Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет bohemicus ([info]bohemicus)
@ 2010-09-16 18:03:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Генерал чужой армии.

  Месяца два или три назад один мой знакомый чех посмотрел фильм "АдмиралЪ" и стал делиться со мной своими впечатлениями. Он не историк, и о Гражданской войне в России у него, как и y большинства чехов, самые смутные и неопределённые представления. Вспомнив, что среди эпизодических персонажей фильма фигурирует и Сергей Войцеховский, я спросил своего собеседника, говорит ли ему что-то это имя. Признаться, я ожидал отрицательного ответа. Тем неожиданнеe для меня была последовавшая реакция. Чех отвёл глаза в сторону и сказал: "Какой позор, что мы его выдали".
 

  В 1938 г. В чехословацкой армии служил 141 генерал - 137 чехов, 1 словак и трое русских.

  Наибольшей известностью из этих троих пользуется Сергей Николаевич Войцеховский. Он родился в 1883 г. в офицерской семье, закончил Константиновское артиллерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. Я не буду перечислять его назначения, награды и ранения. Отмечу одно: в отличие от многих других деятелей Белого движения, после гибели монархии Войцеховский не сделал стремительной карьеры. Сергей Николаевич дослужился до полковника в 1916-м и остался полковником в 1917. Он был назначен начальником штаба пехотной дивизии в январе 1917 и остался на этой должности после февраля. Само по себе это характеризует его с самой лучшей стороны.

  В августе 1917 г. Войцеховский стал начальником штаба одной из чехословацких дивизий русской армии (опять назначение без повышения), и с этого момента его судьба была связана с чехами.

                                                             
                                                                 Полковник Войцеховский осенью 1917 года
   
           

Императорская Николаевская военная академия
 
1912 (1 р.)
Константиновское артиллерийское училище
 
1904
орден Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом
 
19.05.1912
16.06.1916
 
орден Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом
 
16.02.1915
 
 
орден Св. Станислава 2-й ст. с мечами
 
16.03.1915
 
 
орден Св. Анны 2-й ст. с мечами
 
12.09.1915
 
 
орден Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом
 
13.03.1916
 
 
орден Св. Анны 4-й ст.



                                            

                                                  

                                                 


 Награды, полученные Войцеховским до февраля 1917 года


  Он был одним из тех, кто поднял восстание чехословацкого корпуса против большевиков, командовал сначала полком имени Яна Жижки, потом Самарской группой войск правительства Директории. Был произведён Чехословацким национальным комитетом в генералы.  Взял Челябинск, Троицк и Златоуст.

  В марте 1919 г. Войцеховский перешёл на службу к Колчаку (к тому времени между чехословаками и Колчаком уже были сильные трения). Командовал корпусом, группой войск, армией. Одерживал победы на простoрах от Уфы до Иркутска. Лично застрелил генерала Гривина за сомовольное оставление фронта. После смерти Каппеля завершил Ледяной поход, выведя армию в Забайкалье.

  Ряд русских источников утверждает, что после выдачи  Колчака Иркутскому Политсовету чехословацким генералом Яном Сыровым, Войцеховский вызвал Сырового на дуэль. Однако чешские источники по этому поводу хранят молчание, и я не берусь подтвердить или опровегнуть данную информацию (Сыровый был участником сражения у Зборова и завоевал на родине статус национального героя).

  С атаманом Семёновым у Войцеховского, сторонника жёсткой дисциплины, отношения не сложились. Войцеховский был направлен в Крым.

  В ноябре 1920 он ушёл с Врангелем в Константинополь.

  В 1921 году Войцеховский переехал в Чехословакию, где вновь поступил на военную службу.

  Его карьера складывалась удачно.. В 1933 г.  Ян Сыровый, покидая пост начальника Генерального штаба, порекомендовал на этот пост Войцеховского. Tот отказался от предложения, сочтя, что общественность может негативно воспринять на этом посту иностранца, к тому же белогвардейца. В чехословацком обществе того времени существовали определённые просоветские симпатии, усилившиеся после начала военного сотрудничества c CCCP.

  В 1935 г. Войцеховский был назначен командующим Пражским военным округом. Это cделало его четвёртым человеком  в иерерхии чехословацкой армии. По долгу службы ему приходилось встречаться с советскими военными представителями. Он никогда не подавал им руки и принципиально разговаривал с ними только по-французски.

