Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет cleofide ([info]cleofide)
@ 2011-01-21 09:08:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Концерт для императора
Хороший был вчера концерт в Рахманиновском зале!



Пианист Сергей Главатских играл нетривиальную программу: в первом отделении - три сонаты Муцио Клементи, во втором - две сонаты и две пьесы Моцарта.

И каждый в зале мог вообразить себя на месте императора Иосифа, который в январе 1782 года устроил для узкого круга этакое гурманство, чтобы в один вечер выступили и Клементи, и Моцарт. В узкий круг, кстати, входили великий князь Павел Петрович с супругой Марией Фёдоровной, и родственники последней - вюртембергское княжеское семейство, гостившее в Вене.




Интересно, что в самом начале прозвучала соната Клементи B-dur ор.24 № 2 - та самая, которую маэстро играл перед императором, и из которой ехидный Моцарт потом утянул главную тему увертюры к "Волшебной флейте". Обо всём этом известно вполне достоверно, ибо в издании сонаты начала 19 века (которое я видела собственным глазами) волей Клементи прямо в начале помечено, что он играл её на том императорском вечере в присутствии Моцарта.

Две другие сонаты были минорные - f-moll ор. 13 № 6 и fis-moll ор.26 № 2. Обе очень хороши. Вот уж не знаю, что написал бы Моцарт отцу, если бы соперник выбрал для состязания с ним не бодренькую и миленькую сонату B-dur, а что-то минорное. Ведь, если судить по письмам Моцарта, Клементи - и шарлатан, и голый виртуоз, и ничего у него за душой нет, кроме беглости пальцев и умения играть пассажи двойным нотами. Но это ведь неправда (маленький штрих к вопросу о музыкантской зависти даже среди самых великих). Даже в мажорной сонате есть кое-что иное, помимо ловкости и эффектности: и юмор, и грация, и лирика. А  в обеих минорных лирика почти доминирует, и она - "своя", незаёмная.

И как всё-таки здорово, что есть у нас люди, способные заново прочесть эти мало кому известные страницы, представляющие отнюдь не сугубо исторический интерес.



Однако второе отделение, моцартовское, всё расставило по местам.
Хотя и эпоха та же, и стилистика близкая, и технические приёмы похожие, так что можно понять современников, колебавшихся, кому отдать пальму первенства, Клементи или Моцарту (император, вроде бы, всё-таки предпочёл Моцарта), ныне ясно, что у Моцарта "разговор" идёт на совсем ином уровне. Язык - тот же, а смысл - запредельный. И дело вовсе не в  мастерстве, а в  способности гения слышать почти запретное для человеческого сознания.

Для начала Сергей ошарашил Фантазией и Сонатой c-moll. Потом дал слегка перевести двух на "бахообразных" пьесах из сюиты KV 399 - Аллеманде и Куранте. А под конец утешил Сонатой B-dur KV 570, которая как бы "отвечала" клементиевской сонате, открывавшей концерт.

Если первое отделение слушалось с неослабным интересом и большим удовольствием, то второе местами пробирало до мурашек. То, как Сергей интерпретировал Моцарта, особенно Фантазию и сонату, настолько точно совпадало с моими собственными представлениями о том, как это должно звучать и истолковываться, что возникало ощущение какого-то alter ego. Совпало практически всё, до малейших деталей. Даже не на уровне "это мне нравится, а тут бы можно поспорить", - возникало ощущение то ли чтения мыслей, то ли раздвоения сущностей. А ведь, хотя мы давно знакомы с Сергеем, мы никогда не обсуждали с ним этих вещей, и он даже не знал, что я сижу в зале.

У Моцарта есть залихватская песенка-агитка - "Хотел бы я быть императором" (это насчёт войны с турками).
Так вот, вчерашний концерт был по-настоящему императорским.



