Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2009-04-19 21:12:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Весёлый контрапункт
Маленькая преамбула для френдов-немузыкантов...

В отличие от историков изобразительного искусства, от которых никто не требует писания картин или ваяния статуй, или от историков театра, которые совсем не обязаны уметь сочинять драмы или ставить спектакли, музыковедов "дрессируют" так, чтобы они при надобности могли сочинить песню, вальс или даже фугу. А для последнего нужно хорошо знать правила контрапункта, или полифонии - то есть складного сочетания многих самостоятельных голосов.

Полифонию нам в училище преподавал незабвенный Виктор Павлович Фраёнов
(1930-2002). Это было вообще нечто феерическое! После его курса в консерватории можно было со спокойной душой "забить" на этот предмет (по крайней мере, в практической части) - ничего нового в вузе тогда предложить не могли.

Разумеется, такие тетрадки я не выбрасывала.
К тому же они были щедро изукрашены картинками - не потому, что на занятиях  было скучно, а наоборот, потому, что В.П. так и сыпал остротами, афоризмами и крепкими (в меру!) шуточками, благодаря которым правила контрапункта запоминались сразу и намертво.

Тетрадь открывалась эпическим полотном, изображавшим самого Баха, который сочиняет "Искусство фуги", поглядывая на портрет Фраёнова.

  (Под катом - во всей красе!)




Далее начиналась наука о голосоведении.
"Голос, в котором имеется залигованная нота, называется связанным, а не имеющий таковую - свободным"...



"Приготовленная нота и свободный голос образуют консонанс"...



Грубые ошибки, приводящие к диссонансам, вызывали едкий комментарий: "Ну-ка, Мери, почеши мне позвоночник!"



Иногда приходится прибегать к перекрещиванию голосов, но это вещь неудобная и потому не поощряемая в учебных работах.



Особенно внимательным нужно быть в стреттах.

"Стретта - это музыкальная сгущёнка!" - говаривал ВП
(поясню: стреттой музыканты называют "кучное" вступление голосов с минимальным временным интервалом)..



В финале 6-й симфонии Мясковского возникает "ужасно густой компот" из стреттного  сочетания трёх разных тем...



Но ещё круче - приём ракоходной имитации!


Ракоход в музыке аналогичен палиндрому в словесности. Например: "Лёша на полке клопа нашёл"... Или: "Велик Оборин - и робок, и Лев!" (про пианиста Льва Оборина). Надпись - про Оборина, а картинка - про Лёшу с клопом...



Пример ракоходного канона, связанного со смыслом текста - "Изыди, сатана!" (из Шютца).




Предостережение учащемуся: "Смотри в оба и зри в три!"



Потому что некоторые "смотрят в книгу, видят... ФУГУ".
Вот так:



Конечно, бывают совсем особые случаи...



...Но в общем  - как-то так: "сделал пёсик лужицу, а теоретик - фужицу"...



Усвоили? Приступаем к теме ТРЁХГОЛОСИЕ!



Это ещё что! Был такой Генрих Литинский, прозванный "Генрихом Квинтоловом" - он умел выжимать из студента все двенадцать голосов!!!



Так что три и даже четыре - это гуманно.
Главное - знать и уметь применять правила "индекса вертикалиса", открытые С.И.Танеевым.

Стих про индекс вертикалис исполняется на мелодию "Песни индийского гостя" из оперы "Садко":

Есть на свете индекс, индекс вертикалис,
сексты разрешает, квинты запрещает,
тот, кто фуги пишет, ум свой иссушает.




...Честно говоря, я так и не научилась высчитывать эти проклятые индексы, и фуги свои писала по наитию, утешаясь тем, что Бах теории Танеева тоже не знал, и ничего...
А потом мы сложили про это самое другую песенку:

Что стоишь качаясь,
индекс вертикалис?
У самого Фраёна
мы с тобой встречались.
Ты мне целый вечер
не давал проходу,
я в любви призналась -
а ты - ракоходу
...




