Про кофточки
 
[Most Recent Entries] [Calendar View] [Friends View]

Thursday, December 2nd, 2010

    Time Event
    4:39p
    Все о моей бабушке
    Вот, вспомнила по случаю свою бабушку.

    У них с дедушкой было четверо дочерей, еще одна умерла в младенчестве. Была еще одна беременность, от которой бабушка подпольно избавилась во времена запрета на аборты. Мне она об этом как-то рассказала, когда я была уже студенткой. Она тогда обиделась на дедушку, который, узнав новость о беременности, не обрадовался, а сказал что-то типа: "А, еще одна девочка". Бабушка уверяла, что именно в тот раз и был мальчик. Дедушку об аборте даже не предупредила. Просто он пришел с работы - а все уже сделано. Эту историю она ему так и не забыла. Это, как я понимаю, был единственный случай, когда он ее обидел, но простить за это она его так и не простила.

    Впрочем, жили они душа в душу. Дедушка очень скучал по ней, если им приходилось расставаться, все ходил по квартире и приговаривал: "Плохо как без Фени" (ее звали Федосией, и это было еще одно, чего она не могла простить тем, кто ее так назвал. Там вышла такая история - она родилась очень слабой, так что считалось, что не жилец, и в крестныю позвали какую-то соседскую девочку, которая и придумала это имя, потому что так звали ее подружку. И родители согласились, потому что думали, что она все равно долго не проживет).

    А расставались они потому, что мои родители жили в Москве, и дедушка приезжал из очень далекого города В на берегу Залива Петра Великого нянчить нас с сестрой, а бабушка оставалась дома на хозяйстве. Но и она тоже иногда приезжала. И, надо сказать, гораздо меньше скучала по дедушке, чем он по ней. Хотя и была к нему сильно привязана. Но как-то он от нее эмоционально больше зависел, чем она от него.

    Все эти дочери потом нарожали внучек, мальчик появился только один - младший ребенок младшей дочери. Вообще мальчики пошли только уже в поколении внучек.

    Про детей простодушный дедушка говорил моему отцу, что четверо - это, конечно, многовато, но что ж с ними сделаешь, если рождаются. Он вообще был малограмотным - из какого-то далекого забайкальского села, где раньше была школа, но в гражданскую учитель сбежал. Поэтому детей читать и писать учил пастух. Кстати, и научил - не то, чтобы слишком бойко, но газеты дедушка читал и письма писал, хотя и крупными буквами и с ошибками, и был рабочим высокой квалификации. И служил артиллеристом.

    Благодаря службе он и попал в город В, и, вроде бы, благодаря ей же и вообще остался в живых. Его призвали на флот и отправляли куда-то совсем на север, но военком, обратив внимание на кашель (начинался туберкулез) перенаправил в Севастополь, где благодаря климату и морскому воздуху дедушка и выздоровел. В конце службы его перевели в В, где он и осел, женившись на моей бабушке.

    В войну он служил в береговой артиллерии - у него на работе была бронь, но он пошел добровольцем, и так и прослужил всю войну, охраняя с берега морские подступы к В, до которого война так и не дошла. И даже в японскую он был в той части, которая на всякий случай сторожила В.

    По этому поводу бабушка ему тоже припоминала, как он на каком-то собрании выступал за справедливость и против начальства, говоря, что вот отправили бы его за это на фронт, и убили бы, а она осталась бы с детьми, и что он не имел права так рисковать.

    Третий грех, который за ним числился - это то, что, будучи еще совсем молодым, но уже отцом, как-то раз проиграл в карты всю зарплату. Но это уже не бабушка ему поминала, этого он сам не мог забыть, и больше уже никогда не играл ни в какие карточные игры. А бабушка играла в дурака и всегда у всех выигрывала. Сестра считает, что она жульничала, а я - чего не знаю, того не знаю, но помню, что глаза у нее во время игры были веселыми и хитрыми. Впрочем, на деньги она не играла, только на интерес.

    А больше никаких грехов за дедушкой не значилось. Даже не курил. Ну выпивал по праздникам с зятьями, и при этом боялся бабушку.