P.S. А между делом всплыла грустная, очень грустная мысль. Великолепный музыкант, изысканная и необычайно умно составленная программа, сплошь из "деликатесов" и высоких шедевров... И - что? Свободные места в зале были, титулованной публики не наблюдалось вовсе, резонанса в прессе, наверное, не будет никакого.
Нынешней "элите" всё это до лампочки, им подавай "поющие трусы" и голых балерин. А кое-кто, выучив пару аккордов, видимо, решил, что играть на рояле - это так просто. Ни в каких консерваториях учиться не надо.

Чем дальше, тем больше укрепляется ощущение, что все мы занимаемся абсолютно безнадежным делом. Нам пока дозволяют резвиться в нашем маленьком загончике, и даже иногда кидают туда сенца и сухого корма. Пусть, дескать, эти ещё поживут, но новых разводить незачем. Куда выгодней плодить футболистов или щенков породистых.

Но с нами - Моцарт.
А с ними... Тьфу, и говорить-то не хочется.

В общем, "Да здравствует просвещённый абсолютизм!  Ибо он всё-таки лучше непросвещённого".



(Добавить комментарий)


[info]renew23@lj
2011-01-21 04:15 (ссылка)
Как красиво написано, можно представить какой был концерт! И грустные размышления в конце к сожалению правда.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-01-21 06:04 (ссылка)
Программа будет повторена сегодня в 7 вечера в малом зале Филармонии.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olesya_dvoskina@lj
2011-01-21 04:53 (ссылка)
Спасибо!
Спасибо!

(На всякий случай, если кому-то еще интересно - сегодня будет все то же самое в 7 часов в Камерном зале филармонии. Это там же, где Зал Чайковского, только другой вход.)

(Ответить)


[info]olesya_dvoskina@lj
2011-01-21 05:02 (ссылка)
Про "поющие трусы" я как-то не думала - скорее все вспоминаю про Никиту Михалкова. Вот истинно придворный художник!

И само по себе это ведь не означает ничего плохого.

Да, видно, курфюрст не тот пошел...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-01-21 06:09 (ссылка)
Да, которые из грязи в князи, те от грязи уже не отмоются. Я совсем не про плебейское происхождение (сама такая), а о "понятиях", впитанных в родной подворотне и гордо несомых по жизни.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sagittario@lj
2011-01-21 06:51 (ссылка)
спасибо за прекрасный рассказ, хороший концерт!)
и, поскольку к Клементи я давно не равнодушен, позволю себе небольшое уточнение)..
Ремарка Клементи перед "волшебнофлейтовской" его сонатой (о концерте у Иосифа II) была им сделана не на первом ее издании.. Это было издание Молло, вышедшее в Вене летом 1804, т.е. уже после смерти Моцарта, когда популярность его Волшебной флейты была всеобщей, и Клементи вынужден был, с одной стороны, оградить себя от обвинений в плагиате, а, с другой, указать на свое тематическое первенство тут.. Причем сделал это в максимально корректной форме, надо сказать..
Молло тогда издал две сонаты Клементи, обозначив их как ор.41, и если первая соната там по праву носит этот номер, то вторая, та о которой речь, печаталась до этого уже дважды в Лондоне..
В 1789 во втором томе "Оригинальной харпсихордной музыки", изданной Стораче (в соседстве с Моцартом, надо сказать:) и отдельно, как клементиевский оп.24 под №2 вместе с другой его сонатой, изданные Эндрюсом (Andrews).
Т.е. оба раза до написания Моцартом его гениальной оперы, поэтому ни о каких подобных уточнениях Клементи и думать тогда не думал:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]sagittario@lj
2011-01-21 07:05 (ссылка)
ой) забыл написать, что издание Эндрюса датируют 1790-м годом:))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cleofide@lj
2011-01-21 07:07 (ссылка)
Спасибо! Ваша правда. Надо было проверить, не доверяясь памяти. Исправлю.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]notterrier@lj
2011-01-21 09:43 (ссылка)
Но может ведь так быть, что Клементи играл свою сонату проще, чем Сергей Главатских? Мне кажется, сегодня музыканты умеют вытягивать такие нюансы и аллюзии, благодаря дальнейшему развитию музыки, которые могли не сниться музыкантам вроде Клементи, и были исключительно оригинальностью. Всё это - "иное, помимо ловкости и эффектности: и юмор, и грация, и лирика" могли быть лишь ничего не означающим орнаментом для ловкости и грации. Но современные исполнители умеют это немного подправить.