Если индекс вертикалис равен "-14", то надо "бросить ему на съедение квинту"...



...и дело - в шляпе!



Для усвоения этой премудрости - приготовить дома задание...
Первое...



...и второе!



Отдельный разговор - это каденции (то есть определенные формулы, завершающие разделы музыкальной композиции и аналогичные знакам препинания в речи).



Разные они бывают, эти каденции...

   

Но это только кажется сложным - на самом деле "всё познаётся опытом"!



А кое-что и хитростью - вроде "мнимого голоса", обозначенного буквой R...



Приписали мнимый голос, рассчитали индекс, скормили ему квинту - и каноническая секвенция бодренько поползла дальше...




А если нерадивый студент не сделал домашнего задания...
"Баба с возу - кобыле легче! Кусок за брюхом не гоняется!" - гласит приговор Учителя...



Уж не помню, в какой связи была процитирована сентенция И.В.Способина - "Бережливость - не скупость, но эмбрион скупости" (может, человек принёс задание на обрывке листа? Или записал два голоса на одной строчке?)..



Главное в сочинении фуги - написать мастерское соединение тем, а потом им можно свободно оперировать, как делал и сам Бах...



Замечательным искусником был Танеев! В его кантате "По прочтении псалма" такая полифония, что "сам чёрт ногу сломит"...



Но вообще-то у Танеева "фуги прочно стоят всеми четырьмя лапами на земле".



Напоследок же - о возвышенном: об органных фугах Баха и его современников. Их, оказывается, писалось так много в том числе и оттого, что содержать хор в церкви накладнее, чем орган!



...Картинок на самом деле ещё больше, я привела лишь некоторые, которые мне показались поинтереснее.
Но вообще мой конспект несколько напомнил мне средневековую рукопись с иллюстрациям по делу и не совсем по делу.

Ибо завершался он картинкой, не имевшей к полифонии ровно никакого отношения и выражавшей лишь душевные порывы дикой хозяйки, рвавшейся по весне на природу...





(Добавить комментарий)


[info]he_shire_zada@lj
2009-04-19 15:41 (ссылка)
я поняла: Вы учились в Хогвартсе...
:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:03 (ссылка)
Что-то вроде... Первое из заведений я называла "Узыкальным Мучилищем". А второе - "Академией Жалостной Мусикии". Однако когда мой маленький сын впервые попал в наши путаные переходы, он мгновенно опознал: "Хогвартс!"

Image

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lemuel55@lj
2009-04-19 15:41 (ссылка)
Великолепно! Не знаю даже, что понравилось больше... всё! Какой юмор, и какое умение его передать двумя-тремя линиями.
Еще бы картинку на тему "Предъём" (шутка) :)))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:04 (ссылка)
Кажется, в какой-то тетрадке был и предъём, только не могу вспомнить, в какой...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]snowoctopus@lj
2009-04-19 15:43 (ссылка)
Спасибо большущее!
Продолжайте, пожалуйста! :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:04 (ссылка)
"Их есть у меня!" :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]snowoctopus@lj
2009-04-20 03:38 (ссылка)
Ждем-с ;)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]harpist_ka@lj
2009-04-19 15:45 (ссылка)
Как хорошо уметь рисовать! А мои конспекты скучны и невыразительны... вроде бы... надо достать ящик с антресолей и убедиться!

Я помню, что мы записывали крылатые фразы дирижёров на обложке партий. Где-то ведь пылятся эти перлы, на полках фондов музыкальных библиотек ...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:05 (ссылка)
...На радость следующим поколения...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mlle_anais@lj
2009-04-19 15:49 (ссылка)
Два рубля тридцать копеек!!!! ♥ ♥ ♥
А каденции! Какие каденции!!!!!!!!!!!!!!
Во-первых - прекрасны, как объект, не знаемый в земной природе, Ваши рисунки.
И, во-вторых, я поняла про них всех!!! Наконец! Я, человек в известном (то бишь музыкальном) смысле тупой, потому что по мне стадо небольших слонов прошло ещё до рождения, но желание если не мочь, так хоть знать, меня никогда не покидало...
Кажется, Ваши рисунки - идеальный учебник! По ним вполне можно любому студенту соорудить музыку сфер!!!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:06 (ссылка)
Нам замечательно преподавали - это главное :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]velmistr@lj
2009-04-19 16:03 (ссылка)
Вот это шедевры из шедевров! А я-то думал, что теоретические дисциплины ― такая скучная материя... Даже на теоретический отдел училища отказался идти (на третий курс причём).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:06 (ссылка)
Как говорил тот же В.П.Фраёнов, "профессия у нас мрачная, но люди мы весёлые"!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]schrotmueller@lj
2009-04-19 16:15 (ссылка)
Я одно время даже умела высчитывать этот самый индекс, но занятие это глубоко презирала. Индекс -14 вызывал у меня нервный смех: "Это не индекс, а сильная близорукость!"
А с подругами изощрялись ещё лучше: индекс вертикалис, индекс горизонталис и индекс диагоналис, он же наискосокис :)
И ваще Капутус финалис.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:07 (ссылка)
Как говорится, "ниасилил". Хоть и хорошо объясняли, я высчитывать эти индексы не умела и не умею.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]karina_zybina@lj
2009-04-19 16:19 (ссылка)
Очаровательно!!!!!!!!!!Особенно....последняя картинка....:)))))))))))))))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:08 (ссылка)
Она скорее про "Пасторальную симфонию", чем про строгий стиль :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ninulka@lj
2009-04-19 16:31 (ссылка)
Прекрасно! ))

(Ответить)


[info]i_navi@lj
2009-04-19 16:56 (ссылка)
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

(Ответить)


[info]marta25@lj
2009-04-19 17:01 (ссылка)
Ну это просто восхитительно!!!!! А Пёсик и Генрих Квинтолов - просто восторг!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:08 (ссылка)
Квинтолов представлен лишь нижней половиной физиономии, потому что я не знала, как он выглядел :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tatra2000@lj
2009-04-19 17:11 (ссылка)
Потрясающе. :)) Удивительно, что вы успевали столько рисовать... Мы так жадно впитывали каждое слово ВП, что старались как можно точнее-подробнее застенографировать решительно все что он говорил. Не оставалось времени даже чихнуть. Перлы и рассказы с отклонением от темы размещались на левых страницах (логично) тетрадки, основное - на правых. Конспектов осталось довольно много. И еще одна совершенно роскошная фотосессия - удивительно, что ВП позволил нам весь урок провести под прицелом камеры и сам даже виду не подавал, что все как-то не так.
Эх... К

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]tatra2000@lj
2009-04-19 17:13 (ссылка)
сорвалось :) что хотела добавить - уже не помню. Вроде все важное сказала.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:09 (ссылка)
Я рисовала очень быстро. Да и писала тоже. Но конспект весьма подробный. С нотным примерами и всеми словечками ВПФ.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_ko_alla@lj
2009-04-19 17:46 (ссылка)
Ваши конспекты меня восхищают! ЗдОрово :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:09 (ссылка)
Сама любуюсь...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deliadelia1@lj
2009-04-19 18:02 (ссылка)
Изумительно. "Дело в шляпе": дело симпатичное, глаз не оторвать, а шляпа как тщательно прорисована. "Изыди сатана": Сатана как кошка, маленький такой, а вредный. "Зри в три" тоже очень понравилось. Здорово, спасибо за удовольствие!

(Ответить)


[info]carolinknekt@lj
2009-04-19 18:10 (ссылка)
Какое чудо! Немею от восторга - какая же Вы одаренная!
А последняя картинка еще и музыкальная, а это так редко - музыкальный ритм, который глазу виден, даже моему, необразованному.

(Ответить)


[info]elsa_alma@lj
2009-04-19 18:17 (ссылка)
Просто замечательно! Вы еще и потрясающе рисуете :)

А мне в училище с полифонией не очень повезло (с педагогом), но зато в РАМ у нас была восхитительная Вязкова :) И картинок у меня тоже много -- надо выложить. Правда, у меня куда больше картинок по оркестровке :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:10 (ссылка)
Елена Васильевна - моя хорошая приятельница :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]unclepaddy@lj
2009-04-19 23:37 (ссылка)
А ведь маржинальный рисунок жив, а? курилка!..

Спасибо. Отменно.

P.S. Говорят, А.С. Пушкин чуть ли не половые акты изображал в конспектах (ясно, цезура пропустила нам лишь всякую кюхельбекерность да классический профиль потомка арапа) - ах, эти мужчины!..

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:12 (ссылка)
Жив, конечно! Куда он денется! Говорят, моя покойная подруга сберегла если не тетрадки, то мои рисунки в её тетрадках - а я их уже и не помню... Но и в моих собственных хватает. Однако все в рамках приличия.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]unclepaddy@lj
2009-04-20 16:58 (ссылка)
Интересно, каковы рамки приличий для гения?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tambovchanka1@lj
2009-04-20 02:34 (ссылка)
Меня больше всего восхищают камзолы, парики и портретное сходство с некоторыми персонажами!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 03:12 (ссылка)
Сама дивлюсь - на сходство я особенно не претендовало. Видимо, типажи были яркие.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tambovchanka1@lj
2009-04-20 06:03 (ссылка)
Да, и рисующая одаренная :))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]stvne@lj
2009-04-20 06:17 (ссылка)
Как говорит современная молодёжь - "Ну, ва-а-а-а-аще!!!"
Конечно, это большое счастье, когда встречается преподаватель (УЧИТЕЛЬ), который может совершенно естественно, "на пальцах" и буквально в двух словах объяснить и даже показать неподъёмнейшие вещи. Мне приходилось встречать таких, как ни странно, даже в серьёзных технических дисциплинах. Самое главное, что им удавалось передать, это чувствование студентами смысла и духа, заключённого между знаков формул и т.п.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 09:46 (ссылка)
Да, нам здорово везло...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alder_zp@lj
2009-04-20 06:22 (ссылка)
Великолепно!

(Ответить)


[info]marinola@lj
2009-04-20 08:33 (ссылка)
Посмотрела. Со всех сторон наползли смешанные чувства... О картинках не говорю, они замечательные (и подлежат публикации, несомненно!). Непонятно, как ты успевала рисовать в Процессе?... Но дело не в этом.

Мы, конечно, учились раньше, но ведь НЕМНОГО раньше - а ты (как и многие мои ученики потом)описываешь ВП, будто, совсем другого человека... То, что его лекции были фундаментальны настолько, что в практическом консерваторском курсе строгого стиля учить было уже нечего - это факт. Но остальное? Может быть это был не его год, не его курс, особые жизненные обстоятельства - не знаю: у нас все было очень точно + очень сухо (до педантичности), без музыкально-стилевых иллюстраций и без всяких метафорических пояснений. Разбираться в конспекте приходилось дома самим.
Весь шарм человеческого общения был сосредоточен в классах у Д.А.Блюма, Ю.А.Фортунатова и Ю.Н.Холопова. А полифонию - скорее, отбывали (мне так кажется... простите меня, поклонники ВП!).
Было впечатление, что ВП на что-то в своей профессиональной карьере сильно рассержен: один раз он сказал нам (учащимся 4-го курса училища): "Моя бы воля - я бы эту консерваторию сжег!". Вполне возможно, что у него тогда были нелады с кафедрой, но для нас, мечтающих туда поступить, это прозвучало сильновато...

