(no subject)

« previous entry | next entry »
Nov. 29th, 2018 | 04:13 pm

Джордано Бруно, по мнению Гегеля, бросил вызов всей католической церкви, чьё учение строилось на чистом авторитете. Давила церковь своим авторитетом ученых, как клопов.



История и Джордано, и его современника Галилея однако учит несколько об ином. Католическая церковь спонсировала и организовывала состязание ученых мнений, оплачивала преподавание и всячески способствовала развитию наук в переломное время Реформации и Контрреформации. Свой авторитет католическая иерархия охраняла исключительно в области теологии, всячески стараясь выделить и огородить её от науки, причем в то время это было очень непросто, поскольку на роль науки претендовало часто черти что.

Реформаторы - лютеране же Бруно просто отлучили от церкви, что было практически равнозначно заочному смертному приговору, а Кальвин высказался в том смысле, что Коперник со своей астрологической системой - это опасный безумец, что было тоже смертоносным предупреждением, как станет ясно далее.

Так что Бруно не зря бежал от лютеран, не пытался соваться к женевцам, и нашел приют в католических землях.

По Бруно, вселенная не просто бесконечна (что в отдельном виде было бы научной гипотезой), но и состоит из субстанции Чистого Духа - эфира. Именно этот эфир поддерживает движение космических тел по правильным траекториям и приводит весь мир в гармоническое состояние. Благодаря этому духовному эфиру в мире возможна магия, которую ученый человек умеет обращать на свою пользу. Движение планет приводит эфир в состояние вибраций, которые передаются на Землю и поэтому полезно изучать астрологию, для которой астрономия является только начальной ступенью, необходимой для расчетов. Принятая в католической церкви того времени система мира по Птолемею плоха даже не тем, что по ней плохо считать и строить гороскопы, а потому что она, как полагает Бруно, вводит в заблуждение относительно места человечества и человека. Центр мироздания не на Земле, а на Небе; земля лишь жалкое подобие гармонии небесной.

Это гностический или неоплатонический пантеизм, но безусловно не христианство, и вызов католической церкви не от имени новейшей науки, а от имени давно известных ложных учений, с неким лоском новейшей фантазии.

Бруно учил не столько науке, - все его ученые посты и попытки занять математические кафедры были неудачны, - сколько симпатической магии, и написал о магии несколько фундаментальных трактатов.
Инквизиции его сдал венецианский дож, которого Бруно взялся обучить искусству абсолютной памяти, алхимии и магии. За пару месяцев венецианцу стало ясно, что перед ним банальный мошенник, Бруно приготовился бежать, но был передан полиции. Поскольку мошенничество все же было небанальным, но носило мистический характер, а также постольку, поскольку Джордано Бруно был монахом, принадлежал Доминиканскому ордену и принес соответствующие клятвы, очевидным образом нарушенные, жуликом заинтересовался Рим. С Бруно очень долго возились и тетешкались, прежде чем нашли его безнадежным, хотя не могли понять и разбирались тщательно целых семь лет - это он нарочно врет, или сошел с ума, или просто заблуждается и его можно переубедить.

С другим вруном и нахалом, Серветом, Кальвин в Женеве не стал тетешкаться. Я уже об этом писал, но не грех повторить. Обвинения были очень похожими, и история еще более концентрированная - Сервет был передовым для своего времени медиком, который решил, что может вмешиваться и в теологические вопросы, а также в проблемы права, раз уж вопросы анатомии он решает на уровне выше Аристотеля. Он предложил не только завирательные толкования Библии, но и либерализацию законов для лиц младше 18 лет, - то есть полную безответственность молодежи перед законом. Твори что хочу. За что ему досталось не только от Кальвина, но и от городских властей, напуганных подстрекательством к беспределу. Для разбирательства кальвинистам однако хватило двух месяцев и Сервет был сожжен сообразно нравам своего времени.

Далее, все в общем-то известно, но акцент истории у Гегеля стал совершенно ложным, а за ним и марксисты-ленинисты подхватили эту песню о прогрессивном Бруно и регрессивных католиках.

Другое мое любимое заблуждение новейших времен - о том, что дух капитализма открыла именно Реформация. Между тем самый великий предприниматель всех времен и народов - Якоб Фуггер, - принадлежит католической церкви. В качестве банкиров Фуггер сначала выбрал швейцарцев, но когда в Швейцарии началась и пошла по нарастающей заваруха с брожениями реформаторских умов, он перевел капиталы в Ватикан, эдак за тридцать лет с гаком до утверждения Кальвина в Женеве и появления первых признаков "протестантского капитализма".

Этот старший современник Лютера, международный предприниматель, филантроп, католический клерик и официальный церковный служитель, однако никогда не живший в монастыре и не служивший мессы - до сих пор не превзойден ни по сумме оборотного капитала, ни по накопленным сбережениям.

Его состояние к моменту кончины оценивается в 400 миллиардов (!) долларов на наши деньги (2016).

https://www.amazon.com/Capital-Finance-Age-Renaissance-Connections/dp/B009C2ZSS6

Им же построен целый городок с благотворительными целями, причем Фуггер и тут превзошел своих протестантских последователей включая и Генри Форда - не по размаху фордистских начинаний (которые сворачиваются на глазах), а по прочности и долговечности.

https://en.wikipedia.org/wiki/Fuggerh%C3%A4user
https://en.wikipedia.org/wiki/Fuggerei

В этом городке до сих пор живут - правда уже не бедные ремесленники, а пенсионеры. Но квартплата все та же - на наши деньги 88 евро центов год.

И по-прежнему помимо квартплаты обязанность каждого жителя этого благостного кооператива, - три католические молитвы в день, в память Фуггера.

Link | Leave a comment | Add to Memories


Comments {0}