Я думал над этим местом письма Моцарта. (Учитывая, разумеется, не исключитвльность критики великих композиторов в адрес других.) Мне кажется, характер Моцарта - добродушный и честный, заставляет сто раз подумать, прежде чем подумать на зависть. Я склонен подозревать, что он действительно - не увидел ничего подлинного у Клементи.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-01-21 09:51 (ссылка)
Я не собираюсь хулить Моцарта (ещё бы чего не хватало!), но я не склонна его слишком идеализировать. Если внимательно читать те же письма, то выясняется, что он практически ни о ком из коллег-композиторов, кроме Гайдна и в какой-то мере Глюка, не говорит хорошо. Зато нелицеприятных отзывов - уйма. Причины, разумеется, были разные, и кто бы спорил, что какой-нибудь Фоглер или Гесслер перед Моцартом - всего лишь ремесленники, но едкости он на них вылил немало. Быть может, зависть - слишком сильное слово. Скорее - ревность и досада на то, что люди чаще всего не понимали разницу между чистым слитком золота и тонкой позолотой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]notterrier@lj
2011-01-21 10:03 (ссылка)
Да, вот с этим я охотно согласен, в словах Моцарта, в нелицеприятных отзывах - его стремление указать различие, которое он сам видел гораздо яснее. (Между золотом и позолотой.)

Я наоборот думаю, что он критиковал меньше, чем мог, и доказательство как раз - переизбыток похвал Гайдну.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-01-21 10:16 (ссылка)
А что не так с Гайдном? Великий мастер и хороший человек. Тут возразить нечего.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]notterrier@lj
2011-01-21 12:33 (ссылка)
Я не встречал, чтобы Моцарт хвастался, что по сравнению с Гайдном писал принципиально более откровенную, психологическую, философскую музыку. Это указывает, что он прекрасно различал честного мастера от ловкача. И готов был такого хвалить, не сравнивая.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-01-21 13:58 (ссылка)
Такие фразы вообще не в стиле Моцарта. Не его лексикон. Впрочем, про психологическую музыку тогда вообще никто не писал.
Я вообще не понимаю, Вы что - Моцарта от меня защищаете? Не тратьте время.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]notterrier@lj
2011-01-21 14:19 (ссылка)
Обсуждали ремарку о "музыкантской зависти". Мне любопытно понять, действительно ли там была зависть. Но извините, раз неясно, о чём я.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]cleofide@lj
2011-01-21 14:20 (ссылка)
Этого мы никогда не узнаем. Ревность, зависть, дух соперничества - можно называть как угодно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]notterrier@lj
2011-01-21 14:28 (ссылка)
Тогда каждый трактует на свой вкус.
Я полагаю, ничего из названного там не было.

(Ответить) (Уровень выше)

Программа будет повторена сегодня в 7 вечера в малом за
[info]bird456@lj
2011-01-21 16:56 (ссылка)
Огромное спасибо за эту наводку. Были сегодня на этом концерте дружной компанией и получили огромное удовольствие. Замечательный музыкант и очень интересная программа. Я впервые услышала Сергея на Фестивале Нейгауза года два назад и он мне сразу очень понравился. Жаль, что в Москве мало рекламы таких концертов.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Программа будет повторена сегодня в 7 вечера в малом
[info]cleofide@lj
2011-01-21 16:58 (ссылка)
Рада, что так складно всё вышло!
Сергей слишком скромничает и даже друзьям не сообщает, где и что играет. А на афиши редко кто вниательно смотрит. Я дружу с его женой, и потому была в курсе :))

(Ответить) (Уровень выше)