Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bars_of_cage ([info]bars_of_cage)
@ 2004-08-14 01:46:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
про таких было сказано, что они соль земли
Сегодня вспомнил вдруг стариков, у которых мы жили с отцом несколько дней в Пертоминске. Его звали Адам Степанович, ее Татьяна Ивановна. А.С. был на костылях, в войну он потерял ногу – как потом рассказал, по недосмотру хирургов, что-то оставивших в ране. Но это его и спасло, как то ли признавал он сам, то ли это я сейчас уже договариваю за него. Татьяна Ивановна тоже рассказывала про войну, как они ходили в море на карбасах, ловили сельдь, одни бабы, по колено в ледяной воде. У них была квартирка в бараке, перед окнами нечто вроде хозяйства – сарай, там бегал огромный радостный пес на цепи и проволоке, и стояла мотоколяска, которую А.С. как ветерану была выдана. На ней он гонял по единственной улице Пертоминска, пожимая железные рычажочки внутри баранки и поднимая песчаную пыль. Кроме пса, у них жил рыжий кот, с парализованными задними лапами, который научился подбрасывать заднюю часть туловища вверх и ходить на передних лапах, как акробат – и смешно, и жутко. Излишне говорить, что тогда никакого символизма в таком хождении я не видел, никакого отблеска на советскую жизнь. Помню прекрасно, как А.С. вырезал из березы новое топорище для моего любимого топорика, с которым я не расставался, попутно показав, что нужно забивать дерево в железо, а не насаживать железо на дерево - нарочив пройму топора на топорище, бить молотком по другому концу топорища, держа при этом изделие на весу. Закон инерции, да, - но так волновало это чудо, когда от аккуратного постукивания топор поднимался все выше по топорищу! Не выцвело оно и теперь, когда приходится вытесывать из ножки стула новую ручку для молотка, предвкушая миг адам-степановичевой науки.

Но я рассказываю эти байки только потому, что только их я и могу рассказать. А главного – того, каким сердечным теплом были полны эти старики, тогда еще бодрые и полные радости, - хотя от радости жизнь, вроде бы, должна была их навсегда отвадить – этого рассказать я не могу. Могу только заявить, что и делаю. А.С. и Т.И. были лучшие люди, каких я встречал в своей жизни, и как-то – давно, лет 10 назад – помню, так же однажды просто вспомнил их, и от силы этого воспоминания сразу потекли слезы. Давно померли, конечно, пусть земля будет им пухом.

Что-то сравнимое с их простым и естественным теплом – как солнце греет просто потому, что это ему свойственно – я видел только там же, на севере, в деревне. Мы с отцом шли по улице, и он увидел впереди у вросшего в землю дома какую-то древнюю старуху, и к ней радостно побежал, - а она его издалека по имени-отчеству уже выкрикнула, интонациями какими-то небывалыми, замшелыми, зелеными, с мелодикой седой древности, что-то в роде тех седых лишайников, что висят на елках в чащах и липнут к лицу бродяги (это все слышно было и десятилетнему городскому парнишке) - и обняла его, насколько ей позволял ее крохотный рост. И дальше отец и старуха обменивались понятными какими-то репликами, на русском языке, как они не виделись сколько годков и пр., хотя слова эти значили что-то другое, и я слушал это как иностранный язык. Я тогда не понимал, конечно, ничего, - просто смотрел во все глаза как на чудо, курьез, - но сейчас, на эту картинку глядя, явственно вижу, что тогда будто приотворилось окошко в старый, давно утонувший, мир, - Прасковья Никитична ее звали, кажется, – и из этого окошка изливались на моего отца небывалый жар, искренность, забота, невозможного градуса доброжелательность, бесконечный юмор, - исходя из этой земляной старухи, ростом с пень и с кожей на лице, как пень. Еще, помню, удивило, насколько привычно проскользнула в ее быстрой ласковой речи к отцу какая-то пришедшаяся к делу ветхозаветная история, то ли филистимляне или еще что, словно она вспомнила к месту какую-нибудь домашнюю утварь. Потом я спросил отца, откуда она такие вещи знает, и он ответил, что она любой эпизод из библии тебе наизусть перескажет, а больше, наверно, и не читала ничего в жизни. («А разве не отбирают, если найдут?» – спросил я на это, помнится). Но и это все, опять, ничего не говорит о той П.Н., которая тогда обрадовалась моему отцу, - который, как я потом узнал, единственный во всей деревне не считал ее выжившей из ума. То чувство, которое заполняло эту П.Н. всю, точнее всего назвать любовью, но любовь – чувство возвратное, а ее любовь словно расходилась от нее как свет от лампочки, и падала не только на людей. Ее полносердечие было простым и неразумным, как дыхание. Это все слова, и мне не хватает их, они падают, как мячики, сколько бы я ни пытался заставить их присоединиться к пролетающим на юг птицам.