                                                            Sergej Vojcechovsky 
                                           С.Н. Войцеховский в форме генерала чехословацкой армии


      Во время мюнхенского кризиса 1938 года Войцеховский занял максимально жёсткую позицию. 19 сентября Великобритания и Франция призвали Чехословакию удовлетворить требования Германии и передать ей Судеты. В этот же день Войцеховский предложил провести немедленную мобилизацию. 22 сентября в результате всеобщей забастовки и массовых демонстраций правительство Милана Ходжи пало, и пост премьер-министра занял генерал Сыровый.

  23-го была объявлена всеобщая мобилизация. Войцеховский был назначен командующим первой армии. В случае войны против неё был бы направлен удар основных немецких сил. Республика сочла старого белогвардейца самым надёжным из своих защитников.

  Однако 30 сентября президент Бенеш подписал Мюнхенский договор, и премьер-министр Сыровый отдал приказ не оказывать немцам сопротивления.

  Войцеховский боролся ещё два дня. На встрече с генералами он предложил свергнуть правительство, взять полноту власти в свои руки и защищать страну. Его не поддержали.
                                 
                                                             Image

                                    генерал Ян Сыровый. Глаз он потерял в сражении у Зборова

  Но  Войцеховский не сдался. После оккупации страны немцами он вместе с генералами Сергеем Ингром, Гуго Войтой и Йoсефом Билым стоял у истоков подпольной организации Оборона нации. Одна деталь: имя Сергей у чехов практически не встречается и воспринимается ими как типично русское. Родители назвали Ингра Яном. Имя Сергей он взял себе сам, воюя в легионе в России.

   Впоследствии Войцеховскому пришлось отойти от активного участия в подпольной деятельности. Он был слишком известен и находился под надзором гестапо. Была и другая причина его отхода от дел. Чехословацкое сопротивление в значительной мере ориентировалось на СССР, а сотрудничество между советскими и Войцеховским было невозможно.

  Видимо, это спасло Войцеховскому жизнь. Войту и Билого гестапо казнило в 1941 г. (Ингр выбрался в Лондон и стал там министром обороны чехословацкого правительства в изгнании).

  12 мая 1945 года Сергей Войцеховский был арестован в Праге смершевцами. Семью он  успел заблаговременно отправить на Запад, навстречу американцам. Его потомки и сейчас живут в Нью-Джерси.

  Советские органы вывезли из Чехословакии в СССР около тысячи русских эмигрантов. Через десять лет в Чехословакию вернулось около двухсот из них. Судьбы большинства из тех, что не вернулись, известны лишь приблизительно. В основном они погибли в лагерях. Самым старшим из них был князь Пётр Долгоруков, 1866 г. рождения, один из основателей кадетской партии и заместитель председателя Государственной Думы.

  Hикому из чехословацких русских не было предъявлено обвинение в сотрудничестве со странами Оси.

  Через неделю после начала боевых действий между Германией и СССР представители основных эмигрантских политических течений сошлись в ресторане "У принца" на Староместской площади и договорились о прекращении на время войны антисоветской деятельности. Поддержка власовского движения в среде живших в Чехословакии русских была близка к нулю. Она ограничилась созданием госпиталя для раненых власовцев.

  Среди участников встречи в ресторане "У принца" был и князь Чхеидзе, евразиец и сторонник сотрудничества с СССР. Ему советские дали десять лет. В Озерлаге Чхеидзе повстречал Войцеховского. Сергей Hиколаевич был там санитаром.

  Умер Войцеховский в 1951 г. под Тайшетом. Его могила не обнаружена.

  В 1997 году президент Гавел издал указ, который я процитирую:

  "Наградить генерала Армии Сергея Войцеховского за исключительные заслуги в деле обороны и укрепления безопасности государства Орденом Белого Льва III степени (посмертно) "

  Орден Белого Льва - высшая награда Чешской республики.



(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Re: Суворов все же не армянин, более того сам считал
[info]bohemicus@lj
2010-09-16 14:27 (ссылка)
Все когда-то откуда-то вышли. В посте я упоминал генерала Яна "Сергея" Ингра. Его предком был шведский солдат Унгер, поселившийся в Моравии в XVII веке. Сам Ингр был чешским патриотом, отвоевавшим за Чехословакию в двух мировых войнах и русофилом, перешедшим в России в православие. Разумееется, он был чехом.

А вообще пышные генеалогии следует воспринимать с изрядной долей скептизизма.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Суворов все же не армянин, более того сам считал
[info]fvl1_01@lj
2010-09-17 01:52 (ссылка)
>Все когда-то откуда-то вышли.

