cema - об исторических свидетельствах [entries|archive|friends|userinfo]
cema

[ userinfo | ljr userinfo ]
[ archive | journal archive ]

об исторических свидетельствах [Apr. 21st, 2012|07:18 am]
Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
Толстая рассказала про совок: http://slon.ru/calendar/event/780508/

По-разному помнят (она это тоже упомянула). А мне это напомнило историю из жизни. Лет 15 назад я был в аспирантуре в Мэриленде, а родители жили в Москве, мы перезванивались и переписывались, и как-то разговорились о том, что они мне в детстве рассказывали и что скрывали. Потом получаю от них письмо: письмо общее, но каждый писал свой кусок. Мама пишет: "ты говоришь, мы тебе ничего не рассказывали. А что рассказывать, мы же и сами ничего не знали". Потом папа пишет: "ты говоришь, мы тебе ничего не рассказывали. А что рассказывать, как-то в голову не приходило, и так все всё знали."

Так и не рассказали, в общем. :-)

(Ну, это я утрирую. Рассказывать стали, когда я подрос уже.)
LinkLeave a comment

Comments:
From:[info]kouzdra@lj
Date:April 21st, 2012 - 06:30 am
(Link)
Тут еще забавно что по разному относятся - ее это раздражало, а мне более или менее пофиг. Скажем история с ж/д простынями у меня была симметричная - ехал общим вагоном из Львова в Ленинград ну и дрыхну на верхней полке на матрасе, оставшемся от кого-то. Проводник начал всучивать белье - типа или без матраца или с бельем - я ему матрац и отдал.
[User Picture]
From:[info]avzel@lj
Date:April 21st, 2012 - 06:45 am
(Link)
Про маму и папу - просто прекрасно! И Толстая прекрасно написала. Вот что бы ей всегда писать о том, что она знает и понимает, а не, к примеру, об Америке.
[User Picture]
From:[info]san_diegan@lj
Date:April 21st, 2012 - 06:51 am
(Link)
А что она неправильно про Америку писала?
[User Picture]
From:[info]avzel@lj
Date:April 21st, 2012 - 06:52 am
(Link)
Зная Ваше отношение к ней, я воздержусь от ответа. Извините.
[User Picture]
From:[info]san_diegan@lj
Date:April 21st, 2012 - 07:38 am
(Link)
Как хотите, конечно. Но разве я просил не критиковать записки ТТ? Я просил в моём журнале не слышать оскорбительных слов в адрес друга. Вы разве не можете рассказать, что неправильно написала Т. . не называя её хабалкой и жирной хамкой? А вот напишите. Вот и ей вопрос задам.
[User Picture]
From:[info]avzel@lj
Date:April 21st, 2012 - 09:09 am
(Link)
Ну, никаких оскорбительных слов я бы и так не стал писать, это не мой лексикон. А критика (с моей точки зрения, справедливая) ее писаний про Америку встречается очень часто, ничего нового по этому поводу я сказать не могу. Ну вот навскидку один пример из довольно ранних, где она со свойственным ей стилистическим блеском издевается над культом Микки Мауса, якобы царящим в США (а на самом деле, существующим в ее воображении).
[User Picture]
From:[info]san_diegan@lj
Date:April 22nd, 2012 - 12:01 am
(Link)
Да, припоминаю. Конечно, культа Микки Мауса нет, хотя стилистичеки да, было хорошо, То, что ей свойственна гиперболизация не секрет, кстати, это касается и некоторых записок о российских временах двадцатиленей давности. И о Малевиче тоже. Ну вот так пишет человек. Это всё же литературное, а не аналитические статьи. Где-то написала, что расставление запятых в тексте это дело автора, это характеризует стиль и не больше. Но это же не пособие по синтаксису. Она же знает, как по правилам следует расставлять запятые. Вот всё это мне понято. А вот Кысь не понял.
[User Picture]
From:[info]polenova@lj
Date:April 22nd, 2012 - 12:07 pm
(Link)
Мне не нравились ее эссе про Америку. Стилистически безупречно (сказать про любой текст ТТ -, что написано стилистически плохо - это оксюморон, плохо она не умеет), а вот содержание... Америка ее раздражала, бывает, моего друга Сашу Торина Америка тоже раздражает. Очерки ТТ были не только перегружены раздражением, но и грешили чрезмерным обощением начиная от культа Микки Мауса и кончая тем, что все студенты - тупые необразованные идиоты. Что тупые студенты есть - в этом никто не сомневается, но все - это через край. Вообще, кога захлестывает раздражение и непрятие погребает под собой иронию, которая так свойственна Толстой - читать довольно неприятно. Хотя, как я уже сказала - талантливо, этого не отнимешь.
[User Picture]
From:[info]san_diegan@lj
Date:April 21st, 2012 - 06:50 am
(Link)
ТТ хорошо написала, она великолепно пишет, но чуть немного больше от литературного таланта.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 21st, 2012 - 07:07 am
(Link)
Это, собственно, интервью. Т.е. она скорее рассказывала, чем писала. Уточню в посте.
[User Picture]
From:[info]3d_object@lj
Date:April 21st, 2012 - 07:35 am
(Link)
Прекрасно иллюстрирует различие между женским и мужским подходами к жизни.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 21st, 2012 - 11:41 am
(Link)
Не знаю. Думаю, это все-таки разница между личными подходами.
[User Picture]
From:[info]geish_a@lj
Date:April 21st, 2012 - 10:05 am
(Link)
От меня, как ни странно, ничего не скрывали, скорее наоборот. За что я родителям благодарна.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 21st, 2012 - 11:32 am
(Link)
Ну, это я о детстве. Когда они боялись, что я проговорюсь. Когда подрос, стали открываться.
[User Picture]
From:[info]geish_a@lj
Date:April 21st, 2012 - 03:16 pm
(Link)
И я о детстве.
[User Picture]
From:[info]geish_a@lj
Date:April 21st, 2012 - 10:29 am
(Link)
Я абсолютно все это помню, лично я. Частично, потому что родители все со мной обсуждали (включая зарплату), частично просто многое вокруг замечала. Соседка по коммуналке у меня была портниха, мы с ней очень дружили (мы семьей в смысле, а не лично я). Поэтому детали этого ремесла я тоже знаю. И как оверлоки были запрещены по типу ксероксов и видиков - это же аппарат массового воспроизведения. И многое другое.
Мама работала в Областной больнице в детской ортопедии. Это было место, богатое на советские реалии: тут и воровство еды у детей (кухарки домой носили масло и т.п., частично продавали другим работникам больницы), и ненужные/опасные операции, за которые деревенские родители тащили яйца/мясо/масло (больница-то областная, хоть и в центре города), хотя можно было обойтись гипсом. И так далее.
Кстати, в эпизоде с покупкой из стола заказов, которую они отдали прохожей, скорее всего продавщица взбеленилась, потому что решила, что они этот заказ перепродали дороже, как поступил бы любой "нормальный" советский человек. Так ли оно и было, остается за кадром. Странно, что Т.Т. этого как бы не понимает. То ли божий человек, ей это и в голову не пришло, то ли продавщица не ошиблась.

