Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Сибирской Васечка ([info]bace4ka)
@ 2008-03-22 16:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Я своими пустыми руками обниму свой последний конвой

1. Зима всё никак не может кончиться и можно до сих пор кататься на коньках. В моём детстве никаких коньков не было, а в эту зиму в Тобольске позаливали пришкольные стадионы и стали возле них давать коньки на прокат - я даже и не ожидал, что эти стадионы можно для чего-то использовать. Когда мне было четыре года, возле нашей общаги был большой стадион-каток и на нём катались, мама с тётей Людой что ли купили мне даже коньки и как-то вечером вывели поводить по снегу - чтоб привык, но на том всё и кончилось. Времена изменились, всем стало почему-то не до коньков и стадион при 28-й общаге в 6-м на моей памяти вроде больше не заливался. Научился кататься я в итоге в 25 лет, а регулярно кататься стал только в эту зиму. Катается много молодёжи и это хорошо - есть чем заняться, в этом плане им лучше, чем нам.
2. Прочитал Капитанскую дочку. Не забуду как читали мы её в восьмом классе. В начале учебного года, сразу после скандала с вытуриванием прежней учительницы по литературе, все сидят подавленные этой постоянной осенью переходящей в зиму (в повести, за окном было начало октября, вроде), непонятными отношениями людей (машино желание счастья грнёву с его потенциальной суженой после отказа родителей благословить брак казалось нелепостью, глупостью, чем-то непонятным как и множество других мелочей и подробностей), вообще всей этой мрачной давящей атмосферой КД. Новая учительница что-то выдавливает там из нас, я пытаюсь уныло отвечать на вопросы, касающиеся истории, потому что остальные вообще не бельмес (я настроен резко против изгнания прежней учительницы и против новой соответственно, но так уж и быть...).
Сейчас всё значительно лучше, конечно. И подробности и намёки куда понятнее. То тут, то там проглядывают честные служаки, смирившиеся с культурно-ценностным выбором государства, но в личной жизни пытающиеся продолжать свой старорусский, полу-криптохристианский быт, неприятно прочитываются мелкие подробности расслоения на природных дворян и холопей - людей разной природы и разных миров, которое совсем скоро станет таким непреодолимым и трагическим, проговорки христианской ценностной системы, въевшейся в плоть и кровь, но увы, кажется оставленной разумом, параллели бытовых и географических деталей с Домовой летописью. Концовка весьма нереалистичная, как, впрочем, и вездесущие козни вездесущего Швабрина. Прочитав "выкинутую главу", понимаешь, что после завязки каждая глава - это абстрактная сцена, на которой размещена одна и та же схема героев и связей страстей: главный герой, баба главного героя его возлюбленная и некие силы препятствующие их счастливому воссоединению, сначала всякие обстоятельства, потом постоянные козни почти демонического Швабрина (хотя столкновение двух молодчиков за женщину в изолированном пространстве на самом краю цивилизации я готов почесть за реалистичное). Эта схема наверное соответствует некоему положенному образцу, не очень ясно с какой целью АС повторяет её несколько раз, вообще литературовед из меня хреновый, всё что читал из критики, только это...
Тут много можно размышлять и делать историко-социологические заключения, но наверное надо покрепче подумать...


Васька и Васечка

Коридор, тихий стук,
Мой испуг, твой обрез,
        встреча как итог разлук,
        драки как антракты пьес,
Лживых лет громкий быт,
Тихий крик там, где нож,
        за спиной огромный опыт,
        за спиной дырявый грош.

И на снегу
        одни и те же имена,
Подними меня,
        Родина.

С тонких рук мелкий дождь,
Зреет гроздь точных фраз,
        на столе холодный вождь,
        мы живем в последний раз.
Первый класс, первый бой,
Дикий вой черных дыр,
        будет первым рядовой,
        будет трусом командир.

И на снегу
        я вижу те же имена,
Удержи меня,
        Родина.

Все внутри, все насквозь,
Тайных грез страшный груз,
        мертвый дедушка Мороз
        нервно крутит белый ус,
Из дерьма да в окно,
Как слепой, этот гвоздь
        между небом и землей
        застревает, словно кость.

И на снегу
        опять все те же имена,
Ты прости меня,
        Родина.


(Добавить комментарий)


[info]poli_kolozaridi@lj
2008-03-22 12:13 (ссылка)
Как здорово... а в Томске, кажется, катки уже тают.
Я за всю зиму так и не покаталась, а вот сейчас почитала Вас и захотелось.

интересно, вот как раз связанность классиков с их культурным опытом подчёркивалась в школе и казалась такой скучной и неочевидной. Вероятно, дело в мотивации... или порядке освоения школьной программы... не знаю даже. Хотя, может быть, школьникам это необязательно изучать, главное понять, что так можно читать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]wasunchik@lj
2008-03-22 16:06 (ссылка)
да тута тоже должны были потаять, но искусственному льду хватает и 0, -1 температуры. крытого льда у вас нет?

хорошая у Вас школа была, я вообще не помню с чем там у нас классиков связывали, пару интересных мыслей вынес разве что, я русскую литературу только сейчас начал осваивать, во-первых потому что, как оказалось, там перетирают "вечные" русской религиозной интеллигенции вопросы, а во-вторых, потому что это восприятие истории делает более интересным

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]poli_kolozaridi@lj
2008-03-22 16:18 (ссылка)
неа, крытого нет. Всё собирались сделать, но как-то не случилось.

