Рецепт: берется коммунист
Отрезанный от аппарата.
Добавить соль, лавровый лист
И отварить до демократа.
Рецепт: берется демократ,
Отъевший брюхо без заботы.
Отбить его 5 раз подряд
И потушить до патриота.
Рецепт: берется патриот,
замоченный в житейской прозе.
Нарезать хрен, петрушку в рот -
И охладить до мафиози.
Рецепт: берется мафио...
И все, и больше ничего.
(Евгений Лукин, искаженный
и дополненный (*))
Комсомолец-инициативник
Все началось "на картошке". Группа студентов второго курса исторического факультета мирно отдыхала от трудов праведных. К компании приблизился студент-новобранец, недавно переведенный с заочного отделения Костя Затулин. Странно как-то переведенный: в армии не был, а ведь существовало правило, что с заочного переводят на дневное только тех, кто отслужил.
- А откуда ты у нас взялся? - не слишком дружелюбно спросил Костю кто-то, прикрывая газетой бутылку.
- Из Сочи, - обтекаемо ответил Затулин.
- ПроСОЧИлся, значит, - сказал Володя Кара-Мурза (ныне - известный тележурналист).
Все засмеялись, а Затулин, как впоследствии выяснилось, затаил зуб. А еще вскоре стало известно, отец Затулина - крупная шишка в городе Сочи, работает директором управления городских пляжей. Свою должность в курортном городе полковник Федор Затулин получил за 35-летнюю беспорочную службу в рядах НКВД-КГБ, дослужившись до поста начальника Туркменского пограничного округа. И в студенческом личном деле Затулина-младшего лежит серьезная бумага - ходатайство о переводе с заочного на дневное, на бланке КГБ и за подписью одного из заместителей Андропова.
В комсомольской организации истфака МГУ студент Затулин подвизался по линии оперативного комсомольского отряда (ОКО) и по идеологии. И в том и этом проявлял инициативу.
В частности, на еврейскую Пасху Костя ходил к синагоге и записывал замеченных там студентов истфака. Однажды, например, застукал там дочку писателя Натана Эйдельмана, свою однокурсницу, комсомолку Тамару Эйдельман. В общежитии же кого-то поймал за чтением "Одного дня Ивана Денисовича" в старом "Новом мире".
Времена были вегетарианские и за такие страшные преступления даже из комсомола не выгоняли, но могли не дать рекомендацию для поездки в Болгарию, например.
Был и такой эпизод. Студент Владимир Д. жил некоторое время в общежитии в одной комнате с Затулиным, но вскоре постарался переселиться в другую.
- А что, Затулин правда стучит? - спросил кто-то у Д., когда тот в холле общежития развлекал анекдотами стайку однокурсниц.
- Стучит или не стучит - головой не поручусь, - ответил Д. - Но не моется и носки никогда не стирает. Рядом с таким амбрэ жить тяжело.
Стайка однокурсниц зазвенела смехом, а Затулин как раз в это время проходил мимо. Через некоторое время Володю Д. вызвал к себе факультетский куратор от КГБ и провел с ним воспитательную работу о несовместимости облика советского студента-историка со спекуляцией джинсами, а также идейно невыдержанными анекдотами. Про идейно невыдержанные анекдоты мог куратору мало ли кто стукнуть. Но единственным свидетелем того, как Володя в минуту жизни трудную загнал свои джинсы, был сосед по комнате Костя.
В январе 1979 года в общежитии ДСВ (Дом Студентов на пр. Вернадского, в обиходе именуемый также "Крест") случилось ЧП. Суть была в том, что, хорошо отметив сдачу экзамена, кто-то из студентов в избытке чувств подпалил зажигалкой стенд социалистического соревнования на 17-м этаже, а потом, спасая общагу от пожара, выбросил стенд в окно.
Стенд - это полбеды, но на стенде был еще и фотоплакат с Леонидом Ильичом Брежневым и его «Малой Землей». Брежнев и «Малая Земля» - тоже полбеды, но расследование инцидента возглавил К.Затулин - командир комсомольского оперотряда и "идеолог" комитета ВЛКСМ факультета. Комсомольского "идеолога" ожидала удача: стукачи донесли ему, что нарушение "сухого закона" в общежитии произошло в тот вечер в комнате, в которой проживал Володя Д., а еще в нарушении участвовали студенты-москвичи, в том числе Кара-Мурза, и он-то, вроде бы, и выкинул стенд с любимым генсеком КПСС.
В точности всех участников нарушения установить не удалось, как и того, кто же все-таки выбросил стенд с Брежневым (а сделал это молодой поэт Толя Г. – теперь об этом можно рассказать [тогдашний друг будущего банкира Александра Лебедева, в то время студента МГИМО. Будущий банкир, кстати, возможно тоже участвовал в распитии - примечание марта 2010 года]). У Володи Д. вообще оказалось чистое алиби (он в тот вечер готовился к экзамену в библиотеке). Это, однако, не помешало Затулину придать делу высокий политический смысл: дескать, тут не только распитие и мелкое хулиганство, а ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИВЕРСИЯ..
Несколько студентов, в том числе Кара-Мурза, были исключены из комсомола, что влекло за собой автоматическое отчисление из университета. Но верхние инстанции, к счастью, политическую составляющую состава преступления не признали и заменили исключение на строгий выговор. В частности, главный комосомольский босс факультета, Слава Никонов (тот самый внук Молотова, ныне известный политолог) совсем не хотел, чтоб на его факультете висела "идеологическая диверсия", да и отец Славы был добрым знакомым родителя Кара-Мурзы.
Через несколько месяцев, правда, двое участников того мероприятия, Сергей Л. и Анатолий Г., попались на других мелких провинностях (включая пение Окуджавы и Галича в неположенном месте) и по совокупности грехов их все-таки выгнали из комсомола и университета.
Затулин же по совокупности заслуг был принят в аспирантуру кафедры истории КПСС, вступил в партию и стал командиром комсомольского отряда всего МГУ.
Гений политического сыска
В конце 1989 или начале 1990 года в телеэфире программы "Взгляд" была продемонстрирована интересная папочка - из не до конца сожженного архива комсомольского оперотряда МГУ. В папочке были доносы сотрудников оперотряда на имя командира оперотряда К.Затулина. А вскоре отрывки из четырех таких доносов и одной «аналитической» справки были опубликованы.
"Командиру ОКО
при комитете ВЛКСМ МГУ
ЗАТУЛИНУ К.
от сотрудника ОКО Косого М.
РАПОРТ
Довожу до Вашего сведения:
1. В последнее время в общежитиях ходили разговоры, что через две недели или позднее состоится выставка работ местного художника-авангардиста Сидорова.
2. По данным нашего стажера Жабина, студент 1-го курса философского факультета А.Кадяйкин отличается чертами, не вполне типичными для советского студента:
а) Поддерживает тесные контакты с Сидоровым и прочими хиппи, причем на религиозной почве.
б) Состоит на учете в КГБ.
в) Контактировал через кафе "Турист" с журналистом Юрием Щекочихиным, прославившимся в "ЛГ" глубокими симпатиями ко всем альтернативным движениям..."
( Read more... )
Ныне патриотит уже в рядах «Едунов России» - главным образом, на Украине. 20 мая 2005 была возможность показать себя патриотом и на родине: проголосовать в Государственной Думе против отдачи Китаю речных островов на Амуре и Уссури.
Патриот Затулин однако … при голосовании воздержался.