, потом еще месяц: вдруг автор сообразит, что ее полемически занесло, сама отыграет назад, извинится и возьмет слова обратно. Ни-че-го. Ни от автора — покаяний, ни от журналистов — реакции. Ноль и еще раз ноль.

Но прежде чем цитировать, напомню о трехлетней давности высказывании видного церковного иерарха (не называю его имени и сана только потому, что вы его и так знаете), с амвона объявившего, что кровь и жертвы Великой Отечественной — это, мол, «явление Божественной справедливости», «наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа». Думаю, фюреру бы эта идея понравилась — зря, что ли, на пряжках его воинства было выбито Gott mit uns («С нами Бог!»)?

Газетный автор в своей колонке не во всем согласна с процитированной выше проповедью. Да, пишет она, разумеется, война 1941–1945 годов «послана России не цепью случайных обстоятельств, а Господом Богом», однако вовсе «не в качестве наказания, напротив — как единственно возможное спасение».

Выходит еще похлеще, чем у иерарха. Тот хотя бы понимает, что орда, вторгшаяся в наши пределы, — это, безусловно, плохо. А вот газетный автор в этом не уверена. Точнее, она уверена в другом: вермахт и СС действовали по божественной указке не во вред нам, но во благо. Поскольку, философски рассуждает она, «если бы не было войны, не было бы и самой России. Той России, о которой вообще стоит говорить. Страна посмотрелась в войну, как в зеркало. Вспомнила свой исконный облик».

Следуя за извивами этой логики, мы оказываемся лишь в шаге от того, чтобы признать реальные заслуги германского фюрера перед нашей страной. Продолжая двигаться в сослагательном наклонении, автор задает вопрос каждому из нас: «Будь это в вашей воле, сказали бы вы сейчас: «Сделаем так, чтобы той войны не было»? И сама же, без раздумий и без рефлексии, отвечает от нашего имени: «Наверное, нет. Иначе — чем нам сегодня жить?» И объясняет нам же от нашего же имени: «Если вместо 9 Мая — 9 мая, темной будничной краской в календаре, то и мы с вами оказались бы значительно хуже, чем есть сейчас».

Давайте переведем это с остро-патетического языка на простой и грубый. Итак. Если бы сейчас мы могли ту страшную войну начисто предотвратить, ликвидировать как историческое событие (по мановению волшебной палочки или, допустим, при помощи «хроносинкластической инфундибулы» из арсенала фантастов, или как-то еще, неважно), мы с вами, значит, отказались бы... Дошло? Нет? Ну-ка еще разок. На одной чаше весов — наши родные, близкие, знакомые, незнакомые, их нерожденные дети, внуки, правнуки. На другой — государственное величие: самый мерзкий его сорт, который всегда подпитывался войной, как вампир чужой кровью. И мы, значит, должны выбрать второе. Выбрать горы трупов, чтобы нам было чем гордиться. Без трупов — никак. Так считает новый редактор газеты «Культура», культурная и современная Елена Александровна Ямпольская. Она всерьез думает, что большинство из нас, будучи в здравом уме, не под наркозом и не под кайфом, готовы обменять двадцать семь миллионов человеческих жизней (и это только в нашей стране!) на торжественный майский парад бронетехники на Красной площади.

Нет, редактору в «Культуре» не возбраняется высказывать о людях все что угодно — у нас какая-никакая, но свобода слова (хотя, замечу в скобках, в одноименной газете, которую возглавлял недавно скончавшийся Юрий Белявский, такая редакционная колонка была бы немыслима). Тираж газеты не очень велик, но и не мал — двадцать тысяч бумажных экземпляров плюс интернет-версия. Потенциальная аудитория газеты — художники, режиссеры, актеры, музыканты, писатели. Неужели никто из них не прочитал, не заметил? Или прочитали и согласны? Или не согласны, но не хотят связываться? Ау, Калягин, Захаров, Табаков, Миронов, Соломин, Гергиев, Битов, Церетели, Чулпан Хаматова! Таланты, лауреаты, наше достояние, наш культурный слой, ау? Молчание.

Когда я слышу слово «Культура», я уже больше ничего не слышу.

http://www.mn.ru/friday/20120622/321168112.html

LinkLeave a comment