«Если бы Медведев был хоть немного самостоятельным человеком, он мог бы создать абсолютно новую партию в свою поддержку».
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсант
— Медведев сможет возглавить обновленное «Правое дело», перейти, пусть карикатурно, но в оппозицию?
— Если Путин велит, он возглавит. Может быть, «Правое дело» хотело, чтобы Медведев возглавил ее, но зачем это ему, зачем это его начальнику Путину? Даже если бы Медведев был самостоятелен, зачем ему возглавлять партию с электоратом менее семи процентов? Вопрос в том, для чего Медведев должен возглавить эту партию. Если Путин повелит сделать лояльную оппозицию, тогда Медведев будет марионеткой Суркова и все. В нашей стране Сурков — это первый вице-премьер по имитации демократии, по выборам, парламенту, по политическим партиям. Если же Медведев придет, чтобы сделать «Правое дело» реально оппозиционной, то ему я бы посоветовал возглавить лучше «Солидарность». Каспаров с Немцовым ради бывшего президента подвинутся.
— А есть у Медведева шанс стать лидером легальной оппозиции Медведев? Может он превратиться во что-то вроде Сергея Миронова времен руководства «Справедливой Россией»?
— «Справедливая Россия» зафрондировала и выдвинула социальные лозунги, правда, мало кому известные. На честных выборах они даже смогут получить не один или полпроцента, как «Правое дело», а целых три. В этом смысле для Медведева, конечно, три лучше, чем один. Но на таких выборах, какие у нас обычно происходят, фигура Медведева не особенно важна — результат будет зависеть от того, что [главе Центральной избирательной комиссии Владимиру] Чурову скажет Сурков, а Суркову — Путин. Если бы Медведев был хоть немного самостоятельным человеком, он мог бы создать абсолютно новую партию в свою поддержку.
— Кто бы в нее вступил?
— Предположим, правое крыло «Единой России», так называемый «Клуб политического действия «4 ноября». Там состоят крупные бизнесмены, относительно либеральных взглядов, которые на своих заседаниях говорят какие-то оппозиционные речи. В этом клубе состоят более-менее интеллектуальные люди, по сравнению с человеком-Грызловым. Возможно, к этому примкнули бы адепты «Правого дела» с деньгами. Конечно, чтобы не портить имидж новой партии, они про «Правое дело» умолчат. «Правое дело» — единственная партия, которая еще менее любима, чем «Единая Россия». Если «Единую Россию» называют «партией жуликов и воров», то «Правое дело» — справедливо или нет — считают партией очень богатых жуликов и воров. Чем эта партия известна? Тем, что там состоит прокремлевское крыло бывших правых сил (чубайсовцы).
Эти люди на самом деле часто скрывают, что они состоят в «Правом деле». Особенно в российских губерниях. Я не говорю про чиркуновскую губернию (Пермский край возглавляет человек по имени Олег Чиркунов. — «Соль»), я имею в виду какой-нибудь край, где правит праведный единоросс. Там чиновники-праводельцы скрывают, что они члены этой партии. И баллотируются как независимые кандидаты.
— Они теперь могут тайком перейти в «Общероссийский народный фронт».
— Могут, потому что народный фронт не партия.

«Если «Единую Россию» называют «партией жуликов и воров», то «Правое дело» — справедливо или нет — считают партией очень богатых жуликов и воров».
Фото: Василий Шапошников / Коммерсант.
— Нам грозит в ближайшее время мечта всех постсоветских политиков — двухпартийная система?
— Нет. Слишком разнородная страна.
— В таком случае, что нужно, чтобы создать в России полноценную многопартийную систему? Чтобы не только «Единая Россия» и необязательный разноцветный гарнир к ней.
— Реальная многорпартийная система в России была дважды — в начале XX века, между 1905 и 1917 годами. И при Ельцине. Хотя, конечно, управляли государством не через партии, но был питательный бульон. Затем была развилка, и был шанс идти демократическим путем, но мы пошли по пути Мексики
— Что предпринять, чтобы Россия вступила на цивилизованный путь? Прогнать Владислава Суркова из Кремля? — Я не думаю, что Сурков доживет до этих дней при его-то образе жизни. Да и мексиканский вариант прошлого века не самый положительный для России. Оптимальный пример — Украина, Молдавия, с оговорками Грузия, Прибалтика. Эти страны уже идут по европейскому пути развития.
— «Партия любителей пива», от которой вы шли на выборы в
— Я думаю, что существование таких партий положительно влияет на политическую жизнь. Хотя я лично участвовал в той избирательной кампании больше ради прикола.
Мы противопоставляли себя «партиям любителей водки» — «Нашему дому — России» Черномырдина и КПРФ Зюганова. Я, кстати, не был членом «Партии любителей пива». Я обещал генеральному секретарю ПЛП Косте Калачеву, что если мы пройдем (а в случае получения нами пяти процентов я тоже попадал в Думу), то я вступлю в партию. Но голосовать, как партия прикажет, я бы не стал и вообще собирался отдать свою голосовательную карточку «яблочнику» Сереже Митрохину — пусть он голосует: у меня времени нет, я книги пишу.
У меня есть и своя партия — «Субтропическая Россия». Центральным пунктом нашей программы является введение субтропического климата по всей России — и зимой и летом должна быть температура плюс 20 градусов по Цельсию. В избирательный список ПЛП я вступил как представитель «Субтропической России», потому что нас не зарегистрировали. Мотивация отказа в регистрации — пингвины вымрут. Где они нашли в России пингвинов, кроме зоопарков, я не знаю, наверное, с белыми медведями спутали. «Партия любителей пива» одобрила наш лозунг, потому что при плюс 20 пиво пить приятнее.

«Сегодня создается впечатление, что Путин не оставит в кресле Медведева, а пойдет сам или поставит шофера своего «Мерседеса»»
Фото: Александр Миридонов / Коммерсант
— В Голландии существует партия защиты прав педофилов с лозунгом «Мы собираемся разбудить Гаагу». В России такая партия может появиться?
— Если в России снимут с контроля эту политическую часть, начнут регистрировать партии, то и «Любители пива», и «Субтропическая Россия» имеют хорошие шансы участвовать в политической жизни. «Партия любителей пива», может быть, даже пройдет в парламент. По крайней мере, в
— А какие еще новые, но более серьезные партии могут появиться и получать поддержку?
— Я думаю, что какие-нибудь региональные, например, из Сибири или Дальнего Востока, партии этнических автономий. Или национально-религиозные. Они смогут быть в парламенте. Может появиться троцкистская партия. Может появиться и партия одного лидера. Например, партия монстрации художника Лоскутова. Или партия группы «Война».
Из демократических сил наиболее значительную поддержку получит «Яблоко» (это не значит, что они всех победят, но
— Какая политическая сила будет лидировать при таком раскладе? — На первых порах националистические партии. Их потенциал сегодня около 30 процентов. Неизбежно их будет несколько, и пара-тройка пройдут в парламент. Но объединиться они не смогут — гарантированно лидеры будут враждовать. На втором месте левые — какие-нибудь наследники КПРФ.
— В завершении спрошу о предстоящих выборах, не гипотетических, а настоящих. Какой будет итог, прогнозируете?
— «Единой России» запишут
— Кто будет президентом?
— Как Путин решит. Сегодня создается впечатление, что Путин не оставит в кресле Медведева, а пойдет сам или поставит шофера своего «Мерседеса».