Пусть меня хватит хоть на прямой вопль. Эти старухи, которые сохранились до 1970-х только потому, что их не было куда дальше севера ссылать, и некого было больше у них отбирать и убивать, - уж все были отобраны и убиты – и никому они не были уже больше нужны, как отбросы и истлевшие пни, на который уже и кирзовый сапог гадливо не поднимется – в них только сохранилась последняя искра какого-то прекрасного костра, который все, затух, и ни в каких потугах нового кислого почвенничества уж никогда не блеснет. Мой отец еще застал последний огонек, а я углядел еще отблеск в его глазах. А тем, кто меня моложе, я могу уже только посочувствовать, и разве попробовать определить всю величину их потери.

P.S. Друзья, извините за длину. Но эти вещи кату не подлежат.


(Добавить комментарий)


[info]cema@lj
2004-08-13 19:00 (ссылка)
Спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]show_business@lj
2004-08-13 19:26 (ссылка)
И от меня спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sguez@lj
2004-08-13 20:21 (ссылка)
идите ка вы ко мне в друзья, чтобы и меня обращение касалось.

а, извините, и так касается. просто у вас неправильно написано.

правильно так: "Друзья-оф, извините за длину"

ну, первое слово дороже второго

(Ответить)


[info]signamax@lj
2004-08-13 21:14 (ссылка)
!

(Ответить)


[info]filisida@lj
2004-08-14 06:17 (ссылка)
Хорошо как Вы написали. Сразу тоже стало вспоминаться, из раннего-раннего детства. Дедушка с бабушкой, жившие в небольшом поселке под Баку, куда они попали сразу после войны... Или вот позже. Моя университетская преподавательница английского Лидия Николаевна- ей сейчас 80, она в Англии у дочери, после нескольких инсультов. Но мне так повезло- мы были последним ее выпуском, удалось много раз общаться... В ней так чувствовалось всегда вот это самое- идущее изнутри добро и свет. Муж ее, на двадцать три года ее старше, трижды сидел при большевиках, по какой-то глупости- в 1917 пробирался в университет, попал за какую-то линию фронта, автоматически стал белым. Когда не сидел- был высланным, и она неделю преподавала в Москв. а на выходные ездила к нему. И хоть бы раз услышать от нее: сволочи, что они сделали. Нет. Наоборот, когда она рассказывала, как ког-то долбали на кафедре в эпоху охоты за ведьмами: "Не могу никого винить- сама-то я не встала и не сказала слова в защиту".- "Но Л.Н.! У Вас же двое детей, муж репресированный- вы не могли, это было бы самоубийство".- "Все равно- сама я не встала и не сказала. Не могу никого винить".... Ее вера, христианство, убежденность внутри- никого никогда не винила, что кто-то (я, например, в тот момент моей жизни) не верит. Главное- что она делала и чувствовала сама....

Эти люди и есть история. Историческая память- это конкретные люди.

Только Вы не правы- это и в нас осталось. Просто нам надо гораздо больше работать, чтобы это в себе найти и поддерживать...