Есть такое, но это не повод путать дьяка вотчинного приказа с армянином :-)

>Сам Ингр был чешским патриотом, отвоевавшим за Чехословакию в двух мировых войнах и русофилом, перешедшим в России в православие. Разумееется, он был чехом.

Именно так - для многих людей национальность это не набор крови в вене, а то кем они сами себя ощущают.


>А вообще пышные генеалогии следует воспринимать с изрядной долей скептизизма.

Они очень важны для понимания кем самоощущал себя человек с этой самой пышной генеалогией, особенно если он гордился ею и тщательно следил за тем что бы и другие знали от каких предков и кого он вышел. Это поможет понять многие поступки и поведение человека.

Собственно это как раз и характерно для А.В. Суворова. Свою генеалогию он воспринимал полностью всерьез - и нам стоит рассматривая его образ и пытаясь понять его поступки это учитывать.

Есть и смешной антипример - семья Михалковых сейчас, несмотря на полное отсутствие доказательств связи ярославских Михалковых 19 века с дьяками московского списка Михалковыми 15 века "самоощущение" барина, потомка бояр налицо в полный рост :-) То же стоит учитывать...

Повторюсь для значительного количества людей самоощущение важнее крови - как пример приведу словака Александра Петровича (Петрович - фамилия) которого мы знаем как венгерского поэта Шандора Петёфи :-)



(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Суворов все же не армянин, более того сам считал
[info]bohemicus@lj
2010-09-17 16:01 (ссылка)
>кем самоощущал себя человек с этой самой пышной генеалогией, особенно если он гордился ею

Безотносительно к Суворову: не думаю, что культурные люди воспринимали всерьёз ту лапшу, которую они вешали на уши своим подданым. В испанских колониях случалось, что разбогатевшие мулаты за немалые деньги выправляли себе документы, удостоверяющие их стопроцентную белокожесть. Думаю, они хохотали, глядя в зеркала.

Там, где родословные были более или менее достоверными, основателем династии неизменно оказывался какой-нибудь трактирщик, а то и лесоруб. Было это в культурнейших областях на нашей планете, кстати сказать.

А там, где народ был попроще, создатели генеалогий пускались во все тяжкие. В результате кого ни возьмёшь - все сплошь происходят от библейских персонажей и героев Троянской войны. Как минимум - от свирепых викингов. Некоторые - от медведей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Суворов все же не армянин, более того сам считал
[info]fvl1_01@lj
2010-09-18 02:14 (ссылка)
>Безотносительно к Суворову: не думаю, что культурные люди воспринимали всерьёз ту лапшу, которую они вешали на уши своим подданым.

Эээ не скажите не скажите. В таком сословном и безусловно сословном государстве как Российская империя середины 18 века - эта "лапша" была крайне необходима в отношении не "культурный человек"/подданный, а "культурный человек"/"культурный человек".

Конкретно в этом случае А.В. Суворов , карьера которого в молодости шла весьма со скрипом - воспринимал и пользовался своей генеалогией для того что бы банально ПРОБИВАТЬСЯ в своем обществе, точнее пробившись - "закрепить" позиции. Важно это было ему пока он был лишь одним из многих способных полковников. А одним из способов быть своим - генеалогия и родственные связи вытекавшие из этой генеалогии.


Да и потом важно ему это было, пусть и на новом уровне - вспомним "прыжки через стулья" - тут он уже обходил "старшинство", цензиву.


Дело как раз не в народе, а наоборот - в великовсветской сволочи... от викингов и медведей происходящей.

Я же говорю - желание подчеркнуть или замазать свое происхождение сильно отличалось в зависимости от места или эпохи.

Вон мой любимый пример из Короткевича - Литва, 16й век:

Тогда он начал непристойно похваляться своим захудалым дворянством.
И я сказал ему с гордостью: «Тьфу ты, а не шляхта! Вы из лесов жмойских пришли. Вы грамоты не знали, а Роскаши — коренные здешние. Вы на медведицах женились, когда нас князь Всеслав в рыцари милостиво посвятил».
«Брешешь. Мы вас завоевали».
«Это мы вас завоевали, — говорю. — На чьём языке говоришь, дикарь?».
Ему крыть нечем. «Давай, — кричит, — деньги!».
А я ему, как солью в глаза, правду: «Вы от Гедимина по пятой боковой младшей линии, а я от Всеслава Полоцкого по второй. Тьфу твоё дворянство перед моим!».

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -