Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет clement ([info]clement)
@ 2005-09-07 18:43:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Лодевейк Ратс
В церкви св. Леонарда, что в небольшом расположенном в сорока четырёх километрах от Брюсселя брабантском городке Заутлеу находится полиптих Лодевейка Ратса (Lodewijk Raets) "Жены-мироносицы у гроба Господня". Как и в случае с Яном Ромбаутсом, это - единственная известная нам работа мастера. Создан алтарь был в 1504.




Алтари, соединяющие в себе элементы живописи и скульптуры не были редкостью в то время. К сожалению, большая их часть до нас не дошла и лишь сравнительной незначительностью Заутлеу мы обязаны тому, что ни иконоклазм шестнадцатого века, ни события Великой французской революции не повредили панели и скульптуру.













Другие фотографии алтаря.

Тема алтаря - жёны-мироносицы. "По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его." (От Марка, 16:1; ср. также евангелия от Луки 24:1 и от Матфея 28:1). К сожалению, мне не удаётся разобрать надпись на филактерии на правой панели, поэтому какая из Марий на ней изображена не очень понятно. В центре, думается, Мария Магдалина - на это указывает достаточно богатый костюм.


Вообще же у меня в связи с этим алтарём возник странный вопрос. Дело в том, что могила мне несколько напомнила ясли и, связанную с ними традицию вертепа: фигурка младенца кладётся в ясли только в сам день Рождества. Возможно ли что было какое-то действо с положением фигуры Христа во гроб и с пустым гробом позднее? Я знаю, что были средневековые драмы о Воскрешении, но могли ли части алтарей и скульптуры, в частности, использоваться для таких целей?


Наиболее подробный ответ дал [info]tugarin@lj:
да, это не алтарь, а так называемая "пасхальная гробница". Были на Страстной седмице такие ритуалы, изображавшие погребение и воскресение Христа, действительно. Восходит это все к веку XI, когда возникли самые первые литургические "протодрамы" о Воскресенеии (троп Quem queritis перед мессой - драматический "диалог" между мироносицами и ангелом, сидящим в путой гробнице). Расцвет случился ближе к позднему ренессансу, ну а в эпоху барокко в центральной Европе эта самая традиция "пасхальных гробниц" процевла особенно пышным цветом - эти самые "гробницы" превращались в что-то вроде огромной театральной декорации, где последовательно "разыгрывались" (с помощью сменных кулис и деревянных фигур) события Страстной недели.
Что касается гробницы и погребения как такового, то "погребался" сначала просто крест, завернутый в пелены. Дополнительно возникла традиция "погребать" освященную гостию (=тело Христово), которая соединилась с первой. Потом местами стали возникать для этих целей специальные скульптуры мертвого Спасителя, у которых иногда на груди делали "вместилище" для гостии.
Это если совсем-совсем вкратце.


(Добавить комментарий)


[info]egmg@lj
2005-09-07 15:13 (ссылка)
В католических соборах на Пасху очень часто делается инсталляция пещеры-гроба (также как на Рождество яслей), где лежит тело Христа, с пятницы на субботу закрывается занавесом и в воскресенье открывается пустая.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-07 15:36 (ссылка)
Да, замечательно - это то, что мне было нужно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]egmg@lj
2005-09-07 15:16 (ссылка)
О, да, а тэг-то

art (http://utx.ambience.ru/users/egmg/art) Image (http://utx.ambience.ru/users/egmg/art)
history (http://utx.ambience.ru/users/egmg/history) Image (http://utx.ambience.ru/users/egmg/history)
А Вы не хотите к тэгам присоединиться? Я конечно ставлю, когда вижу, но охватность нужна.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-07 15:38 (ссылка)
А как это делать? И какие тэги есть? И не умножаем ли мы сущности, имея ЖЖ-тэги?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egmg@lj
2005-09-07 15:57 (ссылка)
Я корыстно заинтересована, чтобы Вы были в UTX тэгах, потому что там копятся мои, соответственно, если Вы используете те же, что и я, мы собираем общую базу. Вы же не пользуетесь жж тэгами, так что Вам все-равно.
Там довольно просто, зайдите, http://utx.ambience.ru/ зарегистрируйтесь, и пользуйтесь генератором кодов
http://www.zhurnal.ru/detset/arseniy/lj/generate_utx.htm
Вы можете сами свои тэги ихзобретать, они сразу начнут накапливать Вам информацию, можете посмотреть, какие у меня (но я очень дробные делаю)
http://utx.ambience.ru/users/egmg

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-07 17:41 (ссылка)
Боюсь, что это будет (пока) без меня - сайт UTX упорно отказывается грузиться.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]egmg@lj
2005-09-07 17:50 (ссылка)
увы, у них что-то полегло, надеюсь, что ненадолго:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-07 17:53 (ссылка)
надеюсь...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]hithlin@lj
2005-09-07 15:57 (ссылка)
Но, в принципе, во Франции я видел старый алтарь, под которым была скульптура Христа во гробе, и скульптура эта была стационарной (во всяком случае, на дворе уже был сезон Пятидесятницы, а она там все лежала).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]egmg@lj
2005-09-07 15:59 (ссылка)
Ну так и Поклонение пастухов отдельно бывает, а бывает в инсталляции. так же и сПоложением во гроб или Христом во гробе.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]clement@lj
2005-09-07 17:34 (ссылка)
То есть она не была принципиально стационарной (прикреплённой к чему-либо), но неубранной?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hithlin@lj
2005-09-07 17:49 (ссылка)
Ну, для начала, она была каменной. Так что не думаю, что ее предполагается таскать туда-сюда.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-07 17:50 (ссылка)
Ясно, спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hithlin@lj
2005-09-07 18:37 (ссылка)
При повторном рассмотрении оказалось, что фигура вырезана, кажется, все-таки из единого камня с самим алтарем. Вот картинка:

Image (http://www.ljplus.ru/img/h/i/hithlin/ourlordtombaltar.jpg)

Если я не ошибаюсь, это мы снимали один из боковых алтарей церкви бывшего аббатства Сен-Жермен-л’Оксерруа близ Лувра (известной в первую тем, что ее колокола объявили Варфоломеевскую ночь). Если кликнуть, будет картинка побольше (43 К).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]xenia_mikhailov@lj
2005-09-07 17:23 (ссылка)
Какие жены-мироносицы замечательные!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-07 17:30 (ссылка)
Да, мне особенно нравится правая.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]xenia_mikhailov@lj
2005-09-07 17:37 (ссылка)
А мне - больше всего левая, а после нее правая :).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-07 17:44 (ссылка)
;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]causa_siu@lj
2005-09-11 19:51 (ссылка)
спасибо Вам! Ваш журнал удивительно чудесен и касается самого светлого в моей душе! спасибо...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]clement@lj
2005-09-13 05:55 (ссылка)
спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)