И еще. Любовь- это не возвратное чувство. Любовь, мне кажется- то, что чувствуешь внутри, ровным и мягким светом, постоянно, тон жизни, ее течение. Конкретные проявления- разные, может Быть, и возвратные...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2004-08-14 07:44 (ссылка)
Мы, конечно, тоже люди, и вообще, несмотря на эти «выбивания лучших», человечество как-то выкручивается. Но нам придется к душевной мускулатуре подбираться посещениями фитнес-залов, в то время как они пахали. И торс будет уже другой, хоть, может, на целлюлоиде даже повнушительней. Люди настоящие есть и сейчас, но той естественности в них уже не будет, той душевности дыхания. Просто крестьянство ушло, и тип народной культуры, весь там находившийся, полностью погиб. Народной культуры – нет больше. Ну, фольклорные ансамбли, прялки, деревяшки, головешки остались. Теперь будет только городская культура, - кстати, уже другого, «западного типа», что ли. Вот я о чем хотел написать. И, кстати, этим самым фигу показать в кармане. Потому что эпоха, когда «всем народом навалиться» можно было, потихоньку иссякла, и осталась только правда «нет ни эллина ни иудея» - правда грустная, индивидуальная как солдатский набор НЗ: спасайся сам, если сможешь. А душа, воспитанная на старых идеалах общей культуры, все зовет то «в народ», то «к топору» - неважно, куда, главное, чохом, - забывая, что окопы уже пусты, и в них бродят пионеры и мародеры.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleatorius@lj
2004-10-01 14:15 (ссылка)
очень хорошая запись - я вот про такого рода встречи с реальностью только лишь намекнуть могу - и хотя всё время отталкиваешься от факта встречи - исходишь из неё - описать её и не смог бы.
как бы тайна прошлого на мгновение проявилась - и скрылась - можно думать вдохновлённым ею - но саму описывать и не решаешься.
как седой младенец-старец явился этрускам в борозде - открыл некие тайны - и скончался.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]voroba@lj
2005-07-28 23:22 (ссылка)
а что же поделаешь, если наступает "западный индивидуализм". однако то, что было, можно удержать, сохранить - в памяти, в душе. через это становишься человеком. и через то, что приучаешь себя не быть эгоистом, но и не отрицать своей ценности.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]voroba@lj
2005-07-28 23:24 (ссылка)
да, и еще:

http://oper.ru/gallery/view.php?t=1000112434&p=0&div=103

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-28 23:27 (ссылка)
я уже сходил по этой ссылке в Вашем журнале - но не понял ни там, ни тут глубинного значения этой картинки: дурацкое сталкивание смыслов лбами, и только ((

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]voroba@lj
2005-07-28 23:41 (ссылка)
хм, я просто имела в виду, что это... эээ... не смешно. более того, это не просто дурацкое сталкивание смыслов лбами. очень часто это так и бывает. поэтому данная картинка - намного более острая, чем может показаться с первого взгляда.

хотя тут я, пожалуй, затронула не ту тему, которая была у поста изначально. тему бедственного положения стариков в нашей современной реальности. но на эту тему никому, наверное, не хочется говорить. и я это понимаю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-28 23:32 (ссылка)
конечно, время ушло, и что теперь. Правда, "индивидуализм" у нас все равно будет немного иной. Даже сам факт желания вести интенсивную переписку (я по себе это чувствую, как Вы можете видеть :) ) здесь в ЖЖ - это общеизвестный факт, это переплетение связями русского сектора LJ - показывает отличие от чисто "западного" мира, где даже с родителями поддерживаются скорее дружеские отношения, чем наши (порой мучительные) интимно-родовые, не отлипающие никогда до конца.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]arkann@lj
2005-01-09 11:23 (ссылка)
спасибо

(Ответить)


[info]lo_mar@lj
2005-07-09 23:23 (ссылка)
Очень напомнило некоторые романы совписателей, которые мне пришлось сдавать в универе. Были такие деятели, писавшие о селе -- бытоописатели, так я их называл. К счастю, сейчас и не вспомню ни имен, ни названий их детищ. Душа, которая есть у вас, живость и огнь у них даже и не проглядывали. Так, пластмассовые поделки. А вот у вас получилось очень по-доброму, без вымученности. Спасибо, что "подняли" этот пост из глубин своего журнала. Вы очень точны и правдивы в своих выводаха. Жаль, что эта эпоха ушла...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-07-10 01:36 (ссылка)
спасибо! Из "деревенщиков" был очень хороший человек и писатель Виктор Астафьев, его нельзя в общую кучу сваливать. А так, да, уныло сейчас вспоминать. А сейчас есть такой Борис Екимов, он в "Новом мире" через номер печатается, с повестями "Валенки" и пр. ))) Можно посмеяться, а можно и за ноги подвесить, как дискредитирующих великую идею русской деревни, ныне убитой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2005-10-07 01:59 (ссылка)
И Абрамов

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2005-10-07 02:01 (ссылка)
Был. Тоже нельзя в общую кучу

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tom_i_lina@lj
2007-05-26 05:14 (ссылка)
но ведь - Абрамов еще есть. К сожалению, почти забытый.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2007-05-26 18:18 (ссылка)
Абрамов, все-таки, явно не дотягивает. Увы. Прошли 20 лет, и стало ясно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]nikadubrovsky@lj
2005-07-17 08:49 (ссылка)
да, спасибо.