Мало того, у Т.Т. эти воспоминания про гречку и прочее - они московские. А для нас, жителей "провинциальных" крупных городов, Москва была средоточием достатка, дефицитных товаров, разносолов и дубленок. То есть что реально творилось в 90% территорий России, Украины, Белоруссии, вообще сейчас уже мало кто помнит и обсуждает. Речь о Москве в основном, и даже это убожество московское не было показательным.

Папа, помню, пришел как-то расстроенный. Он проходил мимо нашего гастронома, а там большая стеклянная витрина находилась за прилавком. Т.е. продавщицы стояли к окну спиной. Ну и видно было, как они в углу разбавляли трехлитровую банку томатного сока водой из-под крана. Что уж говорить о сметане и молоке.
[User Picture]
From:[info]yucca@lj
Date:April 21st, 2012 - 11:38 am
(Link)
А для москвичей Прибалтика была средоточием достатка.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 21st, 2012 - 11:45 am
(Link)
Не только достатка, но и вообще более достойной жизни (так казалось).
[User Picture]
From:[info]geish_a@lj
Date:April 21st, 2012 - 03:14 pm
(Link)
Нет, ну Прибалтика была для нас заграницей.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 21st, 2012 - 11:40 am
(Link)
Все верно. Но в моем разговоре с родителями речь шла о другом: о зоне ("места заключения", а я лет до 10-11 и не знал, что они так называются) и огромной роли, которую пенитенциарная система и вообще блатная культура играли в сознании советского человека.
[User Picture]
From:[info]polenova@lj
Date:April 22nd, 2012 - 01:19 pm
(Link)
А меня папа в 7 лет научил играть на гитаре и петь "Я помню тот ваненский порт". Слуха у меня и тогда не было, поэтому "по тунре, по железной дороге" я исполняла акапелло. К большому восторгу гостей.
From:[info]selfmade@lj
Date:April 21st, 2012 - 09:29 pm
(Link)
Странно. У меня несколько иные воспоминания. Может быть география повлияла.
Шитьё: детей у моих родителей было трое. Значит одежду надо либо шить, либо заказывать шить. И шили и заказывали. С ограничением на швейные машинки не сталкивался.
Томатный сок: он же закрыт крышкой герметично, как разбавишь, да и зачем. Эти банки батареями стояли в унивесаме, других товаров не было. У нас был сад и дедушкина дача в деревне, и от родительских организаций сажали картошку, так что основная еда всё же была.

