Несмотря на очевидное раздражение населения действующим губернатором, Кремль сохранил в Приморье статус-кво.
Депутаты Заксобрания Приморья 11 января на внеочередном заседании переизбрали на пост губернатора действующего главу региона Сергея Дарькина. Кандидатуру Дарькина, напомним, внес 5 января на рассмотрение парламента президент Дмитрий Медведев. Депутаты поддержали действующего главу практически единогласно: из 32 парламентариев, 31 проголосовал «за» переизбрание действующего губернатора, и только один – «против».
В чем секрет политической живучести одиозного главы Приморья, рассуждает президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский.
«СП»: – Владимир Валерианович, почему все же на Дарькине свет сошелся клином?
– Думаю, так решил Путин. Губернаторов по-прежнему назначает Путин, и никакие разговоры о модернизации сильно на это не влияют. Какими он соображениями при этом руководствовался? Думаю, философскими: Владимир Путин при прочих равных всегда сторонник сохранения кадрового статус-кво.
Потом, Дальний Восток – это место, где происходят социальные волнения. Там, например, родилось в прошлом году движениие ТИГР. Сначала они были против запрета праворульных японских автомобилей, но быстро перешли к политическим требованиям. Одно из этих требований, между прочим – отставка премьера, смена большей части правительства [и восстановление выборности губернаторов].
Из этого вытекает еще одно соображение: Путин не любит уступать. Ясно, что раз ТИГР выступает против губернатора, требует его смены и смены правительства – значит, по логике Путина, надо не отдавать им губернатора. Видимо, Путин считает, что Дарькин более-менее справляется с социальными волнениями, а будет ли справляться новый человек – еще неизвестно. Есть ведь и другая тактика: если в народе неспокойно, надо снять чиновника. Но этой тактики Путин никогда не придерживался.
«СП»: – Ситуация с Дарькиным как-то связана с саммитом АТЭС. Есть версия, что под саммит в Приморский край закачали такие астрономические деньги, что снимать губернатора просто опасно, иначе они просто пропадут. Это так?
– Думаю, деньги и так пропадут, при таком-то губернаторе. Ну, все не пропадут – мероприятие-то нельзя не провести. Оно будет проведено, просто денежки будут попилены – но это нормально для России. Я бы сказал, наоборот, если бы сейчас Дарькина сняли, все бы говорили, что это сделано в связи с саммитом, чтобы убрать одиозного губернатора. Но вот не убрали Дарькина – и саммит привязывают к нему с другой стороны. Думаю, для азиатских стран не так важно, что думает народ о губернаторе. Нелицеприятные публикации о нем были, опровергнуть их Дарькину не удалось. Кроме того, известно, что карьера Дарькина отчасти связана с женами: первая его супруга была дочерью первого секретаря крайкома КПСС, а последняя – актриса драматического театра, вдова совершенно определенного бандитского авторитета (Игоря Карпова, по кличке Карп, убитого 1 мая 1998 года - прим. ред.).
«СП»: – Но у нас многие губернаторы – не ангелы…
– Да, редкий губернатор в нашей стране в той или иной степени не преступник. Но обычно сфера правонарушений чиновников и бизнесменов на губернаторском посту – это коррупция, но не вульгарные криминальные деяния. И только про Дарькина говорят, будто он – из бандитов.
«СП»: – Дальний Восток сначала курировал Виктор Иванов, потом его сменил Дмитрий Козак. А как с ними соотносится Дарькин?
– Дарькин со всеми начальниками умеет налаживать отношения. Когда его выбирали в 2001 году, политика Кремля была такая: не пустить на пост губернатора Виктора Черепкова. Но после того, как Черепкова сняли с выборов, вылез Сергей Михайлович. Это выглядело немного стремно, но Дарькин сумел наладить отношения с кремлевскими представителями, через которых убеждает и Кремль в своей лояльности. Что, собственно, и нужно Кремлю от губернатора: лояльность и тишина в регионе.
«СП»: – Но тишины у Дарькина нет?
– Да, но это обусловлено отчасти объективными обстоятельствами и ошибками самого Кремля – ну дался им этот правый руль! Наконец, есть еще один фактор, который находится в сфере слухов: губернатору нужно платить дань определенным кремлевским чиновникам. У каждого губернатора есть свой определенный сеньор в Кремле, и вассал должен платить феодальную дань. Подчеркну, это – по слухам. Еще лучше платить нескольким – это дороже, но надежнее. Я не знаю, кто сеньор Дарькина в Кремле, но он, видимо, есть.
«СП»: – Относительно недавно в окружении Дарькина прошли аресты, были заведены уголовные дела на его людей, включая вице-губернатора. В 2008 году были проведены обыски у самого Дарькина – на работе и дома. Это никак не повлияло на его позиции. Почему?
– Выходит, что не повлияло. Почему там это происходит? Борьбу кланов никто не отменял, в том числе на региональном уровне. На Дальнем Востоке точно такая же клановая структура, как в Кремле или Белом доме. Поэтому у Дарькина, естественно, есть клановая оппозиция – административно-экономические или криминально-экономические группы, которые против Дарькина интригуют. Кроме того, если Дарькин ведет себя – надо признать – осторожно и разумно, то некоторые из его заместителей бандитствуют внаглую, что называется, подставляются. Но у конкурентов Дарькина нет серьезных покровителей в Москве, или они гораздо слабее, чем покровители Дарькина.
«СП»: – Дарькина переизбрали. Что-то изменится от этого в регионе?
– Думаю, если центр не будет настаивать на очевидных глупостях, вроде запрета праворульных машин, все в Приморье будет как было. Кроме того, не стоит забывать, что система назначения губернаторов, введенная Путиным, держит губернаторов в подвешенном состоянии, любого из них можно снять за пять минут.
Медведев перестал менять губернаторов, как перчатки
Президент Дмитрий Медведев в новогодние каникулы назначил глав шести cубъектов федерации. В Волгоградской области и республике Коми появились новые руководители. Cохранили свои посты главы Приморья, Курганской области, Республик Марий Эл и Алтай.
Губернаторов шести регионов Дмитрий Медведев назначил исходя из списков кандидатов, предложенных партией «Единая Россия», — по вступившему в силу с 1 июля 2009 года порядку назначения губернаторов, кандидатов президенту представляет партия, имеющая большинство в местном законодательном собрании.
До «новогодних» назначений президент по новому порядку успел назначить глав двух регионов: астраханский губернатор Александр Жилкин свой пост сохранил, а в Свердловской области Эдуарда Росселя сменил Александр Мишарин. В новом «пакете назначений» новичков оказалось двое — в Коми Владимира Торлопова сменил его первый заместитель Вячеслав Гайзер, а в Волгограде Николая Максюту — вице-губернатор Анатолий Бровко. В Приморском крае, Курганской области, Республиках Марий Эл и Алтай остались прежние руководители — Сергей Дарькин, Олег Богомолов, Леонид Маркелов и Александр Бердников соответственно. Таким образом, из восьми назначенных по новому порядку губернаторов пятерым удалось сохранить свои посты. В начале своего президентского срока Дмитрий Медведев менял губернаторов гораздо активнее. Так, в 2008 году из 12 назначенных губернаторов 10 были новичками, а в 2009 году до вступления в силу нового порядка таковыми оказались 7 из 10.
http://svpressa.ru/politic/article/19431/