(Ответить)


[info]boris_vian@lj
2005-10-07 02:04 (ссылка)
Вы "Вдовы" С.Микаэляна видели? Великолепный фильм, "предперестроечный". Там вот тоже про старух

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2005-10-07 06:07 (ссылка)
нет, не видел, к сожалению, и не слыхал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]boris_vian@lj
2005-10-09 21:52 (ссылка)
Жаль. Он шел "вторым экраном" ("полуполочный" был). А когда всё можно стало и его выпустили, эффект уже не тот был. Но если придется, посмотрите...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_to_@lj
2005-10-31 11:17 (ссылка)
да...

:)

любовь она да, как солнышко светит :) Солнце светит всем (с) Я как-то раз очень сильно поняла эти слова, прямо до мурашек.

А люди к ней стремятся, наверное все-таки.

И все наши обычные человеческие любви, к родным, к любимому человеку - как обучение, наверное.. той большой любви, которая светит всем :)

Медитация - представлять себя источником теплого мягкого света :))

(Ответить)


[info]_to_@lj
2005-10-31 11:19 (ссылка)
Моя любимая бабушка тоже рассказывала мне.. Она 12 года рождения..

Но здесь не пересказать, конечно..

:)

(Ответить)


[info]lisastern@lj
2005-11-22 00:23 (ссылка)
Прекрасно. Особенно хорошо про блестки - вот именно отблески Образа и Подобия, если угодно. С удовольствием вписываю Вас в френды. А небольшое описание своих деревенских впечатлений (Ферапонтово в Вологодской области) могу прислать или у себя запостить. Кошмарная деградация, увы...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-01-27 01:23 (ссылка)
я в свое время пропустил этот Ваш коммент, извините за молчание. Сейчас только увидел. А пришлите ссылку на Ферапонтово!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lisastern@lj
2006-01-29 22:33 (ссылка)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]navuxo@lj
2006-01-22 13:35 (ссылка)
Мне повезло) не сталкиваясь в своей жизни с такими стариками, я в современной жизни нашла человека, который просто потрясает... Посланец из позапрошлого века, с атрибутами порядочности и чести.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-02-04 03:42 (ссылка)
рад за Вас.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]enfante@lj
2006-01-27 00:43 (ссылка)
спасибо донору
спасибо вам
спасибо вашему отцу
спасибо старикам

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-01-27 00:49 (ссылка)
да, спасибо им всем

(Ответить) (Уровень выше)


[info]darya_curious@lj
2006-02-04 03:34 (ссылка)
Я поняла всю силу, жертвенность, ранимость, мудрость, простоту и доброту таких людей, только после смерти моей бабушки. Она прошла фронт и потеряла всех родных (их расстреляли на ее глазах). Она до последнего своего дня оставалась очень светлой, светлой изнутри, хотя после всего пережитого сердце должно было отмереть, закрыться, озлобиться, но нет, вновь и вновь она могла радоваться людям и открывать свои сердца и объятия всем окружающим, мне, родителям, однополчанам! Она все помнила и поэтому ценила, любила жизнь и людей! Больше всего я боюсь огорчать таких людей, но они все прощают...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-02-04 03:41 (ссылка)
Да, мне даже трудно представить себе, каково это, прожить такую жизнь. Надеюсь, Вам удалось запомнить, какой была Ваша бабушка.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]darya_curious@lj
2006-02-04 03:46 (ссылка)
Я тоже надеюсь, и не только я должна, но и ее правнуки, и праправнуки должны о ней тоже знать и помнить!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bars_of_cage@lj
2006-02-04 05:01 (ссылка)
как хитро Вы зашифровали собственных детей ))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]darya_curious@lj
2006-02-05 05:44 (ссылка)
Есть немножко, но это было сделано бессознательно :)

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2006-02-10 04:32 (ссылка)
Да,стареньких жалко...пышта(потому что) молодёжь не уважает...

А вообще комменты по длине соперничают с обсуждаемым материалом...

(я не критик,а маленькая девочка:) )

(Ответить)


[info]vivalalutte@lj
2007-01-09 12:18 (ссылка)
Цените огонёк в глазах современников.

(Ответить)