    Вообще семья была, как я сейчас понимаю, вполне патриархальная - один работающий дедушка - кормилец, хозяин и глава семьи, бабушка-домохозяйка, которая любила рассказать, какой муж и отец тут Самый Главный. Только вот дедушка был характера доброго и мягкого, а бабушка - женщина бойкая, властная и практическая. Так что он ее слушался, и, кажется, искренне считал, что она умнее. К тому же, хозяйство-то была все на ней, и она всем распоряжалась.

    Хозяйство было большое и зажиточное, но про это я потом расскажу.

    Дедушка был очень добрым и любил жену и детей. Ради меня научился заплетать косички и заплетал мне волосы по утрам.

    Они жили хоть и в городе, но в частном доме, так что был и огород и хрюшка и собака Рекс (обученная немецкая овчарка) и куры в курятнике. Причем собака всегда была немецкая овчарка и всегда ее звали Рексом. Рекс сторожил дом. К дому дедушка делал пристройки, так что у всех дочерей была своя, хоть и маленькая, комната. Еще на нем была топка печей (я хорошо помню, как он топил печи с утра перед работой и вечером после работы). На кухне была теплая стена - от печки в коридоре, и это было дедушкино место, зимой после работы он сидел, прислонившись к этой теплой стене. Считалось, что помогает от радикулита.

    Воду из колодца тоже носил дедушка, а позднее и затья. Такого, чтобы ведра таскали женщины, отродясь не водилось. Еще копал огород, воспитывал и кормил собаку и резал хрюшку.

    Про одну такую хрюшку мой отец до сих пор вспоминает. Как родители невесты сказали, что надо к свадьбе зарезать свинью, и он ужасно перепугался, что ему придется в этом участвовать, но дедушка просто пошел и зарезал - без всяких помощничков и нравственных страданий. Потому что - ну это же просто дело по хозяйству.

    Я, разумеется, ни разу не видела, как режут чушек, но хорошо помню, как появлялось огромное количество вкусной еды - и кровяные колбасы и просто мясо и сало - сало дедушка сам солил. Думаю, что и дочери никогда не видели, как режут. Да думаю, что и бабушка. Хотя она тоже из крестьян, так что вряд ли бы была так уж шокирована.

    Вообще, когда вдруг где-нибудь заходит какой-нибудь дурацкий разговор о мужских и женских обязанностях по дому, я всегда вспоминаю дедушку. Вот у него действительно были мужские обязанности - выполнять ежедневно физически тяжелую работу (чушек, конечно, резали не каждый день).

    Еще я сейчас понимаю, что бабушка, будучи до мозга костей женщиной традиционной, жила бы с дедушкой даже если бы он был негодяй суровый, сильно пьющий и обижающий семью. Но фокус в том, что замуж она вышла именно за дедушку.

    А вот ее предыдущий жених таки да - оказался человеком пьющим и буйным. И обижал потом свою жену. Но бабушка его бросила и переметнулась к дедушке, и там еще была драка, потому что буйный как-то напал на дедушку с кулаками (утвердив бабушку в мнении, что иметь с ним дело не стоит). Это был единственный случай, когда дедушка дрался - я ж говорю, он был очень добрым человеком и со спокойным, мирным характером. Я даже не помню, чтобы он когда-нибудь на кого-нибудь рассердился.

    Еще он был очень красивый - высокий, уж тем более для того поколения (за сто восемьдесят), хорошо сложенный, смуглый, черноволосый и с большими голубыми глазами. Когда он приезжал в Москву, мне часто говорили, какой у меня красивый дедушка; помню, особенно трепетала моя классная, когда я училась в 10 классе. она, впрочем, и бабушку сильно уважала, так что весь мой десятый класс моя классная была у нас в доме в гостях. Бабушка была очень общительная и скучала без многочисленных подруг.

    Дочери удались в отца, так что это была семья с четырьмя красивыми девицами. Вторая по старшинству - просто вылитая Софи Лорен, и сейчас еще. Мы, внучки, массово пошли в отцов, так что нам не обломилось. Только у моей сестры глаза в ту породу и еще цвет волос. И у меня цвет волос, а все остальное уже отцовское.

    Про бабушку потом еще допишу.

    << Previous Day 2010/12/02
    [Calendar]
    Next Day >>

About LJ.Rossia.org