В целом, да, помню много унижения.
[User Picture]
From:[info]geish_a@lj
Date:April 21st, 2012 - 09:36 pm
(Link)
Дык, самим шить пожалуйста. На дому нельзя было шить на заказ за деньги. Это же частное предпринмательство. Ограничения были не на шв. машинки, а на оверлоки и прочее "профессиональное" оборудование.
Соки продавали в гастрономе по стаканам тоже, не помните? 10 копеек томатный сок. С солью. И прочие соки. Можно было на месте выпить стакан. Вот его и разбавляли. Зачем - понятно.
From:[info]selfmade@lj
Date:April 21st, 2012 - 10:33 pm
(Link)
С этим частным предпринимательством вообще чего только не было. И маленькие частники были и большие цеховики. И гоняли их по-разному. Потом ещё комсомольцам разрешили открывать что-то типа кооперативов. Тут-то бизнес по обналичке и попёр. Всё легально. А вылилось всё в современных олигархов.
[User Picture]
From:[info]juan_gandhi@lj
Date:April 21st, 2012 - 11:08 am
(Link)
Знали, не знали - а картинка в голове мало у кого складывалась.

Это мы теперешние в советском коллективе смотрели бы на маразм как на маразм; а в те поры, может, один из сотни смотрел на вещи здраво.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 21st, 2012 - 11:38 am
(Link)
Нет, картинка у них была, у каждого своя, но во многом сходные. Я бы описал это так: они были настроены про-диссидентски, не будучи диссидентами, и во многом в стиле 60х годов: "Ленин хороший, Сталин плохой, хорошую идею извратили, а вранья так много, что мы толком многого не знаем, может, оно и иначе все было". Это я их тогда так воспринимал. Поэтому описанное в посте (раздрай между смыслами ответов) мне запомнился не только сам по себе как смешной, но и по контрасту с воспоминанием о моем детском восприятии их представления о мире.
From:[info]sergeyoho@lj
Date:April 21st, 2012 - 12:42 pm
(Link)
Я, наверное, тебе рассказывал. Папа мне лет в 10-11 сказал: "Не надо слушать Голос Америки, сболтнёшь чего-нибудь сдуру."

