На мирно спящем сознании Книга
Марка Семёновича Солонина "
Новая хронология катастрофы. Одесса-Киев" производит несколько лучшее впечатление, нежели почти вся предшествующая творча этого автора. Похоже, инженерные навыки, не вполне утраченные за три десятилетия после
Куйбышевского авиационного института, не позволили отправиться в очень уж далёкое заблуждение. По крайней мере здесь уже нет попыток, как в книге "
На мирно спящих аэродромах", рассказывать о манёврах, способных компенсировать разницу в скорости на добрую четверть: в своё время мне довелось напомнить автору, что эти манёвры равнодоступны всем участникам воздушного боя, так что разность скоростей остаётся.
Тем не менее в книге более чем достаточно взаимоисключающих утверждений. Например, автор сообщает о катастрофической нехватке в стране к 1941-му сколько-нибудь квалифицированных инженеров -- и тут же предлагает сосредоточить усилия на выпуске не самолётов, а высокооктанового бензина, как будто уже имеющихся инженеров (и производственные мощности) можно в одночасье перенацелить на принципиально иную группу технологий. Он упоминает моральное устаревание значительной части германского авиапарка -- но рекомендует советской авиапромышленности не разрабатывать перед войной новые типы самолётов, а ограничиться глубокой модернизацией уже имеющихся, хотя немецкий опыт такой модернизации перед войной и по ходу неё достаточно убедительно доказал ограниченность модернизационного ресурса любой конструкции.
Хватает и злоупотребления послезнанием. Например, автор убедительно опровергает изначальную ориентацию МиГ-3 на задачи ПВО, ссылаясь на изобилие этих истребителей в западных округах, причём в обычной полевой авиации, где столь высотная машина, судя по опыту войны, оказалась практически не востребована. Но сам этот опыт представляет собою классическое послезнание: перед войной и даже во время Битвы за Англию перспективной стратегией всей авиации считался уход на большие высоты, и МиГ-3 проектировался именно исходя из этого общепринятого мнения. Автор же, похоже, намекает на то, что наличие МиГ-3 во фронтовой авиации указывает на подготовку СССР упреждающего удара.
Между тем приводимая самим автором хроника боевых действий авиации Одесского и Киевского военных округов (с начала войны -- Южного и Юго-Западного фронтов) доказывает: даже если первоначальные планы высшего военного командования и предусматривали какие-то действия, нацеленные на подавление противника на его территории -- фактически для выполнения подобных планов не делалось ничего.
Основная часть книги как раз и посвящена описанию профессиональной непригодности всех уровней руководства советской авиации. Остаётся лишь гадать, сколько архивных материалов (чью недоступность автор красочно живописал в предыдущих своих трудах) пришлось перелопатить, дабы выстроить столь убедительную картину. Судя по редакционной аннотации, автор изучил тысячи страниц, из которых в книгу вошло несколько десятков, причём окрашенных в один и тот же чёрный цвет. Надеюсь, следующие исследователи этой темы не дадут столь же сильных оснований для подозрения в выборочном цитировании.