Я очень рада, что, судя по всему, его стиль преподавания затем изменился (или вернулся к прежнему?). Это лишний раз доказывает, что нельзя однозначно судить о педагоге, он тоже человек и может меняться))). В любом случае, я благодарна ВП за хорошую полифоническую дрессуру.

Индексы-вертикалисы я тогда знала нормально, но писала, как и ты, прежде всего, по слуху, старалась наслушиваться побольше строгостильной музыки - это помогало куда как вернее.
А училищная полифония для меня - это Д.А.Блюм, с которым мы, слава богу, перепели в классе и его "Полифоническое сольфеджио" и столько строгостильности, что нам хватило на всю консерваторию.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2009-04-20 09:50 (ссылка)
Д.А. был, конечно, великий человек! Мы с ним пропели всё "Искусство фуги" (где четырехголосие) - собственно, с этого и начали. Он знал, что мы его жутко боимся, и первые уроки никого единолично не спрашивал - пели все вместе. А потом уж по привычке, по контрапунктику в завершение урока...

В.П. действительно было с нами "в ударе". Близости человеческой не было, но афоризмы так и сыпались, и я их все записывала. Рисовать тоже успевала - пока он для передышки расскажет байку, я уж начеркаю что-нибудь этакое.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]marinola@lj
2009-04-20 10:30 (ссылка)
Дмитрий Александрович был, прежде всего, необыкновенно добрый и светлый человек: очень остроумный (бывало, колкий), но никогда не желчный. Его любили, им восхищались. Мы его не боялись (хотя за всех не буду говорить, это всегда неверно). Я, во всяком случае. Он меня раз послушал в 6 классе, я, без проблем, все написала и ответила, сыграла свои сочинения - и он решил, что меня надо перевести в мерзляковскую школу (из районной). И перевел - в середине года. )))

Сольфеджио для меня был просто спортивный предмет, главным и самым важным содержанием которого был сам педагог. Собственного смысла предмета этого я, пока училась - не очень понимала (а что там делать-то? Ну - написала, ну - определила...). Презабавно иногда жизнь складывается))).

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marinola@lj
2009-04-20 11:11 (ссылка)
Чтобы остальным участникам дискуссии было визуально понятнее, о Ком мы говорим, даю ссылку на фото, где оба наших выдающихся педагога сидят вместе (внизу картинки сделаны мышенаводные подписи).

http://marinola.mylivepage.ru/image/278/3183

(Ответить) (Уровень выше)


[info]tschaikonna@lj
2010-04-11 19:48 (ссылка)
Грандиозно! Сразу хочется помчаться в библиотеку и взять там к ужину парочку ракоходных канонов, прости, Господи... :-))Ангел с лицом старого Верди и чёртик с телом льва со средневекового герба - это и правда шедевр. Просмотрела несколько раз в поисках задержания с наручниками и перечения с перечницей... ведь наверняка же есть!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2010-04-12 00:29 (ссылка)
Наручников у нас как-то не практиковалось ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tschaikonna@lj
2010-04-12 05:26 (ссылка)
Завидую... а у нашего брата струнника - очень даже широко.:-)Приходишь на урок, а там уже все инструменты пыток... что же, и перечниц не водилось? ;-)
Я думаю, что из всего этого надо срочно издать учебник!Что-нибудь вроде " Про фужицы и лужицы или Весёлая полифония"...а то ведь сопрут же и издадут сами!Была бы я акула бизнеса, я бы наверняка так и сделала. А то такие сокровища пропадают... и пусть дикая хозяйка тогда за авторскими правами охотится, она уж точно специалист!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2010-04-12 05:38 (ссылка)
Наши издатели мышей не ловят, а за свои деньги я это издавать уж точно не буду.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]tschaikonna@lj
2010-04-12 09:25 (ссылка)
А кто у нас сидит в ванне? Эпикур и Архимед в одном флаконе? :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2010-04-12 12:33 (ссылка)
Ну, не Марат же! :)

(Ответить) (Уровень выше)