У меня идеи такой не было. Но раз уж подали - стал слушать иногда.
From:[info]dimrub@lj
Date:April 21st, 2012 - 01:10 pm
(Link)
Как-то покоробило от текста по ссылке. Не совсем понятно, о чем он: о том, как ужасна была система, или о том, как умело автор ее играла. Ну и потом, как-то не сходится: с одной стороны - шесть кило гречки, чтобы зиму перезимовать, с другой - продовольственные заказы. Я, кстати, не припомню, чтобы вот именно гречка была дефицитом, тем более в Москве. Много чего не было, но про гречку не припомню.
[User Picture]
From:[info]geish_a@lj
Date:April 21st, 2012 - 04:02 pm
(Link)
С одной стороны да. С другой стороны - это как раз лучшее свидетельство того, что жить там достойно и одновременно нормально было просто невозможно. То есть ты либо идешь на сделки с совестью постоянные, произносишь какие-то мерзкие вещи (как про этот герб на копейках), делаешь так, что из-под чужих людей простыни вытаскивают. Либо ты живешь всю жизнь в нищете и убожестве, а дети спят на "зассаном матрасе".
Собственно, так и унижали народ десятилетиями, делали из них рабов.
Либо ты юлишь и либезишь (или хамишь и тянешь на себя одеяло), либо ходишь без штанов. Мой папа выбрал второе, поэтому я хорошо видела, как это работает.
[User Picture]
From:[info]polenova@lj
Date:April 22nd, 2012 - 01:45 pm
(Link)
Мне так не показалось.Были в моей жизни одновременно и очереди за гречкой и продовольственные заказы, одно другого не отменяло. Правдо заказы были не от Союза Писателей, а от завода, где я работала. Но у завода они поди и лучше были.А гречка была дефицитом в 70-е точно, как и майонез. Не таким катастрофическим как сервелат или осетрина горячего копчения, которых просто в магазинах не было, а именно как и описывает ТТ - очередь на час, два кило в руки. Дефицитом были самые неожиданные продукты, например одно время - кетчуп. Кефир был всегда, а ряженка бывала, но не часто. Творог был, сырковая масса бывала, а творожных сырков в шоколаде - днем с огнем. И так во всем.
From:[info]selfmade@lj
Date:April 21st, 2012 - 09:12 pm
(Link)
О, восьмидесятые помню отлично. Раньше-то не помню, частично был маленький, частично меня вообще не было.
А начиная с 1987 и не скрывали ничего. Во всех толстых журналах писали и про Сталина и про Хрущёва, ну и родители рассказывали, конечно.

Совок такой совок.
[User Picture]
From:[info]sthinks@lj
Date:April 21st, 2012 - 10:37 pm
(Link)
Не помню, чтоб родители скрывали от меня что-либо или там понижали голос, переходили на другую тему и т.п. Но бабушка мне железно внушила еще в каком-то бессознательном возрасте, что то, что говорится дома, нельзя повторять нигде. Вот, кстати, бабушка, да, толком начала рассказывать только за пару лет до своей смерти. И это неудивительно.
[User Picture]
From:[info]geish_a@lj
Date:April 21st, 2012 - 11:55 pm
(Link)
О, еще я недавно слушала интересные лекции по литературе, читает юзер ast.
И вот там такая мысль проскользнула любопытная: мол, почему в определенной среде была так популярна "походная романтика" - все эти байдарки, ледорубы, вершины и прочие "мужественные" увлечения. И были темой бесконечных бардовских песен, популярных в той же среде.
Мысль была такая, что повседневная жизнь требовала постоянной трусости, сделок с совестью, мелких унижений. А душа рвалась к высокому! И вот выливалась потребность героизма в том, чтобы влезть на гору и там закрепиться, или чуть не упасть с обрыва или покорить перевал. Вместо того, чтобы честно ответить, начальнику, или того хуже работнику первого отдела. Вот на это как раз смелости не хватало, а на леднике погибнуть - это пожалуйста.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 22nd, 2012 - 01:38 am
(Link)
Я помню эту мысль, но не думаю, что она вполне верна: отвлечься от повседневной жизни бывает нужно всегда. А "мужественный" вариант скорее связан с желанием юноши стать мужчиной.
[User Picture]
From:[info]polenova@lj
Date:April 22nd, 2012 - 01:48 pm
(Link)
А мои родили трепались вовсю - молодые были. Да и "голоса" вечерами вещали, и Галич пел, и книжки дома были всякие самиздатские.
From:[info]vlader@lj
Date:April 23rd, 2012 - 01:32 pm
(Link)
О да, бабушка молчала- как в 38ом деда к стенке поставили, так и молчала до 72го, пока не померла. Это говорило больше, чем любые рассказы родителей.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 23rd, 2012 - 03:45 pm
(Link)
Ну это...
[User Picture]
From:[info]uzheletta@lj
Date:April 23rd, 2012 - 07:55 pm
(Link)
+1.
моя мама, у которой вся семья отсидела, молчала.
а мой папа, у которого все были на свободе, слушал разные "голоса" (когда позволяли глушилки) и все мне рассказывал. Мамино молчание (и знание истории ее семьи) на меня гораздо более глубокое впечатление, чем папины рассказы.
[User Picture]
From:[info]cema@lj
Date:April 23rd, 2012 - 08:14 pm
(Link)
У меня-то никто не сидел. От Гитлера пострадали, от Сталина нет. Сами глаза держали раскрытыми, просто боялись моих ушей, пока был маленьким.