Да, литература преподавалась неплохо. Хотя своеобразно, конечно.
Но мне кажется, это и неплохо, что вы уже во взрослом состоянии её воспринимаете. получается, вероятно, более комплексно. меня пока только на перечитывание в этом плане хватает. Так Анну Каренину и не прочла :(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wasunchik@lj
2008-03-22 16:38 (ссылка)
будет, года через-три четыре. небольшой, но будет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mmorskaya@lj
2008-03-22 14:23 (ссылка)
Аналогичная ситуация с катанием на коньках. :) Вывели, поставили, поводили и - ку-ку. Отличие в том, что до сих пор и не научилась. А ведь под боком - тренер по фигурному. Эх... Почти сапожник без сапог.

А учительницу по литературе тогда как-то нелепо вытурили. Русский она вела ужасно, правда, но литературу я у неё просто обожала. И проходили мы на литературе не всегда то, что по программе должны были - и это как раз было здорово! Никаких тебе Чеховых, зато "Маленький принц", "Приключения Робинзона Крузо", отрывки из "Отверженных"... Классно было.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]wasunchik@lj
2008-03-22 16:00 (ссылка)
а я ещё те коньки детского, тридцать какого-то размера ещё долго созерцал, много лет, в том числе и когда ноги мои решили взять рубеж размера сорок последнего - чего-то мы эти коньки взяли в новое жильё и долго не могли выбросить. так что долгое время коньки для меня были символом обречённой какой-то неудачливости и позора, что вот елы-палы... не умею кататься. так что решительный шаг на 26-м году жизни, через 21 год после первых коньков как-то укрепил веру в себя...

ИЛ вытурили вполне понятно почему. там всё закрутилось вокруг нашего класса - наша классная была женщина слабых педагогических наклонностей, да ещё вела немецкий, который почти никто не учил, а ИЛ вела навалом всего (вкупе с добровольно-принудительными факультативами по русской поэзии и ещё чему-то) и выдвинулась в фактические руководители класса. ВА довольна, ясен пень, не была, нашла общий язык с Галиной Николаевной, поставили в вину ИЛ именно её нестандартную программу по литературе, ИЛ проявила неуступчивость как старая еврейская дама со скверным характером (чего и не скрывает), чего уже и Николай Дмитриевич не вынес... класс разделился по вопросу огорчаться или нет уходу ИЛ, но недовольных, хулиганов и прочих подстрекателей в последующие два года хватало, так что класс в итоге разогнали как зело хулиганский, процентов на 60 обновив состав
а русский, по мне, ИЛ ведёт тоже лучше всех в городе.
по литературе же да, никогда я так много не читал как в седьмом классе, половина всей детско-приключенческой литературы когда-либо мной освоенной, ИЛ вполне резонно заявляла, что хоть что-то в русской классике дети начнут понимать не ранее 9-10 класса. я правда сомневаюсь и в этом, ФМД в 10-м пошёл на ура, конечно, но, блин, поняли мы тогда в нём процентов 30

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mmorskaya@lj
2008-03-22 17:21 (ссылка)
По-моему, ФМД в школе проходить совсем не надо, его и в институте еще не все понимают толком. Недавно перечитывала "Братьев Карамазовых" и "Бесов". Вообще всё по-другому, как-будто впервые открыла. А потом ударилась читать его биографию, биографию его жены Анны, даже квартиру-музей посетила. Интересная у него жизнь была. Видимо, всему - своё время.

Про ИЛ теперь понятно, как-то вся эта история тогда мимо меня прошла.
Урок русского языка с ИЛ у нас так проходил: она давала задание кому-то из нас разобрать дома самостоятельно тему следующего урока и потом провести урок для остальных. Я три урока вела. Жуть.
Тогда ведь ввели новую программу и мы учились по двум каким-то учебникам: один - теория, другой - практика, а ИЛ учить по этой фигне не хотела (так и говорила, и я ее понимаю - бредятина та еще), вот и нашла способ, как учить, но не учить. У вас такого не было разве?
Вот так вот кто-нибудь рассказывает тебе тему на уроке, потом приходишь домой, понимаешь, что ничего не понимаешь, и идёшь к маме (она - учительница русского и литературы), чтобы объяснила. Поэтому не могу сказать, что с русским тогда было супер. У нас потом срез какой-то провели, ну и срезалось большинство. Наверное, еще один повод для увольнения искали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wasunchik@lj
2008-03-22 20:02 (ссылка)
нет, у нас такого не было, толи ИЛ нас считала слабыми, толи приоритетными (в класс попали несколько детей из тех, кого она с пятого класса учила). учить учила, что-то объясняла, двойки ставила направо-налево. я в 6-м классе возомнил про себя, что у меня с РЯиЛ всё хорошо, а тут вновь был натыкан носом в известно что...

я потом сам, когда в школе работал, столкнулся с подобным педагогическим методом в том же предмете. был такой учитель Андрей Петрович - препод филфака МГУ, здоровенный дядька, бородатый, имевший грозный вид даже за едой, дети учили оба предмета у меня на географии открыто, отговариваясь тем, что это вопрос жизни и смерти, и радовались тройкам

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mmorskaya@lj
2008-03-22 20:29 (ссылка)
:)) То ли вам повезло, то ли нам не повезло. Мы ж "В" класс, на нас испытания проводили.
А "натыкивала" ИЛ знатно! Хотя мне повезло. Когда мы "Маленького принца" проходили, я ей глаза на одну картинку открыла. Не помню, кто-то там кого-то в рисунке Мал. принца проглотил (блин, стыдуха какая, надо идти перечитывать), но взрослые там видят шляпу. Я ей показала, что у "шляпы" глаз есть. И она - не шляпа, значит. И всё - признание, цветы, овации... Она меня за это полюбила. Ну, может, не только за это.

А вообще, спасибо за воспоминания. Школьные годы чудесные... Жаль, на встречу выпускников не удалось выбраться.

(Ответить) (Уровень выше)